АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Публикации | Айдан МАМЕДОВА | 24.12.2019 | 12:58
От редакции. При подготовке статьи использовались материалы из книг Адгезала Мамедова.
Во время Великой Отечественной на фронт ушел каждый пятый житель Азербайджана (681 тыс. человек при населении 3,4 млн человек (1941 г.)). Из них 250 тысячей погибли на полях сражений.
Свыше 400 тыс. азербайджанцев награждены боевыми орденами и медалями, 14 воинов — полные кавалеры ордена Славы, 123 — Герои Советского Союза.
На территории Азербайджана было создано 87 батальонов, 1123 отряда самообороны. Начиная, 1942 года были сформированы 77-я, 223-я, 396-я, 402-я и 416-я национальные стрелковые дивизии, с боями прошедшие от предгорьев Кавказа до Прибалтики, Восточной Европы и Берлина. Сформированы 77-я, 223-я, 396-я, 402-я и 416-я национальные стрелковые дивизии носил интернациональный характер Великой победы советского народа. Но к этому еще предшествовало событие в январе 1942 года. В конце января 1942 года Ставка направила на Крымский фронт в качестве своего представителя Л.З.Мехлиса, который, «по своему обычаю, вместо того чтобы помогать, стал перетасовывать руководящие кадры. И прежде всего заменил начальника штаба фронта Толбухина на генерал-майора Вечного. Готовившееся наступление фронта неоднократно откладывалось, «Мехлис же лишь препирался с командующим». 7 мая немцы сами перешли в наступление, и через день прорвали оборону фронта. В результате Крымский полуостров вместе с его Керченской частью был захвачен врагом. Хочу отметить, что большинство воинских частей в этом месте было в основном укомплектовано азербайджанцами. Ошибки бездарного Л.Мехлиса привели к гибели и пленению тысяч азербайджанцев.
В связи с этим М.Д.Багиров (тогдашней руководитель Советского Азербайджана) выступил перед Сталиным и обвинил Мехлиса в неудачной операции в Керчи. Мехлис в своей докладной Сталину сваливал вину за произошедшее на командующего фронтом Д.Т.Козлова.
В ответ Сталин написал Мехлису:
«Вы держитесь странной позиции постороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта. Эта позиция удобна, но она насквозь гнилая… Вы посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля (Л.З. Мехлис занимал пост наркома госконтроля. – А.М.), а как ответственный представитель Ставки. Вы требуете, чтобы мы заменили Козлова кем-либо вроде Гинденбурга. Но вы не можете не знать, что у нас нет в резерве гинденбургов. Дела у вас в Крыму несложные, и Вы могли бы сами справиться с ними. Если бы Вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронт и танки бы не прошли. Не нужно быть Гинденбургом, чтобы понять эту простую вещь, сидя два месяца на Крымском фронте без результата»*.
3 июня Чадаев встретился в приемной у Сталина с прилетевшим с фронта Мехлисом. Чадаев рассказывал**, что, когда он говорил с Мехлисом по поводу причин разгрома наших войск на Керченском полуострове, «в дверях появился Сталин. Мехлис соскочил с места: «Здравствуйте, товарищ Сталин! Разрешите Вам доложить». Сталин чуть приостановился, на мгновение взглянул на Мехлиса сверху вниз, с волнением в голосе произнес: «Будьте Вы прокляты!», и тут же вошел в кабинет, захлопнув за собой дверь. Мехлис медленно опустил руки по швам и отвернулся к окну… Как потом я узнал от Поскребышева, Мехлис, какое-то время спустя был все же принят в тот день Сталиным. Виновник крымской катастрофы буквально валялся в ногах вождя».
Командующий фронтом Д.Т.Козлов, член Военного совета дивизионный комиссар Ф.А.Шаманин, начальник штаба фронта П.П.Вечный и ряд других командиров были сняты с должностей, а Козлов и Шаманин понижены в звании. Л.З.Мехлис был снят с должности заместителя наркома обороны и начальника Главного политического управления Красной Армии и понижен в звании до корпусного комиссара. Политуправление Красной Армии возглавил секретарь ЦК ВКП(б) и кандидат в члены Политбюро А.С.Щербаков.
После этого, в том числе из азербайджанских солдат, отправленных на фронт, были организованы 416-я, 77-я, 223-я воинские части. В то же время воинские части по национальному признаку создавались по политическим соображениям для того, чтобы подчеркнуть интернациональный характер Великой победы советского народа. После освобождения 416-й дивизией города Таганрога, она стала называться 416-й Таганрогской дивизией.
Великая Отечественная война не оставила «без внимания» семью руководящего лидера Советского Азербайджана.
8-го июня 1943 года сын М.Д.Багирова Джахангир (Володя) героически погиб на фронте в воздушном бою. Старший лейтенант Джахангир Багиров в своем последнем бою уничтожил 2 вражеских самолета Yu-88. Узнав, что в управляемом истребителе заканчивается горючее, в лобовой атаке он тараном пошёл на немецкий истребитель FW-190 (фокке-вульф) и героически погиб. Оба самолёта взорвались в небе…
За этот подвиг Джахангир Багиров по представлению командующего ВВС и указом Верховного совета СССР посмертно был награжден орденом Ленина.
