АЗЕРБАЙДЖАН – РОССИЯ: НАСКОЛЬКО ДАЛЕКО ЗАВЕДЁТ ВОЗНИКШЕЕ НЕДОПОНИМАНИЕ?
Публикации | Андрей АРЕШЕВ | 14.02.2025 | 11:08
Похолодание российско-азербайджанских отношений набирает обороты
6 февраля 2025 года власти Азербайджана направили Москве официальное уведомление о прекращении деятельности представительства «Россотрудничества» в Баку. Началась процедура закрытия «Русского дома», ранее прямо обвинявшегося местными СМИ в шпионаже и поддержке сомнительных, с точки зрения азербайджанских властей, проектов и инициатив. Воздерживаясь от резких заявлений, в МИД РФ рассчитывают, что ситуация будет всё-таки разрешена в здравом ключе.
Одновременно азербайджанские власти освободили скандально известную «золотую судью» Хахалеву, ранее задержанную в Баку по запросу российских правоохранительных органов. Местные эксперты рассуждают и о других возможных шагах, которые, возможно, будут предприняты в случае развития ситуации по спирали эскалации. Немногим ранее стало известно об очередном транше «гуманитарной помощи» с берегов Каспия режиму Зеленского на сумму один миллион долларов, а до того – об ограничении пребывания граждан России в Азербайджане сроком не более 90 дней в течение года; не исключается и вариант с введением визового режима, что надо полагать, повлечёт вынужденно-симметричный ответ (либо же ответы) со стороны Москвы, о которых не перестают судачить авторы анонимных телеграм-каналов.
Президент РФ Владимир Путин не планирует выступать с заявлением относительно крушения самолета авиакомпании AZAL, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Как известно, отправной точкой к очевидному кризису в российско-азербайджанских отношениях стал трагический инцидент 25 декабря 2024 года, когда летевший по маршруту Баку - Грозный самолёт «Азербайджанских авиалиний» разбился при попытке жёсткой посадки в аэропорту Актау в Казахстане. Обвиняя в произошедшем российскую сторону, в Баку обещают в случае отсутствия извинений, компенсаций и уголовных дел на предполагаемых виновников инцидента, подать в международные судебные инстанции и экономические арбитражи коллективные иски с привлечением оперативно предложивших свои услуги западных игроков.
Более того, 5 февраля информационное агентство «Туран» со ссылкой на министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана сообщило, что «официальный самолёт президента Ильхама Алиева "Баку-1" столкнулся с внешними техническими помехами во время полёта в Санкт-Петербург на неформальный саммит Содружества Независимых Государств 25 декабря.… президентский самолет внезапно покинул российское воздушное пространство и вернулся в Баку из-за непредвиденных радио-технических проблем… речь идёт о потере сигнала GPS не только над Чечнёй, но и на других участках воздушного пространства РФ, где летал самолёт». Заметим, вброс с явным намёком на повышение ставок был сделан формально через «независимую» информационную структуру, однако едва ли это должно вводить кого-либо в заблуждение.
В январском интервью The New York Times глава Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев заявил, что так называемое «имперское высокомерие» («imperial arrogance») России якобы проявилось в попытках запутать обстоятельства трагедии: «Они по-прежнему смотрят свысока на все эти бывшие советские страны», что может оказаться ошибочным, ибо, как свидетельствуют недавние изменения в Сирии, обстоятельства могут измениться весьма быстро. В этом же контексте можно рассматривать и широкую пропагандистскую компанию, включая резонансный сюжет по одному из телеканалов с утверждениями о том, что, дескать, «когда Россия вторглась в Азербайджан она отдала Зангезур Армении… В начале 1990-х годов именно Армения вторглась в Восточный Зангезур и Карабах, но ни для кого не было секретом, что за этим вторжением стояла Россия». Далее следует прямая речь Ильхама Алиева: «Советские власти забрали Зангезур из наших рук в ноябре 1920 года и совершили преступление против народа Азербайджана. Это было не первое и не последнее их преступление». Как отмечают наблюдатели, знакомые, к примеру, со школьными учебниками прикаспийской республики, её государственная идеология напрочь отрицает какую-либо позитивную роль России на Кавказе как таковую.
Кроме того, по информации из Баку, намеченная на конец января встреча глав транспортных ведомств России, Азербайджана и Ирана по вопросам реализации проекта Международного транспортного коридора «Север – Юг» перенесена без упоминания конкретной причины. Как показывает пример азербайджано-иранских отношений, осложнение политического диалога далеко не всегда приводит к падению объёмов трансграничных грузоперевозок. Складывается впечатление, что Москва и Баку всё-таки стремятся избежать торможения взаимовыгодных экономических проектов, однако отдельные направления двустороннего взаимодействия могут пострадать, в том числе – на площадках международных организаций, где коллективный Запад настойчиво прокачивает антироссийскую «повестку».
Возможно, одна из целей Баку – продемонстрировать изменившиеся реалии постсоветского Кавказа, предполагающие, как минимум, не меньшую зависимость российской стороны от партнёров к югу от Самура, нежели их зависимость от Москвы, вынужденной в условиях наглухо заколачиваемых ворот на Запад нащупывать альтернативные экспортно-импортные маршруты, чреватые всякого рода сюрпризами. Тесные связи прикаспийской страны с Израилем, а также с «прописанными» в Лондоне транснациональными структурами не является особым секретом, да и представлять нынешний Азербайджан целиком и полностью зависимым от Турции было бы, мягко говоря, некоторым упрощением. Минувший январь принёс несколько интересных новостей по части укрепления кооперации между Анкарой и Баку в энергетической сфере, где Азербайджан отнюдь не выглядит ведомым игроком. Играя на нескольких «досках», на Апшероне, вероятно, желали хотя бы отчасти занять утраченное Россией место поставщика трубопроводного газа в Европу, для чего необходим максимально комфортный «вход» в трубопроводную систему на российской территории.
Разумеется, велико стремление раз и навсегда решить и все вопросы с ослабленной после поражений 2020-2023 гг. Арменией, для чего бакинское руководство стремится создать все необходимые условия – как политико-дипломатические и политико-правовые (продолжающийся судебный процесс над бывшими лидерами Нагорного Карабаха), так и сугубо военные. В этой связи, нельзя не отметить едва ли случайное совпадение текущей эскалации с очередной активизацией азербайджанских подразделений на границе с Сюникской областью Армении, куда, по информации специализированного телеграм-канала Рыбарь, перебрасываются военная техника и личный состав, включая подразделения спецназа: «движутся малыми колоннами, чтобы не привлекать внимания».
Едва ли Россия, вовлечённая в затянувшийся вооружённый конфликт на Украине, да ещё и после согласованного вывода пограничников из Мегри, располагает достаточными рычагами влияния на Баку, в то время как одним из проявлений активной работы на иранском направлении стал недавний визит в Иран помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева и его встречи на высоком уровне (в том числе с президентом Масудом Пезешкианом).
Так или иначе, трагическое декабрьское происшествие в воздушном пространстве России, а затем Казахстана, расследование всех обстоятельств которого ещё не завершено, может привести к дальнейшим геополитическим сдвигам «на Кавказе и вокруг него», думать о последствиях которых необходимо начинать уже сейчас.
Андрей Арешев, по материалам: ИнфоШОС
P.S. С целью устранить диспаритет в Азербайджане закрывают филиал МИА «Россия сегодня», пишут местные СМИ.
Азербайджан дипломатия Кавказ политика и право Россия