АРМЕНИЯ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» – В ЦИФРАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 30.01.2020 | 00:26
Завершение календарного 2019 года стало своеобразным сигналом к подведению его экономических итогов, которые вызывают достаточно живой интерес не только среди экспертов, но и в обществе.
Правительство Никола Пашиняна заявило о свершении в стране заявленной ранее «экономической революции». Изменения, по мнению правительства, уже стали частью реальности. В частности, исключена возможность искусственных монополий, развивается конкуренция, искореняется коррупция. Более того, революционные изменения уже стали частью экономической жизни страны, отражаясь в показателе экономической активности более чем в 7 %, позволяя рассчитывать на 7-процентный рост экономики по итогам 2019 года (прогноз Центрального банка Армении). Помимо экономических показателей, «революционным», по мнению премьер-министра, является и госбюджет Армении 2020 года, увеличившийся примерно на треть.
Министр экономики Тигран Хачатрян утверждает, что экономический рост в Армении по итогам 2019 года достигнет, как минимум, 7,5 %. Согласно октябрьскому докладу МВФ «Global Manufacturing Downturn, Rising TradeBarriers» (World Economic Outlook), рост экономики Армении на 2019 год ожидался на уровне 6 %, а на 2020 год прогнозируется на уровне 4,9 %. Впрочем, как полагает доктор экономических наук Татул Манасерян, прогнозируемый показатель экономического роста занижается в интересах правительства «для того, чтобы в конце года можно было заявить о рекордных показателях и перевыполнении поставленных ранее целей».
В макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР), говорится о том, что темп прироста ВВП Армении в 2019 г. должен был ускориться до 6,5%. Отметим также, что по данным МВФ, в 2020 году Армения опередит по ВВП на душу населения не только Грузию, но и богатый энергоресурсами Азербайджан.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте фонда, в 2020 году в Армении ВВП на душу населения составит 4760 долларов, в то время как в Азербайджане – 4720 долларов и в Грузии – 4630 долларов. Представляется, что результат вполне отрадный. Однако, если ранжировать его среди 15 бывших республик СССР, ставших после 1991 года независимыми государствами, то он будет лишь восьмым. Лидирующие позиции тут занимают входящие в европейский Союз пустеющие страны Прибалтики, богатые ресурсами Россия, Казахстан, Туркменистан, а также Беларусь, которую миновали войны, острые социальные и политические конфликты, а также природные катаклизмы. Как известно, в последнее время в контексте обострившихся российско-белорусских отношений всё чаще говорят о кризисе белорусской экономической модели, во многом основанной на выгодном для Минска перераспределении доходов от переработки и реэкспорта российской нефти. И только потом следует Армения, на долю которой пришлось и Спитакское землетрясение 1988 года, и кровопролитная война далеко за пределами Нагорного Карабаха, и продолжающаяся блокада двух сухопутных границ из четырех, и системная коррупция последних более чем двух десятков лет. Кроме того, следует учесть, что Армения вынуждена много тратить на оборону по отношению к своему ВВП (4,8% по итогам 2018 года), являясь, по оценкам ряда авторитетных международных институтов, наиболее (вынужденно – авт.) милитаризированным государством в Европе.
Анализируя прогнозы МВФ по ВВП на душу населения, близкий к партии «Армянский национальный конгресс» экономист Ваагн Хачатрян указывает, в частности, на стабильный курс национальных денег (драма) по отношению к доллару. Это отличает финансовую систему Армении на протяжении последних нескольких лет не только от соседей по Кавказу, но и от Ирана и Турции, где также имели место девальвации национальных валют, позволив Армении показать довольно высокий результат по ВВП на душу населения.
Стагнация в Грузии во многом обусловлена увязкой экономики этой страны на туристическо-сервисную и транзитную функцию (здесь не следует забывать о потере заметной части туристического потока из России). Не очень впечатляюще на данном фоне выглядит и богатый энергоресурсами Азербайджан. Можно только гадать, какая именно часть финансовых потоков от их экспорта и транзита оседает на счетах семейных кланов Алиевых и Пашаевых. Не стоит забывать также и об открытых границах, «неуглеводородных» ресурсах Каспийского моря, о взаимовыгодном сотрудничестве (включая инвестиционное) со «старшим братом» – Турцией. Показатели ВВП на душу населения в Азербайджане до некоторой степени – это отражение коррупции в этой стране, масштабы которой все бакинскому официозу всё труднее скрывать.
Возвращаясь к Армении, отметим также рост внешнеторговых операций, прежде всего, с Россией (годовой рост торгового оборота между в январе-ноябре 2019 г. составил 12,6%, составив 1.98 млрд. долл.). Очевидно, что объем товарооборота по итогам года превзойдет 2 млрд. долл. (официальные данные будут несколько позже), что станет своеобразным рекордом.
