НОВАЯ ПОПЫТКА НОРМАЛИЗАЦИИ АРМЯНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 23.12.2021 | 12:28
Первая встреча специальных представителей Армении и Турции по вопросам нормализации двусторонних отношений пройдёт уже «в ближайшее время», рассказал на днях министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Исход переговоров совсем не ясен, однако некоторые СМИ и отдельные авторы уже пишут о «примирении» между двумя странами, что абсолютно не соответствует действительности. Не приходится сомневаться в том, что процесс примирения будет сложным и очень долгим. Если вспомнить аналогичные или близкие процессы в поствоенной Европе, можно вести речь о нормализации или относительной нормализации двусторонних отношений, а не о каком бы то ни было «примирении».
Нормализация армяно-турецких отношений представляется достаточно сложным процессом ещё и потому, что во время прошлогодней войны в Карабахе Анкара открыто поддержала Баку не только оружием, так и людьми, причём не только военнослужащими своей армии (от высшего офицерского состава до командиров подразделений), но и несколькими тысячами сирийских «джихадистов». Об их участии в боевых действиях на стороне Азербайджана делали заявления руководители спецслужб России и Франции. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) в декабре 2020 года потребовали немедленно вывести всех наемников из зоны конфликта.
Кроме того, напомним, что Турция является постоянным членом Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, т.е. формально посредником. Таким образом, участие Турции в прошлогодней войне на стороне Азербайджана – возможно, один из редких случаев в новейшей мировой истории, когда формальный посредник принимает участие в боевых действиях, оказывая поддержку одной из сторон конфликта. Впрочем, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган особо не засвечивал роль своего государства в обеспечении военно-политического успеха прикаспийских «братьев». Так или иначе, но последние действия Анкары добавляют ряд осложнений и в без того непростые армяно-турецкие отношения.
Напомним также, что с апреля 1993 года Турция блокирует сухопутную границу с Арменией. Правда, с конца 1990-х годов, в течение почти 20 лет одна из турецких авиакомпаний совершала чартерные рейсы из Стамбула в Ереван, но потом она обанкротилась. В свете этой истории, скорее всего, будут возобновлены чартерные авиарейсы между двумя странами. Другое дело, что есть вероятность, что теперь они будут совершаться и армянской авиакомпанией.
Еще вопрос: с 1 января с. г. Армения, в ответ на участие Турции в боевых действиях в Карабахе на стороне Азербайджана закрыла свой рынок для импорта турецких товаров. В текущем году стройматериалы, трикотажные и хлопковые ткани, натуральная кожа и незначительный объем других турецких товаров ввозились через третьи страны (в том числе страны ЕАЭС). За январь-август 2021 года импорт турецких товаров в Армению сократился почти в 10 раз.
Представителем Турции на переговорах с Арменией стал опытный карьерный дипломат Сердар Кылыч, известный также тем, что он работал в странах проживания больших армянских общин и с сильными лоббистскими организациями, с которыми он, собственно, и сталкивался. В частности, он возглавлял турецкие посольства в Ливане, Объединенных Арабских Эмиратах и в США (здесь он работал 7 лет). Кроме того, Кылыч также возглавлял департамент МИД Турции, ответственный за отношения с НАТО, работал в Совете национальной безопасности страны и был послом в Японии.
С армянской стороны специальным посланником назначен вице-спикер Национального собрания (парламента) Рубен Рубинян. Ему 31 год. В 2010 г. он окончил факультет международных отношений Ереванского государственного университета, а год спустя Университетский колледж Лондона (UCL), где получил магистерскую степень по специальности «политика и безопасность». В 2012 г. получил диплом магистра Ягеллонского университета в Польше по специальности «Европоведение». В парламенте предыдущего созыва он возглавлял парламентскую комиссию по внешним связям. Р. Рубинян, видимо, входит в «ближний круг» премьер-министра и, судя по всему, будет получать инструкции по ведению переговоров именно от него, минуя внешнеполитическое ведомство.
Большинство местных наблюдателей восприняли назначение Рубиняна с известной долей скепсиса, указывая на недостаток у него дипломатического опыта. Однако, по всей видимости, решающую роль при его назначении всё- таки сыграла близость к Н. Пашиняну.
На должность спецпредставителя Ереван назначил Рубена Рубиняна
Как полагает известный российский эксперт по региону Сергей Маркедонов, вопрос нормализации отношений с Арменией для Анкары выходит за рамки двусторонней повестки. Поддерживая своего стратегического союзника Азербайджан, Турция пытается оказывать давление на армянскую сторону. Кроме того, это будет попытка оказания косвенного давления и на Москву, эксклюзивное положение которой в регионе бывшего советского Закавказья будет и далее ставиться ею под сомнение.
