СПАСЁТ ЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЮ? К ИТОГАМ САММИТА В ЕРЕВАНЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 07.10.2019 | 12:48
Саммит Высшего Евразийского экономического совета, состоявшийся 1 октября в Ереване, стал во многом этапным. Если ранее из не входящих в ЕАЭС стран на подобного рода мероприятиях была представлена только Молдова, то на нынешнее расширенное заседание ВЕЭС прибыл президент Ирана Хасан Роухани. Напомним, что Иран стал участником зоны свободной торговли с ЕАЭС, подписав и ратифицировав временное трехлетнее соглашение с евразийским объединением. Ожидается, что соглашение вступит в силу 27 октября. Х. Роухани с удовлетворением заметил, что после этого более 500 иранских наименований товаров смогут пользоваться особыми льготными условиями.
Главным лоббистом подписания соглашения о ЗСТ с Ираном была Армения, стремящаяся нарастить свой экспорт на иранский рынок. Этот рынок весьма специфичен (к примеру, на него закрыт доступ алкогольной продукции) и отличается наличием высоких тарифных барьеров. К примеру, для экспорта изделий из шоколада в эту страну экспортер должен заплатить 55-процентную пошлину. В рамках ЗСТ с ЕАЭС она будет снижена до 25%.
На саммите сделан и еще один шаг к расширению сферы действия режима свободной торговли – подписано соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Сингапуром, о чем «Ритм Евразии» уже сообщал.
Накануне саммита в Центре креативных технологий «Тумо» в Ереване прошел своеобразный и очень важный секторальный пролог предстоящего мероприятия – международный форум «Транзитный потенциал Евразийского континента». Среди участников – председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, президент «Делового совета» ЕАЭС Виктор Христенко, первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов, вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко, первый вице-премьер Казахстана Алихан Смаилов, вице-премьер Кыргызстана Жениш Разаков, вице-премьер Армении Мгер Григорян, генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов, министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев и другие.
А. Силуанов считает, что успех экономик стран ЕАЭС во многом зависит от организации транспортных и логистических коридоров: «Если мы говорим о Евразийском союзе, принципы субсидирования должны быть одинаковыми для всех, чтобы наш перевозчик мог иметь точно такие же условия перевозки в Казахстане и Белоруссии, и наоборот. Нужно уравнивание этих условий, это очевидно, наша общая задача». По его словам, вопросы цифровизации, единых принципов транзита упираются в технические детали – субъектность оператора, место и условия хранения баз данных, и вся эта бюрократия мешает достижению результатов.
Участники форума настаивали на том, что инспекционные проверки в рамках ЕАЭС проходили бы как можно проще и быстрее, не в ущерб конкурентоспособности. Их поддержал глава ЕЭК Т. Саркисян, заявивший, что в современном мире конкурентоспособными будут даже не те, кто строит самую современную инфраструктуру, а те, кто быстрее всего принимают решения. Между тем в ЕАЭС действуют десятки надзорных органов, каждый из которых может остановить груз.
«Какие бы современные дороги у нас ни были, от них мало пользы, если машины на них простаивают…Транзит грузов через евразийское пространство постоянно снижается. Потому что у нас бюрократия ужасная. Так не пойдет. Если товар попал на территорию ЕАЭС, то он должен свободно перемещаться», – посетовал Т. Саркисян. Также он привёл весьма красноречивое сравнение: в ЕАЭС доля перевозок в стоимости товара составляет около 30%, в то время как в Евросоюзе – всего 10%. И дело не только в современной инфраструктуре, а в том, что для товаров в Европе не создают препятствий. Вступивший с 1 января 2018 года в действие Таможенный кодекс ЕАЭС всех имеющихся проблем не решил. И это далеко не единственный «айсберг», который предстоит растопить на пути к полноценной экономической интеграции.
Очевидно, что главным инструментарием в борьбе с бюрократическими препонами и контрафактом призваны стать новые технологии и цифровизация. В этой сфере у Армении есть позитивный опыт: активно развивается цифровой банкинг, а некоторые крупные кредитные учреждения внедрили автоматизированную скоринговую (основанную на численных статистических методах) систему кредитования для физических лиц и малого бизнеса. Впервые в стране внедрены услуги по бесконтактным платежам по покупкам через смартфоны и дистанционному открытию банковского счёта. Расширяются возможности мобильных банковских приложений, что заметно снижает операционные расходы граждан и предприятий.
