ПРОБЛЕМУ СПАСЕНИЯ СЕВАНА СЛЕДУЕТ РЕШАТЬ БЕЗ ХАЙПА И ШТУРМОВЩИНЫ
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 25.10.2019 | 16:38
Экологические проблемы, представляющие для правительства Никола Пашиняна серьёзный вызов, за минувшие три месяца никуда делись. Вместе с тем можно уверенно говорить об их некой трансформации, что в значительной степени сняло политическую напряженность.
В этой связи следует отметить ряд событий. Так, в вопросе начала эксплуатации Амулсарского рудника Административный суд Армении удовлетворил иск компании Lydian Armenia против принятого в 2018 году решения Управления по охране природы и недропользования Армении. Суд отметил, что предыдущие действия против амулсарского проекта со стороны бывшего начальника экологической и почвенной инспекции Артура Григоряна неправомерны и ставят под сомнение его беспристрастность. Суд оставил в силе решение от 27 августа 2007 г. о предоставлении компании Lydian Armenia лицензии на разработку месторождения. Фактически административный суд пришел к выводу, что предполагаемые экологические обстоятельства не были подтверждены в результате независимой экспертизы.
Ранее, ещё 19 августа, Н. Пашинян публично заявил, что у правительства нет никаких правовых оснований для запрета строительства Амулсарского рудника и его запуск соответствует интересам государства. Премьер-министр также призвал правоохранительные органы разблокировать дороги и восстановить доступ работников компании к месторождению. Глава правительства также несколько раз публично заявлял, что «конкурирующие горнодобывающие компании» и другие заинтересованные стороны поддерживают незаконную блокаду. И вот теперь выясняется, что по крайней мере один из этих «заинтересованных» был даже членом правительства.
Что касается проблем, связанных с Техутским медно-молибденовым месторождением на севере Армении (вторым по величине запасов после Каджаранского), то здесь перезапустили горно-обогатительную фабрику, и власти утверждают, что хвостохранилище никаких проблем не несет. В день перезапуска губернатор Лорийской области Андрей Гукасян и исполнительный директор компании «Техут» Карен Казарян заявили, что у них есть подозрения, что «ложные слухи» об опасности обрушения хвостохранилища распространяются намеренно. Весь процесс инженерно-геологических и гидрогеологических экспертиз и исследования устойчивости дамбы хвостохранилища будет контролироваться, и результаты будут готовы в течение 7-8 месяцев.
Напомним, что 10 сентября в районе армяно-грузинской границы, недалеко от местонахождения компании «Техут» произошло землетрясение силой в 6 баллов, но дамба хвостохранилища, которой предрекали скорое разрушение, устояла, о чём не преминул напомнить глава правительства на своей странице в социальной сети Facebook. Остаётся надеяться, что и эта проблема, раздувавшаяся прессой и экологическими активистами, будет решаться правительством в рабочем порядке.
Наконец, одной из самых актуальных из экологических проблем для Армении по-прежнему остаётся проблема озера Севан, появившаяся отнюдь не вчера, а ещё в 1930-е годы, когда в рамках развития советской плановой экономики было решено развивать в Армении «большую химию». Химкомбинат им. Кирова (впоследствии НПО «Наирит») выпускал синтетический каучук, множество латексов и иной продукции, крайне важной для военных нужд.
Помимо первичного сырья, такое мощное производство (как и другие химические гиганты, построенные позже, – производственное объединение «Поливинилацетат», химический комбинат в Ванадзоре и другие) требовало большого количества воды и электроэнергии. Ни того, ни другого в Армении в достаточном количестве не было, и поэтому был построен Севано-Разданский каскад ГЭС, работа которого постепенно привела к недопустимому снижению уровня воды в озере. Для спасения уникального природного водоема в 1963-1981 гг. был построен туннель Арпа (приток Аракса) – Севан протяжённостью 48,3 км с целью переброски воды реки в озеро. Это во многом стабилизировало ситуацию, но не сняло проблему загрязнения водоема, для решения которой необходимо было построить по периметру озера канализационный коллектор. После землетрясения 1988 года союзное правительство выделило отдельной строкой сумму для строительства этого коллектора под готовый проект, однако распад СССР не позволил его реализовать.
В постсоветский период правительство Армении регулярно выделяло крупные суммы из бюджета под различные проекты «для Севана», которые расходовались крайне неэффективно, а зачастую просто разворовывались (как это произошло, например, с проектом по разведению знаменитой форели-«ишхана»). Кроме того, в последние годы периодические или эпизодические сбросы (попуски) воды из озера стали главным донором для всей системы орошения водного и сельского хозяйства, прежде всего в Араратской долине.
Однако если в бытность СССР такие попуски составляли 100-120 млн. кубометров воды в год, то в последние 10 лет эта цифра стабильно превышала 150 млн. кубометров. При этом огромные территории, принадлежащие властям придержащим и их близким, орошались бесплатно. Естественно, что в такой ситуации не имеющие необходимой «крыши» фермеры должны были платить большую сумму. В результате общества водопользователей по всей стране накапливали огромные долги, прежде всего перед энергетиками, покрывавшиеся в конечном итоге государством.
