ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ – ГРУЗИЯ – АРМЕНИЯ – ИРАН: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
Публикации | Алексей ЧИЧКИН | 13.08.2019 | 16:57
Избыточные в перспективе энергетические мощности Армении, Грузии, Южного федерального округа РФ и растущий спрос на электричество в Иране – первичный фактор формирования единой электроэнергетической системы этих стран, о которой они договорились в 2015-м. Этот проект – восстановление аналогичного советско-иранского проекта начала 1970-х в связи с растущим спросом в Иране на электроэнергию. Последний тренд сохраняется поныне, что и вызвало к жизни означенный проект, который намечено реализовать к 2024-2026 гг. Очевидно, что он имеет, помимо экономического, важнейшее геополитическое значение для всех стран-участниц, и, кроме того – это составная часть общекаспийского электроэнергетического кольца (через РФ и Иран), создание которого запланировано странами региона к концу 2020-х.
Вице-премьер Армении Тигран Авинян заявил на днях, что объединение энергосетей России, Грузии, Армении и Ирана «при желании можно завершить за 2-3 года». Он уточнил также, что «мы сейчас строим высоковольтные линии с Грузией и Ираном. Вся логика проекта в том, чтобы мы, Грузия, Иран и Россия работали синхронно в сети, что позволит оперативно возмещать нехватку электроэнергии или, наоборот, оптимально распоряжаться ее избытком в какой-либо участвующей стране». А в целом речь идет о том, чтобы «иметь один глобальный рынок и глобальную энергетическую инфраструктуру».
Напомним в этой связи, что в декабре 2015 г. Армения, Грузия, Иран и Россия подписали четырехсторонний меморандум, предусматривающий повышение уровня управления взаимоперетоками электроэнергии, безопасности и надежности энергосистем данных стран. Тогда же замминистра энергетики и природных ресурсов Армении Арег Галстян заявил, что «Армения, Иран, Грузия и Россия наладят энергетический коридор Север-Юг, который позволит осуществлять транзит электроэнергии в четырехстороннем формате».
Вскоре системный оператор Единой энергетической системы РФ («Интер РАО») стал участником соглашения о разработке технико-экономического обоснования этого проекта. Документ был подписан 16 сентября 2016 г. в Батуми (Грузия) на заседании Координационного совета по исследованию инициативы создания энергетического коридора Север–Юг. Его участниками стали «Оператор электроэнергетической системы» (Армения), «Высоковольтные электрические сети» (Армения), «Грузинская государственная электросистема», «Иранская управляющая компания по производству, передаче и распределению электроэнергии», «Иранская сетевая управляющая компания», ПАО «Российские сети» и ПАО «Интер РАО». Окончательная редакция соглашения вскоре была одобрена тем же Координационным советом, сопредседателями которого являются заместители министров энергетики всех четырех стран.
Заказчиком технико-экономического обоснования проекта, в основном подготовленного к концу 2018 г., и основным источником финансирования его разработки выступает компания «Грузинская государственная электросистема». Дело в том, что с учетом реализуемых и планируемых на предстоящие 5-7 лет в Грузии гидроэнергетических проектов (5), наверняка ее энергомощности минимум в полтора раза превысят ее же среднегодовой электроспрос. При этом Грузия с советского периода продолжает обмен электроэнергией с РФ и Арменией. Плюс к тому планируется примерно в тот же период увеличение и без того крупных гидроэнергомощностей в южном регионе Армении, примыкающем к границе с Ираном (Воротанский ГЭС-каскад, ГЭС им. С. Спандарьяна: эти станции были включены и в названный выше советско-иранский проект 1974-1975 гг.).
Даже до предстоящего роста тех же мощностей планировались – еще в середине 80-х – более крупные (чем существовавшие с середины 70-х) поставки гидроэлектроэнергии с тех же мощностей в соседние районы Азербайджана. Но известный конфликт конца 80-х – начала 90-х заморозил эти планы. Так что избыточные, во всяком случае весомые, притом расширяемые гидроэнергомощности Южной Армении (Зангезура) технологически и географически тоже вписываются в электроэнергетический коридор РФ–Грузия–Армения–Иран.
Впрочем, примечательна такая деталь: в 2015-м Воротанский ГЭС-каскад (это почти 70% электромощностей Южной Армении) была продана американской энергокомпании Contour Global за 180 млн. долларов. Компания обязалась вложить до 70 млн. в модернизацию каскада в ближайшие 6 лет, и эти работы осуществляются. Комиссия правительства Армении по регулированию общественных услуг тогда же утвердила тарифный план, по которому означенная компания будет работать в предстоящие – отметим особо это обстоятельство – 25 лет. Пока нет каких-либо реляций той же компании об отказе работать в рамках электромоста РФ–Грузия–Армения–Иран. Скорее всего, такой прагматизм обусловлен растущим политико-экономическим интересом США к Армении и нежеланием американской стороны окончательно блокировать Иран экономически.
Тем временем подготовительная работа по реализации проекта создания энергетического коридора Север–Юг общей пропускной способностью до 1200 МВт в год началась в декабре 2015 г. – параллельно с прошедшей в Ереване встречей глав энерговедомств стран-участниц. И уже в апреле 2016 г. в Ереване министры энергетики четырех стран-участниц подписали дорожную карту по реализации проекта.
В такой системе координат данный проект имеет, повторим, очевидную геостратетическую значимость для всех стран-участниц. Хотя ряд вопросов, в основном финансового характера, пока не решен. Так, по данным директора Фонда энергетического развития (РФ) Сергея Пикина, «пока непонятно, каким будет реальное участие сторон во вложениях для реализации проекта. Нужен конкретный план действий с понятным графиком финансирования, со сроками, с указанием того, какая из сторон и что конкретно должна делать».
Вероятно, эти вопросы будут решены в ближайшее время, судя по упомянутым четырехсторонним межгосударственным документам. В связи с чем нелишне напомнить, что о реализации электропроекта через Грузию–Армению, актуального еще 40 лет тому назад, правительства СССР и Ирана договорились еще в 1974 г. Через два года почти на 90% было разработано проектное ТЭО, но по ряду известных политических причин второй половины 70-х практическая реализация проекта, едва начавшись, была остановлена. Однако весьма характерно, что сам этот проект не был отменен. Причем ряд параметров ТЭО тех лет, по имеющимся данным, используется в рамках нынешнего проекта.
Алексей Чичкин по материалам: Ритм Евразии
Армения безопасность Грузия Иран коммуникации Россия энергетика