Из этой общей суммы на экспорт и импорт приходится 671.5 млн. и 1.3 млрд. долл. соответственно. По данным Национальной статистической службы Армении, по этим трем показателям Россия с уверенно удерживает первое место во внешнеэкономических связях республики. Общий объем экспорта Армении по итогам 11 месяцев составил 2.4 млрд. долл., а импорта – 4.8 млрд. долл.
Важные торговые партнёры Армении – также Китай (824.9 млн. долл.), Швейцария (451.8 млн.), Германия (385.9 млн.), Иран (362.7 млн.). Из них наибольший рост зафиксирован по Китаю – на 17,4%, а спад – по Германии (на 5,2%). Объём внешней торговли Армении со странами ЕАЭС вырос за 11 месяцев 2019 г. на 12,8 % (в годовом исчислении) до 2.05 млрд. долл., а со странами ЕС – напротив, сократился на 7,6 % до 1.6 млрд. долл. Несмотря на это, страны ЕС (все вместе) – второй по значимости торговым партнером Армении. При этом её торговля с остальными странами ЕАЭС оставалась мизерной, с Казахстаном по итогам 11 месяцев 2019 года даже сократилась. Таким образом, ЕАЭС для Еревана остаётся, прежде всего, российским рынком.
По итогам года Европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe подтвердило рейтинг суверенного правительства (SGC) Армении на уровне «BВ-» (достаточный уровень кредитоспособности правительства) в национальной и иностранной валюте.
Несмотря на рост экспорта, Армения по-прежнему сильно зависит от импорта, и по прогнозу RAEX-Europe ожидается, что дефицит её торгового баланса в 2019 году увеличится до 18% ВВП, что на 3 % выше, чем в 2018 году, в связи с неблагоприятными ценами на основной экспортный товар – медную руду.Торговый дефицит частично компенсировался ростом трансфертов из-за рубежа, которые в III квартале 2019 г. в годовом выражении выросли на 6%. Международные резервы на ноябрь 2019 г. на уровне в 2.4 млрд. долл. перекрывают краткосрочную задолженность в 8 раз.
В 2019 году Армения приблизилась к целевому показателю – 50 % долга к ВВП, установленному введенным в 2018 г. фискальным правилом. По предварительным данным, госдолг будет составлять примерно 51% ВВП и 21,2% доходов бюджета. В то же время, «…государственный долг подвержен валютным рискам и продолжает оставаться высоким. Кроме того, экономика находится в зависимости от импорта, основных торговых партнёров, а также денежных переводов из-за границы. Наконец, платежный баланс остается отрицательным, ослабляя внешнюю позицию страны, что является одним из ключевых факторов, сдерживающих рейтинг», – отмечает аналитик RAEX-Europe Елена Колоколова.
В целом, экономический прогноз на 2020 год выглядит умеренно оптимистичным. В октябрьском докладе Всемирного Банка «Global EconomicProspects: Heightened Tensions, Subdued Investment» рост ВВП Армении в 2020 году прогнозируется на уровне 5,1 %. В госбюджете Армении на 2019 год экономический рост заложен в размере 4,9%, а инфляция – 2,7%.
«Считается, что наиболее вероятный показатель роста экономики расположен именно в пределе 4-6%, вероятность этого оценивается в 33%. У нас в проекте имеется оценка, что рост экономики может быть ниже, если будут негативные внешние признаки, а может быть и выше, но это менее вероятно. Например, рост может быть в пределе 6-8%, но вероятность этого меньше», – заявил министр финансов Атом Джанджугазян.
На рост ВВП в 2020 году, почти наверняка, повлияет возможное повышение цены на природный газ. Скорее всего, «Газпром-Армения» подаст соответствующую заявку на повышение цены газа для потребителей при сохранении цены на поставки российского «голубого топлива» в Армению на уровне 165 долларов за 1000 кубометров. Вероятно, упомянутую заявку удовлетворят с 1 апреля – после окончания зимы. Откладывая вопрос повышения цены на газ на постзимний период, «Газпром-Армения» до некоторой степени идёт навстречу Армении и её гражданам.
Среди экономических тенденций 2020 года следовало бы обратить внимание на следующие обстоятельства и факторы:
– ожидаемое снижение импорта (за счет уменьшения ввоза автомобилей из-за пределов ЕАЭС) и повышение экспорта, что будет содействовать экономическому росту,
– повышение роста государственных расходов, также призванное содействовать экономическому росту,
– относительно низкий уровень инфляции, которая вряд ли превысит заложенный в бюджете уровень.
Вместе с тем, пока правительству не следует рассчитывать на инвестиционный бум, для чего необходимо продвинуться на пути реформирования судебной системы, являющейся (в отличие от улыбок и рукопожатий высокопоставленных чиновников и должностных лиц) ключевым элементом защиты для потенциальных инвесторов.
Как в итоге всё это сработает, и насколько эффективными окажутся задумки властей (такие, как новый механизм аренды заброшенных сельскохозяйственных земель, опережающее развитие IT-отрасли и др.) – покажет время. Будем за этим внимательно следить.
Саркис Мартиросян
Армения экономика