Минувшим летом армянская пресса и влиятельные зарубежные источники (к примеру, ВВС) регулярно публиковали материалы об угрозе заболачивания «жемчужины Армении», имеющей для неё стратегическое значение в качестве естественного резервуара питьевой воды: «Экологи бьют тревогу, крупнейшее озеро страны сталкивается с серьезной угрозой. Оно вновь зацвело. Если власти страны не предпримут никаких действий, то «озеро превратится в болото из-за заболачивания». Министерство окружающей среды республики распространило заявление, объяснив рост водорослей в озере сливом сточных вод из десятка населенных пунктов с прилегающих территорий и выбросами отходов из пунктов досуга и обслуживания близ озера.
Отмечалось также, что другой тревожащей экологов проблемой стало резкое снижение уровня воды в озере. С целью стабилизации уровня воды в озере правительству удалось в летне-осенний период, во-первых, сократить попуски воды с установленных законом 170 млн. кубометров до 140 млн. кубометров. Было зафиксировано повышение уровня озера на 4-5 см по сравнению с 2018 годом. При этом в 2019 году осадков было меньше, а испарение воды из озера – больше. При большем объеме осадков уровень озера мог подняться на 15 см.
Государственная контрольная служба всерьез взялась за «Общества водопользователей» в регионах. Выяснилось, что работа этих контор не только крайне неэффективна, но через них «в трубу» уходят огромные деньги. Выдвигается и идея полного запрета водозабора в случае отрицательного баланса в озере. Несмотря на усилия контролирующих органов, ситуацию коренным образом здесь переломить не удалось. Эксперты констатируют, что из катастрофической она стала «стабильно тяжелой», так что работы здесь по-прежнему непочатый край.
Полутора десятком мероприятий правительству и различным экологическим службам удалось приостановить заболачивание озера и реально улучшить ситуацию. Также с Брюсселем удалось согласовать грант в размере 5 млн. евро для решения экологических проблем, касающихся озера. Как сообщил министр окружающей среды Эрик Григорян, для того чтобы остановить цветение Севана, будет применена специальная технология, разработанная специалистами Национальной академии наук. Кроме того, очистные станции обяжут установить личности предпринимателей, занимающихся в прибрежной территории незаконным бизнесом.
Прибрежные территории по западному берегу Севана плотно застроены и не всегда законно
Обсуждается вопрос очистки рек, впадающих в озеро, которые на некоторых участках, особенно у населенных пунктов, превратились в настоящие мусорные свалки. Уточнены территории, подлежащие очистке. Очистные работы уже ведутся на подлежащем затоплению участке площадью около 100 га на варденисском участке Национального парка Севан. «Проблем, связанных с озером Севан, тоже много, в их разрешении мы первоочередным считаем обеспечение качества воды озера… Сегодня чистоте воды в первую очередь угрожают оставшиеся под водой лесные растительные массы, от гниения которых в озере возникают нежелательные, неприятные явления. Наша первоочередная задача – в течение ближайших трех лет очистить от этих растительных массивов 700 гектаров территории, также подготовить к повышению уровня Севана и лесные территории, подлежащие затоплению», – отметил губернатор марза Гегаркуник Г. Саносян.
Особое внимание предполагается также уделить «строительству биологических станций по очистке рек, впадающих в Севан, чтобы в озеро не попадали загрязнения сточных вод… Нужно очистить озеро и от строений, оказавшихся под водой. Мы всеми способами должны решить эти серьезнейшие экологические проблемы».
Судя по всему, правительство и дальше намерено осуществлять указанные мероприятия, которые, безусловно, улучшат ситуацию, но это будет лишь кратко- или – скорее – среднесрочным решением накопившихся вокруг Севана острых экологических проблем. Пути их долгосрочного решения обозначил минувшей весной Никол Пашинян. Речь может идти, в частности, о реализации большого проекта по строительству ряда водохранилищ, призванных снизить нагрузку на озеро. По-прежнему актуально и строительство вокруг Севана и вдоль реки Раздан канализационных коллекторов, чтобы вода указанных водоёмов была бы достаточно чистой для того, чтобы Раздан, включая Ереванское озеро, можно было бы использовать как зону отдыха и, возможно, в качестве инвестиционной площадки.
Из всего вышеизложенного следует, что в решении экологических проблем правительство Пашиняна отказывается от популизма, присущего былому лидеру «бархатной революции» ещё чуть более года назад, в пользу более рациональных решений. В вопросе сохранения Севана и его уникальной экосистемы самым любопытным в этом плане является то обстоятельство, что правительство, по сути, ориентируется на алгоритмы решений, предлагавшиеся советскими специалистами. С одной стороны, это подтверждает правильность прежних рекомендаций, а с другой – указывает на то, что, принимая рациональные решения, правительство не намерено бороться с идеологическими признаками прошлого, что столь характерно для ряда постсоветских стран.
По материалам: Ритм Евразии
Армения экология