«ИСТОРИЧЕСКИЙ СКЛЕРОЗ»: ПОЧЕМУ АЛИЕВ ПОМНИТ НЖДЕ, НО ЗАБЫЛ НА ПУБЛИКЕ ФАТАЛИБЕЙЛИ И РАСУЛЗАДЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Влад ВАРДАНЯН | 09.05.2020 | 13:44
В годы войны нацистская Германия вынашивала большое количество амбициозных геополитических планов и проектов. Некоторые из них так и остались на бумаге или больной фантазией военных преступников. Но ряд планов нацисты все-таки попытались воплотить в жизнь.
Одним из таких проектов был «Свободный Кавказ», согласно которому будущий рейхкомиссариат должен был быть сформирован при помощи местных мусульманских народов. Неизвестно, почему нацисты сделали ставку именно на мусульман, но это себя оправдало. Создавались национальные комитеты и национальные подразделения - легионы. Одним из самых многочисленных стал азербайджанский легион - Der Aserbaidschanische Legion.
Нацисты умело подходили к делу, используя для вербовки военнопленных и находящихся в эмиграции азербайджанцев их элиту в лице прозябавших в Европе мусаватистов. Основатели «Азербайджанской демократической республики» бежали с Южного Кавказа после его советизации и ожидали удобного случая для мести. Также было создано «Азербайджанское правительство». В него вошли эмигранты-мусаватисты, в том числе Халил Хасмамедов, Мамед Эмин Расулзаде и другие «первые демократы», отцы-основатели азербайджанской государственности как таковой.
Особого упоминания достоин бывший президент Азербайджанской Демократической республики Мамед Эмин Расулзаде, неоднократно посещавший Берлин, где он проводил встречи с нацистской верхушкой и вербовал азербайджанских добровольцев для Вермахта. После поражения нацистов Расулзаде не сдался, а продолжал подрывную деятельность, уже помогая «легионерам» бежать от правосудия в Турцию.
М. Расулзаде на денежной купюре
Благодаря Расулзаде был завербован советский офицер, а затем руководитель «Азербайджанского национального комитета» и один из активных командиров «Азербайджанского легиона» Абдуррахман Фаталибейли. В конечном итоге он попал в плен к британцам и еще долгое время «боролся» против Советского Союза. В Мюнхене Фаталибейли руководил азербайджанской редакцией радиостанции «Свобода».
Вот как описывал Расулзаде встречу с Фаталибейли после смерти последнего:
«Познакомился с одним интересным, понятливым солдатом. Он был удовлетворен, услышав от меня идеи основ национальной борьбы. Азербайджанский национальный комитет ничего не смог объяснить немцам о своих намерениях. Гитлер твердил, что не желает видеть никакого комитета. В итоге он приказывает создать «Персонал связи», который поможет поддерживать связь легионеров со штабами армий. Главой азербайджанского персонала был назначен покойный А.Фаталибейли».
Абдуррахман Фаталибейли. Фото: modern.az
Коллаборационист Фаталибейли отличился не только на политическом поприще, он успел также принять участие в боях против своих бывших сослуживцев. Азербайджанский «легионер» Шамиль Атабек так описывает «подвиги» Фаталибейли: «Начиная с 1942 года, А. Фаталибейли вместе с легионерами находился на фронте. Вскоре героизм находящихся под его командованием легионеров начал восхищать немцев».
Батальоны Азербайджанского легиона принимали участие в боях с Красной армией в Крыму, на Кавказе, Белоруссии, Польше и Украине. По воспоминаниям начальника штаба немецкой (гитлеровской – как лучше) группы армий «А» генерал-лейтенанта Грайфенберга, азербайджанские батальоны «действовали в крупных лесных районах часто полностью самостоятельно, успешно боролись с бандами и отрядами противника и внесли большой вклад в дело обеспечения умиротворения этих районов».
Азербайджанские легионеры также приняли участие в подавлении Варшавского восстания. Историк Сергей Дробязко так описывал участие мусульманских легионов в этой операции:
«Самое активное участие в боях с повстанцами приняли части бригады Каминского (сводный полк в составе. 1700 человек с 4 танками, 1 САУ и 2 гаубицами), 1-й восточно-мусульманский (сформированный на основе частей Туркестанского, Азербайджанского и Волжско-татарского легионов), 5-й кубанский казачий полк Казачьего стана, 209, 572, 631, III/57 и 69-й казачьи батальоны, а также два батальона 111-го азербайджанского полка (I/111-й и II-й батальон «Бергман»)».
О том же пишет в недавно опубликованной в «Независимой газете» статье член Союза журналистов Москвы, доктор технических наук Григорий Шехтман: «На непосредственное подавление восстания немцы кинули русских и украинских эсэсовцев Каминского, части «Казачьего стана», азербайджанские батальоны и карательный полк из уголовников».
Однако все эти преступления Фаталибейли и других азербайджанских пособников фашистов не мешают их потомкам в современном Азербайджане чтить память коллаборационистов и предателей. Между тем единственной заслугой этого деятеля так и осталось командование «Азербайджанским легионом» и дальнейшая антисоветская деятельность.
Более того, по случаю 100-летия Азербайджанской демократической республики при финансировании научного фонда президента Азербайджана был снят документальный фильм о «подвигах» Фаталибейли, который никакого отношения к АДР не имел. Если Мамед Эмин Расулзаде и другие мусаватисты по крайней мере внесли вклад в создание азербайджанского государства как такового, что, конечно, никак не оправдывает факт их сотрудничества с нацистами, то Фаталибейли стоит в одном ряду с такими изменниками, как генерал Власов или многочисленные полицаи на оккупированных территориях.
Руководство современного Азербайджана не устает по разному поводу заверять, что является ярым противником героизации коллаборационистов. Так, на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью ТАСС заявил: «Мы очень решительно осуждаем попытки переписывания истории, искажения правды о Великой Отечественной войне, попытки героизации фашизма и фашистских преступников. Азербайджан на многих форумах открыто высказывался на эту тему, в том числе я неоднократно озвучивал свою позицию. Должен сказать, что эта позиция полностью разделяется азербайджанским обществом».
Эти заявления азербайджанского лидера никак, однако, не мешают его администрации финансировать документальные фильмы о Фаталибейли и других легионерах, тем самым активно содействуя пропаганде деятельности и героизации прислужников нацистов. Приведем и другой пример: в 2017 году в Баку был опубликован опус, о котором мы писали выше, где не просто рассказывается о действиях Азербайджанского легиона, но и с гордостью приводятся факты, свидетельствующие, что именно азербайджанцы были одними из самых близких союзником нацистской Германии.
Вовсе не случайно в Азербайджане выпускаются памятные почтовые марки в честь Расулзаде, возводятся памятники, а указ о праздновании его 100-летнего юбилея издавал и подписывал лично президент Ильхам Алиев. Это совсем не удивительно, если учесть, что Азербайджан на государственном уровне проводит политику расизма и ксенофобии, трансформировав расистские идеи своих отцов-основателей и коллаборационистов-мусаватистов в современные псевдополитические постулаты. Параллельно прикрываясь на международных площадках ничего не значащими лицемерными заявлениями и прибегая к массовому подкупу различных деятелей на разных уровнях (что ярко проявилось в широко известной икорной дипломатии) с целью достижения своих нечистоплотных целей.
Влад ВАРДАНЯН, эксперт аналитического центра «Орбели»
Азербайджан историография