«ПОСЛЕ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ ПОЛОЖЕНИЕ АРМЕНИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ПОСТОЯННО ОСЛОЖНЯЛОСЬ»
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 01.02.2024 | 11:35
"Роль России как главного гаранта безопасности на Южном Кавказе предполагала сохранение российского военного присутствия на длительный период - такая перспектива была категорически неприемлема для коллективного Запада", - отмечает в интервью "ГА" доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр КРЫЛОВ.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук опубликовал в январе 2024 года монографию "Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития", в которой анализируются ключевые политические процессы в государствах постсоветского пространства с 2020 года и по сей день. С одним из авторов монографии, доктором исторических наук, главным научным сотрудником ИМЭМО РАН Александром Крыловым, мы побеседовали о процессах, происходящих в Армении и регионе Южного Кавказа.
- Г-н Крылов, какой вы видите ситуацию в Армении и какое влияние на нее оказали происходящие в мире глобальные процессы, в частности, конфликт России с "коллективным Западом" и война на Украине?
- Острый конфликт с коллективным Западом и начало Россией СВО на Украине оказали противоречивое влияние на ситуацию в Армении. Введенные США и ЕС санкции против России вызвали массовый приток российских релокантов. Передислокация в Армению российских предприятий, в частности IT-сферы, повлекли за собой рост объемов потребления товаров и услуг. Финансовые трансферты из России достигли беспрецедентного размера в 3,1 млрд долл., резко возросли объемы экспорта в Россию армянской продукции и масштабы реэкспорта через Армению продукции из других стран. Возросший приток российских туристов обеспечил большие доходы туристической отрасли. В итоге, напомню, в 2022 году Армения заняла 4-е место в мире по показателю экономического роста, который составил 12,6%.
Однако, очевидно, что внешние факторы, обусловившие рост армянской экономики, имеют непредсказуемый и временный характер. Уже в апреле 2023 года темп роста показателя экономической активности резко упал. Если в марте, по сравнению с февралем, рост этот составил 10,9%, то в апреле, по сравнению с мартом, – всего 3,4%. Подобные тенденции сокращения темпов роста заметны и по ряду других параметров. И это признак того, что один из основных драйверов прошлогоднего экономического бума в РА теряет силу, нарастающий отток релокантов из Армении может привести к снижению ВВП на 5-10%.
Другим негативным для Армении фактором является активность усилий западной дипломатии по прекращению реэкспорта в Россию через третьи страны. Директор управления по координации санкций Госдепартамента США Дж. О'Брайен заявил, что Армения является одной из пяти стран, помогающих России обходить санкции (наряду с Турцией, Казахстаном, Грузией и ОАЭ). Специально созданные "переговорные группы" из США начали оказывать жесткое давление на власти данных государств с целью скорейшего прекращения реэкспорта в Россию. Очевидно, если "переговорной группе" из США удастся вынудить правительство Армении ввести ограничительные меры на торговлю с Россией, страна лишится значительной части доходов, и это окажет негативное влияние на социально-экономическую ситуацию.
- А что скажете о безопасностной сфере, в частности, в контексте территории и границ? Что имели и что имеем?
- Давайте для начала вспомним, что в августе 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении, которая основывалась на "необходимости восстановления исторической справедливости и праве наций на свободное самоопределение" в соответствии с совместным Постановлением Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года "О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха". Идея Объединенной Армении была подтверждена возвратом постсоветской Армении к государственным символам Первой республики: флагу, гербу с изображением горы Арарат, с Ноевым ковчегом и объединенными в единое целое гербами четырех царств исторической Армении, и гимну.
Первая статья принятой в 1995 году Конституции РА гласит, что основой политической системы государства являются фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, которые были закреплены в Декларации о независимости Армении. Таким образом, идея воссоединения исторических армянских территорий получила законодательное оформление и продолжает сохраняться до сих пор в Основном законе Республики Армения. Свое практическое воплощение она получила в виде самоопределения армянского населения НКАО и провозглашения независимости Нагорно-Карабахской республики как промежуточной стадии для ее последующей интеграции с Арменией. После заключения перемирия в Нагорном Карабахе в 1994 году армянское правительство было сосредоточено на обеспечении безопасности и постепенной интеграции с Республикой Армения территории НКР.
После победы в Первой карабахской войне (1992-1994 гг.) армянское правительство проводило курс на интеграцию с Республикой Армения территории Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), независимость которой была провозглашена 6 января 1992 года. Армянская позиция на переговорах по урегулированию карабахской проблемы (единая у Еревана и Степанакерта) базировалась на "пакетном принципе", который предполагал единовременное решение проблемы статуса НКР на основе права наций на самоопределение и возврат под власть Азербайджана тех территорий, которые после войны стали для НКР "поясом безопасности" и контролировались армянскими вооруженными силами. Позднее армянская сторона продолжала настаивать на "пакетном принципе", но расширила свои требования и на "пояс безопасности" с использованием определения "НКР (Арцах) в фактических границах" (то есть включая и "пояс безопасности" из прилегающих к бывшей НКАО районов) общей площадью примерно 11,5 тыс. кв. км.
