СПЕКУЛЯЦИИ ВОКРУГ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ ПРИЗВАНЫ ОСЛАБИТЬ РОССИЮ
Александр КРЫЛОВ | 21.05.2020 | 21:26
События на Кавказе XIX века требуют серьезного изучения
Александр Борисович Крылов - главный научный сотрудник сектора Кавказа ИМЭМО РАН, доктор исторических наук, президент Научного общества кавказоведов (Москва).
- Добрый день! Дата 21 мая 1864 года официально считается годовщиной окончания Кавказской войны. Сейчас, через призму сотен лет, как представляется это событие? Что это было?
- Здравствуйте. Кавказская война - это собирательное название военных действий на Кавказе с 1817 по 1864 год между отрядами местных горцев и армией Российской империи. Она была самой длительной в истории России и это, пожалуй, единственный факт, который никем не оспаривается. Все остальное является предметом дискуссий, а часто и откровенных спекуляций. Уже само название и временные рамки Кавказской войны вызывают споры.
После распада СССР в общем русле тотального переписывания истории получили распространение названия Русско-Кавказская и Русско-Черкесская война. Данные названия не могут иметь научного содержания, так как ни «Кавказ», ни «Черкесия» не были цельным субъектом и единым противником России на Кавказе. Отдельные горские общества много раз переходили то на одну, то на другую сторону, в составе вспомогательных войск на стороне российской армии действовали десятки формирований разных народов Кавказа. Тем не менее, подобная терминология получила широкое распространение и это отвечает интересам тех сил, которые стремятся демонизировать историческую роль России на Кавказе.
Годом начала Кавказской войны принято считать 1817-й, когда прибывший на Кавказ генерал Ермолов начал подготовку к наступлению на Чечню. Эта дата весьма условная, так как не было никого документа об объявлении войны, все мероприятия первоначально имели целью прекратить разбойные набеги горцев на казачьи станицы. Военные действия начались в мае 1818 г. после переправы русских полков через Терек и их продвижения вглубь чеченской территории по направлению к Сунже.
События на Кавказе в первой половине XIX века были тесно связаны с Восточным вопросом – борьбой европейских держав за ожидавшееся наследство «Больного человека Европы» - переживавшей кризис Османской империи. Составной частью Восточного вопроса был Кавказский вопрос - борьба Османской, Персидской и Российской империй за контроль над Кавказом, который был важнейшим стратегическим и коммуникационным регионом. В результате победоносных для России войн с Персией и Османской империей эти державы признали присоединение своих владений на Кавказе к Российской империи. После этого суверенитет Российской империи над данным регионом был признан всеми иностранными державами, однако многие горцы Северного Кавказа не признавали за ними права решать свою судьбу.
- Без интереса «третьих сил» не обошлось?
- Разумеется! Английская и французская дипломатия считали крайне нежелательным дальнейшее усиление позиций России, а возможность повторного «водружения православного креста над Святой Софией» и перехода под российский контроль Черноморских проливов рассматривалась как прямая угроза их колониальным владениям. Так что борьба с разбойными набегами горцев была для властей Российской империи отнюдь не главной целью и об этом свидетельствует знаменитое высказывание Ермолова: «Кавказ - это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать ее, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду!».
- Кто с кем воевал? Сложился ли в научной среде консенсус по этому поводу? Можно ли чётко разграничить непримиримые и союзнические стороны? В чём был интерес и цель каждой из них?
- Начатая Ермоловым масштабная военная кампания по покорению горцев Северо-Восточного Кавказа разительно отличалась от прежних стычек локального характера. Поэтому именно с этого времени есть все основания оценивать происходившие события в качестве Кавказской войны. Продвижение войск вглубь Чечни и Дагестана имело целью не очередное замирение тех или иных групп горцев, а установление прямого российского контроля над всей территорией Северного Кавказа. Поэтому на занимаемых армией территориях началось строительство укрепленных пунктов и дорожной сети, непокорные аулы разрушались, их жители насильно переселялись на равнину под контроль российской администрации.
При этом военные действия не велись постоянно, наряду с силовыми методами действовавшая на Кавказе администрация задействовала широкий набор мер, призванных обеспечить мирную интеграцию горцев в состав российского государства.
Основные военные события Кавказской войны происходили в Чечне и Дагестане, где развернулись военные действия между русской армией и имаматом Шамиля. В это же время на Северо-Западном Кавказе против русской армии воевали причерноморские адыги. Военные действия происходили на территории двух отдельных четко локализованных очагов, при этом большинство горцев оставались «мирными» и с Россией не воевали.
