ПАМЯТИ ИРИНЫ ЕГОРОВОЙ И ЖУРНАЛА «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ»
Публикации | Коллектив авторов | 05.01.2024 | 23:42
Международный журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ» выходил в 1998-2021 гг. Его бессменным главным редактором был директор Института центральноазиатских и кавказских исследований в шведском городе Лулео, доктор политических наук Мурад Эсенов. Ирина Егорова оставалась бессменным ответственным секретарем и представителем журнала в Российской Федерации. Во многом благодаря ее усилиям это издание завоевало авторитет и широкую известность.
Журнал выходил на русском и английском языках, это делало публикации авторов из России, государств Центральной Азии и Южного Кавказа доступными для той части зарубежных исследователей, которые не владеют русским и другими языками народов бывшего СССР. Поэтому они знакомились с публикациями ученых из России и постсоветских государств на английском языке, цитировали их статьи в английском варианте. Мы не раз на международных конференциях встречались с зарубежными учеными, политиками и экспертами, которые знали нас и наши исследования благодаря публикациям в журнале «Центральная Азия и Кавказ».
Бывало, что публикации в журнале вызывали настолько большой интерес, что зарубежные научные центры и издания устанавливали контакты с их авторами через редакцию. Именно так произошло вскоре после первой публикации А.Б. Крылова в журнале («Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма», № 3, 1999), написанной на основе проведенных в постсоветской Абхазии полевых исследований. Специализирующийся на религиоведческой тематике итальянский журнал «Religione e Societa» через ответственного секретаря журнала Ирину Егорову предложил опубликовать расширенный вариант этой статьи на итальянском языке. В итоге в 2002 г. был опубликован специальный выпуск этого журнала под названием «La religione tradizionale degli abchazi: la situazione attuale» («Religione e Societa. Il mondo russo dopo l’ateismo di stato». Napoli, Italie, № 42, 2002).
Наше сотрудничество с Ириной продолжалось несколько десятилетий. После окончания учебы на Восточном факультете Ленинградского государственного университета она работала в Издательстве восточной литературы Института востоковедения АН СССР в Москве. Как научный редактор отдела Ближнего и Среднего Востока специализировалась на подготовке к печати трудов отечественных авторов по исторической и современной иранской и афганской тематике.
Ирина начала работать в журнале «Центральная Азия и Кавказ» с момента его основания. Во многом благодаря ее неутомимой деятельности он приобрел большой авторитет и вошел в основные международные рейтинги, в том числе в рейтинг периодических изданий Скопус. Когда в России и других постсоветских государствах этот рейтинг стал использоваться как один из основных показателей оценки результатов научной деятельности, журнал приобрел для его авторов из академических институтов особую значимость.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. зарплаты в научных организациях России были символическими и выплачивались нерегулярно. В те годы гонорары за публикации в журнале «Центральная Азия и Кавказ» были ощутимой поддержкой для многих авторов из России и других постсоветских государств.
Ирина занималась отбором статей различных авторов тактично и профессионально. В результате в 1990-х – начале 2000-х гг. вокруг журнала сформировалось авторитетное сообщество экспертов, которые специализировались на изучении Центральной Азии и Кавказа. Однако уже к началу 2010-х гг. стали очевидными нарастающие трудности: с приходом эры интернета множились альтернативные электронные и печатные издания, на постсоветском пространстве создавались все новые экспертные и аналитические центры с собственными изданиями. Самым негативным образом сказалась воцарившаяся в России и других постсоветских государствах механическая «наукометрия»: в журнале становилось все больше публикаций, авторы которых были заинтересованы прежде всего в получении желанного для отчетности Скопуса. В результате публиковалось все больше статей под несколькими фамилиями, кратких по объему и бесцветных по содержанию. Для Ирины Егоровой эти проблемы были очевидными, она сильно переживала за судьбу журнала, в котором проработала четверть века.