- Все изменилось после 44-дневной войны…
- Изменилось преимущественно с того момента, как после введения в зону карабахского конфликта российского миротворческого контингента Ереван поддержал инициированное США и ЕС возобновление переговоров об условиях мирного договора с Азербайджаном без участия России. Тем самым значение трехсторонних соглашений и договоренностей, достигнутых сторонами конфликта при посредничестве Москвы, были в значительной степени обесценены. При этом еще в декабре 2022 года Рубен Варданян, будучи в то время госминистром НКР, подтвердил неизменность принципиальной позиции: "Мы видим один вариант отношений с Баку – если они примут то, что Арцах будет независимой от Азербайджана страной. Мы должны найти формулу проживания бок о бок, но порознь". Представители непризнанной республики подчеркивали, что "уважение права народа Арцаха на самоопределение и признание результатов реализации данного права является единственным способом достичь урегулирования конфликта". Более того, заявлялось о том, что азербайджанское руководство должно понести наказание за "незаконную силовую оккупацию большей части территории Республики Арцах и совершенные военные преступления".
- Почему Минская группа ОБСЕ и, в частности, Россия, будучи стратегическим союзником Армении, не заняла более жесткой позиции по отношению к преступным действиям Азербайджана?
- В контексте острого конфликта России с коллективным Западом МГ ОБСЕ де-факто прекратила свою деятельность. Москва сосредоточилась на формате трехстороннего диалога России, Армении и Азербайджана. Именно этот скрытый от посторонних глаз непубличный формат в ноябре 2020 года позволил подписать Трехстороннее заявление и прекратить военные действия в Нагорном Карабахе. При этом позиция российской стороны в контексте определения статуса Арцаха была выражена совершенно четко: отложить вопрос статуса, что давало возможность армянской стороне выиграть время. Однако Ереван продолжал настаивать на дальнейшем обсуждении проблемы статуса Нагорного Карабаха в контексте нормализации отношений Армении и Азербайджана. В ответ Баку все больше наращивал военно-силовое давление на Армению и население непризнанной НКР.
Неопределенность линии разграничения зоны ответственности РМК в Нагорном Карабахе и отсутствие обозначенной на местности границы между Арменией и Азербайджаном были использованы Баку для установления контроля над стратегически важными коммуникациями и высотами в Нагорном Карабахе и приграничных районах Армении. Под военно-политическим прессингом общая площадь занятых азербайджанской армией в 2021-2023 годах армянских приграничных территорий составила около 150 кв. км., при этом контроль азербайджанской армии над стратегически важными высотами под Джермуком давал Баку возможность полностью блокировать наземное сообщение Армении с Нагорным Карабахом и Сюником.
В итоге, через 2 года после окончания Второй карабахской войны, 23 сентября 2022 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Никол Пашинян заявил, что Армения готова к взаимному признанию территориальной целостности при условии вывода войск Азербайджана с приграничных армянских территорий. При этом Пашинян не упомянул темы самоопределения арцахцев и статуса Арцаха. Позиция же Баку осталась неизменной в духе: карабахской проблемы больше не существует, проблема особого статуса для Нагорного Карабаха обсуждаться не может, права армянского населения должны быть такими же, как у остальных граждан Азербайджана.
- После чего Азербайджан начал многомесячную тотальную блокаду Арцаха, плюс в Лачинском коридоре был установлен азербайджанский КПП, и ведь Баку переварил свои действия, противоречащие всем нормам международного права?
- Баку проигнорировал осуждение своих действий Москвой, Вашингтоном и Парижем – так и есть. Не сказать, что руководство Армении не понимало, что происходит. Вспомним заявление Пашиняна о том, что "своими действиями Азербайджан преследует одну цель: сломить волю армян Карабаха жить на своей родине. По нашим сведениям, план Баку таков: довести экономическое и психологическое давление до кульминационной точки, после чего на несколько дней открыть коридор, ожидая, что армяне массово покинут свои дома, и затем снова закрыть коридор. И так несколько раз, пока последний армянин не покинет Нагорный Карабах". Между тем власти РА дистанцировались. 20 января 2023 года министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян заявил: "6- й пункт трехстороннего Заявления от 9 ноября 2020 года, регулирующий вопросы, связанные с Лачинским коридором, не предусматривает какой-либо функции Армении, связанной с обеспечением бесперебойной работы коридора. Обеспечение нормальной работы коридора является обязанностью Азербайджана и миротворческих сил Российской Федерации. А вопросы, связанные с внутренней жизнью Нагорного Карабаха, находятся в ведении властей Нагорного Карабаха, и власти РА здесь также не имеют никакой функции". После поражения во Второй карабахской войне положение Армении на международной арене постоянно осложнялось.
- В чем вы видите причину?
- Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года и последующие соглашения, заключенные под эгидой России, открывали возможность нормализации армяно-азербайджанских отношений и стабилизации ситуации в регионе. Однако роль России как главного гаранта безопасности на Южном Кавказе предполагала сохранение российского военного присутствия на длительный период, так как у него отсутствовала реальная альтернатива. Такая перспектива была категорически неприемлема для коллективного Запада. В результате начала нового цикла переговоров об условиях мирного договора между Арменией и Азербайджаном при западном посредничестве было, как я сказал выше, обесценено значение уже заключенных под эгидой России трехсторонних договоренностей.
При этом переговорные позиции Еревана только ухудшались: Азербайджан под предлогом затягивания переговоров армянской стороной получил возможность наращивать военно-силовое давление на Армению и остающееся в контролируемой РМК зоне безопасности армянское население. В июне 2023 года азербайджанский МИД заявил об отказе от договоренности признавать основой для определения государственных границ Армении и Азербайджана карты советского Генштаба 1975 года, что открывало возможность как для удержания азербайджанской армией занятых после Второй карабахской войны стратегически важных приграничных территорий Армении, так и для дальнейшей экспансии. Армянская дипломатия стремилась нейтрализовать наступательную стратегию Баку путем наращивания сотрудничества с дружественными странами…
По материалам: Голос Армении
Продолжение следует
Азербайджан Армения безопасность дипломатия Нагорный Карабах Россия