После капитуляции имама Шамиля в Гунибе в 1859 году причерноморские адыги оставались последним препятствием к утверждению контроля России над всем Кавказом. В итоге их отчаянное сопротивление было подавлено и 21 мая 1864 года генерал Граббе провёл в честь победы военный парад в урочище Кбаада (Красная Поляна).
Кавказская война была закончена, вся территория Кавказа была поставлена под контроль властей Российской империи.
- Насколько судьбоносный след эта война оставила в истории России и других народов, вовлечённых в неё?
- Кавказская война была длительной и кровопролитной, однако в русской исторической памяти она оказалась в тени таких судьбоносных для нации событий, как Отечественная война 1812 года, Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная война. В исторической памяти русских эта война не отождествляется с прямой угрозой Отечеству или с проблемой выживания нации. Несмотря на весь трагизм событий тех лет и значительные потери русских войск, она сохраняет в целом позитивный образ своего рода цивилизаторской, хотя и насильственной миссии, защиты единоверцев.
Образ Кавказской войны у адыгов совсем иной. Она отождествляется с катастрофическими человеческими жертвами, разделением нации и трагедией насильственного переселения в Турцию. 21 мая отмечается как официальный день памяти и скорби по жертвам Кавказской войны в Абхазии, Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. У чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев Кавказская война в исторической памяти занимает меньшее место, здесь дни памяти и скорби приурочены к датам массовых депортаций этих народов в 1943-1944-х годов.
- А у закавказских народов?
- У армян и грузин своя историческая память о Кавказской войне, она связана прежде всего с избавлением от турецкого ига, наступлением мира, прекращением постоянных набегов горцев, работорговли и тому подобным.
Подобная разновекторность исторической памяти о Кавказской войне у разных народов современной России приводит к конфликтам по поводу установления памятников, переименований населенных пунктов, юбилейных дат и т.п. Поэтому Кавказская война как трагическая страница истории должна не политизироваться в угоду современной конъюнктуре или чьим-то корыстным интересам, а кропотливо изучаться с опорой на достоверные архивные документы и материалы.
- То есть, на смену эмоциям должен прийти объективный и беспристрастный научный анализ?
- Именно к такому комплексному и научному подходу к изучению Кавказской войны призывал наш недавно ушедший коллега и прекрасный знаток истории региона профессор Виктор Владимирович Черноус. Подводя итог своим размышлениям о влиянии Кавказской войны на современность, он написал следующее:
«Преодоление политического этноцентризма возможно только на основе развития реинтеграционных процессов и целенаправленного формирования общероссийской идентичности, в том числе через систему образования, большую согласованность учебных пособий – федеральных и региональных по гуманитарным наукам и особенно истории.
Важно провести гуманитарную реабилитацию болезненных проблем исторической памяти и этнического сознания адыгов (как и других народов России), деактуализировать и деполитизировать их, сделать упор на становление взаимопонимания и интеграцию, на уважение воинской доблести противоборствовавших сторон, создавать общее символическое пространство (например, памятник «Всем погибшим в Кавказских войнах»), а не увлекаться политизированным переименованием улиц, населенных пунктов или противопоставлением памятников друг другу в разных регионах, как своего рода войну мемориалов.
Здесь важна взвешенная определенность позиции самого государства по данным проблемам и конкретные шаги по решению реально существующих проблем у адыгских и других народов Северного Кавказа и России в целом…»
- Не секрет, что вокруг событий Кавказской войны до сих пор возникают инсинуации, передёргивания, спекуляции, искажения – как исторические, так и смысловые, которые преследуют попытки преподнести всю эту историю в агрессивном контексте. Не могли бы Вы прокомментировать: кем и зачем это делается? Как с этим бороться и нужно ли с этим бороться?
- Всевозможные спекуляции вокруг темы Кавказской войны направлены на противопоставление российской и кавказской идентичностей, на ослабление роли, которую Россия играет на Большом Кавказе. Сплочению российского общества, а не его расколу может способствовать только объективная оценка Кавказской войны как трагического и судьбоносного периода в истории России.
Наряду с популяризацией достоверных сведений о событиях Кавказской войны большую роль в этом могло бы сыграть открытие архивов и обеспечение к ним свободного доступа путем оцифровки документов и их размещения на общедоступных интернет-ресурсах.
Удачным примером подобного рода стали интернет-проекты Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа», «Память народа» и «Первая мировая война». Очевидно, что столь же масштабный проект федерального значения было бы целесообразно осуществить и по истории Кавказской войны.
Вопросы задавал Олег Пономарёв, по материалам: Кавказ сегодня
Фото: Спутник
историография Кавказ Кавказская война Научное общество кавказоведов политика и право Россия Турция