Джахангира сначала хотели наградить звездой героя СССР, но Багиров воспротивился, сказав, что для сына первого секретаря ЦК это будет нескромно. «Чем мой сын отличается от других воинов? По этому поводу у Багирова и «всесоюзного старосты» Калинина был даже конфликт.
А до этого в 1942 году, в тяжёлом воздушном бою под Серпуховом Джахангир получил ранение в левую руку и попал в госпиталь. Но Джахангир очень хотел как можно скорее вернуться на фронт. И об этом он пишет письмо к отцу:
«Дорогой папа. Вот уже два с половиной месяца как после ранения я нахожусь не на своем месте. Сейчас, когда моя родина в опасности, и тысячи моих соотечественников бьются с врагом не на жизнь, а на смерть, я нахожусь в позиции наблюдателя. А я должен быть там, где идут самые ожесточённые бои. Ведь я твой сын, сын моей родины, Партии. Если бы ты знал, как мне стыдно смотреть людям в глаза, ведь я молодой, здоровый, и сижу в тылу. Прошу тебя, ускорь мой отъезд на фронт. Еще неделю могу потерпеть, а потом уеду в первую же часть, какую встречу, и на фронт. Жду с нетерпением отправки на фронт и докажу, что твой сын достоин своего отца и родины. Целую крепко, твой Владимир».
В этом же письме от 4 февраля 1943 г. он пишет, что ему не нужны хвалёные самолёты иностранной марки, он готов выйти в небо на U-2.
Прочитав письмо сына, Багиров вызвал к себе председателя Центральной медицинской комиссии Мустафу Топчубашева и сказал:
— Ты подтвердил решение комиссии медэкспертизы о негодности моего сына? Посмотри, что этот «негодный для службы» пишет мне, и протянул ему письмо от сына.
Прочитав письмо, Топчибашев воскликнул:
— Товарищ Багиров, но Ваш сын действительно негоден для армии. Разве можно водить самолёт с раненой рукой? Нужно лечиться около года.
На что Багиров ответил:
— Что вы, доктор, какой год, если он месяц выдержит, и то хорошо. Я своего сына знаю, он упрямый, весь в меня.
Доктор стоял в растерянности, и, наконец, выговорил:
— Товарищ Багиров, я на себя такую ответственность взять не могу.
— Ответственность за это будет нести сам Джахангир Мир Джафарович Багиров, — отрезал глава республики…
А через неделю М.Дж.Багиров пришёл в военный госпиталь. Обойдя все палаты, наконец, зашёл к сыну. Увидев отца, Джаxaнгир поднял перевязанную руку и воскликнул:
— Отец, я уже выздоровел!
Багиров был краток с сыном:
— Я прочитал твоё письмо. Ну что ж, желаю тебе вернуться живым, и с Победой….
Это письмо дает достаточно точную характеристику личности единственного сына правителя Азербайджана и указывает, какие ценности привили ему родители.
И ранним утром 2 мая 1945 года бойцы 416-й Таганрогской дивизией Мамедов, Ахмедзаде, Бережной и Андреев под руководством лейтенанта А. Меджидова водрузили знамя победы над Бранденбургскими воротами.
Как пишет маршал Жуков в книге «Воспоминания и размышления», «среди первых ворвавшихся в Берлин с востока была 416-я дивизия: командир — Д.М. Сызранов, начальник политотдела — полковник Р.А. Меджидов».
В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов (свыше 70% общего объема, производимого в тот период в СССР). В годы ВОВ азербайджанские нефтяники производили до 80% топлива всей, тогда общей страны, СССР. В первый год войны отправили 23,5 млн тонн нефти. Всего же 75 млн тонн нефти было отправлено на военные нужды в период Великой Отечественной войны.
Так, Н.К.Байбаков 23 февраля 1995 года писал в газете «Труд»:
«Во время войны мы не думали о перспективных проектах, а думали о том, чтобы обеспечить бесперебойную подачу топлива военной технике во время боевых действий. Потому что нефти, поступающей из Астрахани, не хватало. В Сталинграде шли ожесточенные бои. Мы под бомбежкой фашисткой авиации проводили нефтепровод из Куйбышева до Саратова. Главная наша проблема состояла в том, где взять трубы.
В это время мы демонтировали нефтепровод Баку-Батуми и этими трубами смогли смонтировать нефтепровод Куйбышев-Саратов».
В годы войны в Баку производилось более 130 видов вооружения и боеприпасов.
Из личных сбережений в фонд обороны было передано 15 кг золота, 952 кг серебра, 320 млн рублей. Отправлено на фронт более 1,6 млн единиц необходимых товаров и 125 вагонов теплой одежды. Только Ленинграду до лета 1942 г. бакинские предприятия собрали и отправили 2 вагона икры паюсной, 40 тонн сухофруктов, 12 вагонов томата-пюре и соков, много печеночного экстракта, гематогена, желатина и др. продуктов питания, а также медикаменты и перевязочные средства.
В годы войны республика была покрыта сетью эвакуационных госпиталей, через которые прошло более 440 тыс. раненых.
Примечание
* Сталин И.В. Телеграмма Л.З.Мехлису, 9 мая 1942 года. (Источник: Сталин И.В. Cочинения. – Т. 18. – Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. С. 291.)
** Верховный Главнокомандующий. Статья историка Юрия Емельянова в газете «Правда».
По материалам: moderator.az
Азербайджан Великая Победа СССР