Печально и символично, что журнал «Центральная Азия и Кавказ» прекратил свое существование почти одновременно с уходом одного из своих создателей – Ирины Егоровой. В конце 2021 г. вышел последний его номер (том 24, Выпуск 4, 2021). Вскоре после этого 26 марта 2022 г. после тяжелой и продолжительной болезни умерла и посвятившая журналу значительную часть своей жизни Ирина Егорова. Это стало невосполнимой потерей для всех ее коллег, которые плодотворно сотрудничали с ней в течение многих лет и даже десятилетий.
Светлая ей память…
И немного личных воспоминаний. Однажды И. Бабич приехала к ней в офис, чтобы получить журнал со своей статьей, и решила с ней посоветоваться: в Институте планировалась аттестация, и она колебалась подавать ли документы на должность главного научного сотрудника. Ирина уверенно ответила: «Конечно, подавать, кому, как не Вам быть главным научным сотрудником». И освободила от колебаний. И.Л. Бабич подала документы и получила эту должность.
Ирина Бабич, Александр Крылов
Источник: Бабич И.Л., Крылов А.Б. Памяти Ирины Егоровой и журнала «Центральная Азия и Кавказ» // Электронный журнал «Кавказология». – 2023. – № 4. – С. 532-534.
* * *
Дополнение к статье от подруги Ирины Егоровой Жанны Григорьевой:
Мы с Ирой жили в одной комнате в "четверке" на Детской улице в Ленинграде - страшно сказать! - 45 лет назад.
Нет уже прежнего имени города, нет "четверки", просто жилой дом на уже "неДетской" улице, нет Иры...
Когда я впервые увидела ее кудрявую копну волос, блестящие карие глаза, услышала веселый голос и задорный смех, мне сразу захотелось с ней подружиться,что и было исполнено. И потом было несколько питерских студенческих лет, полных дружбы, веселья, шумных компаний, поездок и приключений. Мы с ней вместе ездили по городу и окрестностям, устраивали вылазки в Таллин и Ригу, а в летние каникулы отправлялись в походы, жили в палатках на берегу теплого моря. Столько разговоров по душам, столько сердечных радостей и горестей - мы всем делились друг с другом. В чем был ее секрет, только гадаю, но в ее присутствии у меня было всегда чудесное настроение, о чем я ей не без удивления говорила...
Взрослая жизнь разводила по разным сторонам и берегам разных - и тёплых и не очень - морей. Но время от времени встречались и вновь становились подругами до следующего поворота судьбы. Помню, как уже после окончания универа, году в 1984, мы с ней слушали "Гамлета" с Высоцким в записи в аспирантской мгимошной компании, хрестоматийный монолог "быть или не быть" звучал как набат... И крутой поворот не заставил себя ждать.
В её взрослой жизни ей пришлось несладко, нам всем госпожой Удачей было отмерено жить в эпоху перемен... Не раз и не два Ира меняла профессию и род занятий. Я помню, как она с головой погрузилась в обучение работе редактора, как умела сконцентрироваться, проявить волю и отвергнуть другие интересы и соблазны. Как она восхищалась людьми, которые окружали ее в редакции, в т.ч. Мажейко И.В. (Киром Булычевым). Мне кажется, был в ее жизни непростой период духовных мировоззренческих метаний в поисках духовных опор. Одно время она обдумывала возможность совершить хадж и звала меня с собой. Долгие годы Ире пришлось жить на съемных квартирах. Моя семья не раз помогала ей с переездами и ремонтами. Вы думаете, она унывала - отнюдь!
Мне кажется, гармонию она обрела, когда стала заниматься изданием научного журнала. Ира умела не только делить с друзьями и коллегами горести и поддерживать в трудные времена, она умела искренне радоваться успехам и удачам окружающих людей, что, согласитесь, требует особенных душевных сил и великодушия. Может быть, в этом ее секрет, не разгаданный мной в юности, и многим из нас теперь предстоит вспоминать о ней с благодарностью.
Григорьева Жанна, 1976-1981, арабская филология
Кавказ