Кроме того, отношения с Арменией – это и часть «американского» меню турецкой внешней политики. В этом контексте следует рассматривать не только назначение на пост специального представителя С. Кылыча, но и рабочий визит в Вашингтон секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна, где он встретился с советником президента США по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном.
…В 2000-х годах Армению и Турцию уже пытались мирить. Тогда была создана армяно-турецкая комиссия по примирению (TARC), в которую вошли по четыре эксперта с каждой стороны. С армянской стороны это были два бывших дипломата и два представителя самых больших диаспор – российской (профессор МГИМО Андраник Мигранян) и американской – Ван Крикорян (нынешний сопредседатель «Армянской Ассамблеи Америки»). Работу в комиссии вел американский профессор Венской дипломатической академии Дэвид Филлипс.
Члены TARC обратились в Международный центр правосудия переходного периода с просьбой быть арбитром в вопросе событий, касающихся армян в годы Первой мировой войны в Османской Турции. Естественно, каждая сторона представила свои аргументы.
В феврале 2002 г. в независимом юридическом заключении, заказанном Международным центром правосудия переходного периода, был сделан вывод о том, что резня армян в Османской империи в 1915-1918 гг. «включает все элементы преступления геноцида, как это определено в Конвенции [геноцида], и ученые-юристы, а также историки, политики, журналисты и люди будут вправе продолжать так описывать». Но при этом отмечалось, что все территориальные и имущественные претензии по этим событиям не могут быть приняты, т.к. конвенция Лемкина («Конвенция ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида») обратной силы не имеет.
Отметим, что это арбитражное решение Международного центра правосудия переходного периода является одним из ключевых документов, которые используются лоббистами в различных странах мира, добивающихся признания парламентами геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны. Ничего удивительного в этом нет, т.к. решение было вынесено на основе аргументов и документов, представленных обеими сторонами.
В 2009 году, после года «футбольной дипломатии», при посредничестве США и Швейцарии в присутствии глав внешнеполитических ведомств ЕС, Франции и России были подписаны т.н. называемые «Цюрихские протоколы» между Арменией и Турцией, которые предусматривают начало процесса нормализации отношений и ряд шагов к примирению.
Для вступления в силу данный протокол должен быть ратифицирован парламентами обеих стран. Турецкая сторона, которая должна была сделать это первой, затягивала процесс. В 2010 году Конституционный суд Армении признал армяно-турецкие протоколы соответствующими конституции страны, после чего турецкое правительство отказалось от данных соглашений.
В феврале 2015 года армянская сторона отозвала протоколы из парламента, сославшись на отсутствие политической воли у турецкой стороны. Затем 1 марта 2018 года тогдашний президент Армении Серж Саргсян подписал указ об их денонсации.
Говоря о необходимости нормализации армяно-турецких отношений, Ереван соглашался на этот процесс при отсутствии каких-либо предусловий, не выдвигая требования о признании факта геноцида со стороны Анкары. Теперь, после «второй» войны в Карабахе, в Турции, видимо, полагают, что выполнили все свои «братские» обязательства перед Баку и теперь нужно вернуться к вопросу нормализации отношений с Арменией. Однако мы предполагаем, что в обмен на согласие обменяться дипломатическими представительствами и открытие железной дороги Карс – Гюмри турецкая сторона выставит предусловия.
В первом приближении они могут выглядеть следующим образом:
– требование заявления Еревана о признании Карского договора 1921 года. Заметим, что Армения никогда не делала заявлений о том, что не признает договор и не делала попыток денонсировать его. То же самое относится к признанию территориальной целостности Азербайджана и Турции. Напомним, что, вступая в 1992 году в ОБСЕ, а затем на саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле Армения признала территориальную целостность соседей,
– открытие экстерриториального «Зангезурского коридора» или иного коридора, связывающего Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономией. Данное требование, по сути, является геополитическим и геоэкономическим проектом Организации тюркских государств и представлено в их основополагающих документах,
– открытие армянского рынка для турецких товаров, прежде всего сельскохозяйственных и пищевой промышленности, а также для товаров конечного пользования,
– создание некоей двусторонней «исторической комиссии» по обсуждению «спорных/трудных вопросов» (создание таких комиссий очень популярно в европейской практике). Именно этот пункт является очень важным для Турции, т.к. его реализация теоретически ставит под сомнение факт геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны. Факт, который признали свыше 30 стран, в том числе три страны (Россия, США и Франция) из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН. Принятие этого пункта, по мнению Анкары и персонально С. Кылыча, во многом нейтрализует лоббистские возможности армянской диаспоры.
Мы не беремся прогнозировать, чем завершится очередная попытка нормализации двусторонних отношений, т.к. имеем пример провала уже подписанных документов, которые поддерживали «сильные мира сего». Подождем развития событий.
Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии
Армения дипломатия политика и право Турция