Выступая уже на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе и касаясь барьеров внутри организации, президент Беларуси выразил убеждение, что для ликвидации барьеров на пространстве ЕАЭС необходимо политическое решение: «Сегодня мы наделили комиссию полномочиями в вопросах маркировки товаров и прослеживаемости их движения. ЕЭК должна гарантировать, что данные прогрессивные предложения не обернутся новыми препятствиями в торговле. Барьеров в союзе и так предостаточно. Особенно настораживает, когда они вводятся в таких чувствительных сферах, как, например, госзакупки. Пришло время главам государств рассмотреть наболевшую тему и принять политическое решение». Александр Лукашенко предположил, что для этого, возможно, следует усилить компетенцию ЕЭК и Суда ЕАЭС. От себя заметим, что деятельность последнего широко известна лишь в узких кругах, а его решения пока не стали руководством к действию.
В своем выступлении Владимир Путин отметил рост совокупного ВВП государств ЕАЭС, увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, остановился на тех задачах, которые необходимо решить участникам объединения с тем, чтобы расширить перспективы сотрудничества. Речь идёт, в частности, о необходимости общесоюзного регулирования в финансовой сфере, утверждения Концепции формирования общего финансового рынка Союза, что позволит упростить доступ граждан стран ЕАЭС к финансовым инструментам, сделать этот сегмент рынка унифицированным и транспарентным.
Кроме того, в ближайшее время вступят в силу договорённости по формированию единого электроэнергетического рынка ЕАЭС. Общее электроэнергетическое пространство должно быть сформировано одновременно с созданием союзных рынков газа, нефти и нефтепродуктов в 2025 году. В первую очередь нужно завершить процесс унификации законодательств государств-членов в сфере поставки и транспортировки газа.
Также следует и далее наращивать сотрудничество государств Союза в сфере цифровой экономики, наладить полноценный обмен юридически значимыми электронными сопроводительными товарными документами, а также энергичнее внедрять электронную маркировку товаров. По оценке российского лидера, пилотный проект по маркировке ряда товаров подтвердил эффективность данной меры в борьбе с контрафактной продукцией, увеличил налоговые поступления.
Форум «Транзитный потенциал Евразийского континента» прошел на площадке Центра креативных технологий «ТУМО»
В заключение отметим множество двусторонних встреч на полях заседания ВЕЭС. Так, Никол Пашинян и Хасан Роухани уделили много внимания развитию энергетического сотрудничества, включая возможное расширение поставок по схеме «газ в обмен на электроэнергию». По словам Х. Роухани, Тегеран готов к разработке новых проектов и возобновлению существующих, включая приостановленное строительство Мегринской ГЭС на Араксе.
Президенты России и Ирана обсуждали ситуацию в регионе и вокруг отвергнутой Вашингтоном «ядерной сделки». Пообщался российский лидер и с премьер-министром Армении. Лидеры подтвердили стратегический характер двусторонних отношений, обратив внимание на то, что они закреплены событиями не только последних лет, а вековой историей. В частности, во время встречи В. Путин поздравил главу армянского правительства «с результатами саммита в Ереване, они действительно хорошие. И с точки зрения развития связей с нашими партнерами из третьих стран и, что не менее важно, а может и важнее то, что не было ни одного сбоя. Наоборот, достигнуты все договоренности в рамках организации. Вы – тот человек, который приложил максимум усилий для такой результативной работы. Я вас не только поздравляю, но и хочу поблагодарить».
Кроме того, В. Путин пригласил Н. Пашиняна посетить Российскую Федерацию с официальным визитом, что, конечно, имеет для недавнего лидера «бархатной революции» немаловажное значение, ибо демонстрирует готовность российского и нового армянского руководства продолжать как тесное двустороннее сотрудничество, так и взаимодействие в рамках ЕАЭС и ОДКБ и на международной арене. Кроме того, это своеобразный ответ многочисленным внутренним критикам, любящим порассуждать об ухудшении двусторонних армяно-российских отношений. Проблемы действительно имеются (в частности, ситуация, складывающаяся вокруг Южно-Кавказской железной дороги, относительно чего имеется немало спекуляций), однако решать их необходимо в спокойном и доверительном ключе.
По материалам: Ритм Евразии
Армения безопасность Евразийский Союз Иран модернизация Россия экономика