СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРУС ГРИППА В ГРУЗИИ И АРМЕНИИ: СЕЗОННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЭКСЦЕСС ИСПОЛНИТЕЛЯ ИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ АКЦИЯ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владимир ПЕТРОВ | 17.01.2019 | 13:03
Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона
В ряде публикаций сайта «Военно-политическая аналитика» и других изданий на протяжении нескольких последних лет отмечалась растущая санитарно-эпидемиологическая опасность для многих постсоветских стран, на территории которых были развёрнуты военно-биологические лаборатории США. Их подлинные задачи камуфлировались (но, как представляется, ни в коей мере не исчерпывались) контролем над санитарно-эпидемиологической обстановкой и заботами о здоровье местного населения.
В 2018 году данная проблема, похоже, обрела должный резонанс – о ней заговорили многие политики и средства массовой информации. Министр иностранных дел России Сергей Лавров обратил внимание на деятельность американских биобактериологических объектов на территории ряда стран-участников ОДКБ. Соглашения об исключении внешнего присутствия на подобного рода объектах предполагается заключить с Республикой Армения, и, возможно, эта практика получит дальнейшее распространение.
Впрочем, передовиком и своеобразным «пионером» в деле их размещения была, как известно, Грузия, на территории которой по крайней мере с 2011 года функционирует открытый в присутствии заместителя министра обороны США по вопросам ядерной, химической и биологической обороны Эндрю Вебера так называемый «Общественно-исследовательский центр здравоохранения» имени Лугара (и вовсе не только он). В ходе нескольких пресс-конференций бывший глава Службы безопасности этой страны Игорь Гиоргадзе представил часть документов, свидетельствующих об исследованиях и экспериментах, нарушающих международную Конвенцию 1972 года «О разработке, производстве и накоплении запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении». В их числе – патент № 8967029, выданный Агентством США по патентам и товарным знакам, на беспилотник, призванный распространять заражённых насекомых в воздухе, позволяющий поражать силы противника без риска для американских военнослужащих. Имеются сведения об экспериментах над людьми в окрестностях Тбилиси со смертельными исходами.
Это – лишь наиболее вопиющие примеры нарушения обязательств Вашингтона в рамках вышеупомянутой Конвенции. К слову, заметим, что контроль за исполнением данного весьма размытого документа пребывает в коматозном состоянии по причине противоречий между её участниками и многолетней финансовой задолженности некоторых из них. Госдепартамент Майка Помпео обвиняет российскую сторону в отсутствии неких «удовлетворительно документированных» подтверждений полного уничтожения либо же мирных целей соответствующих программ. В свою очередь, Москва обеспокоена присутствием американских военных в «лабораториях общественного здравоохранения» в бывших советских республиках, в частности в вышеупомянутом Центре имени Ричарда Лугара под Тбилиси.
В начале октября начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов сообщил: «В регионе дислокации Центра Лугара особенно сильно ухудшается ситуация по заболеваниям, которые распространяются насекомыми-переносчиками». Согласно данным, опубликованным на сайте Европейского центра по контролю и профилактике заболеваний, ареалы распространения различных видов комаров, ранее встречавшихся только в южных странах, смещаются – в том числе из Грузии – на территорию ряда российских регионов. По информации Роспотребнадзора, распространение клещей стало причиной вспышек Крымской-Конго геморрагической лихорадки в Ставропольском крае и Ростовской области.
Ещё один пример связан с российскими школьниками, вернувшимися летом 2018 года из Грузии с острой кишечной инфекцией, а у троих из них – ещё и с тяжелой почечной недостаточностью. В Национальном центре по контролю за заболеваниями Грузии утверждали, что нашли у детей кишечную палочку E.Coli, а диагностика и лечение проводились на достойном уровне при участии «Центра Лугара». В реальности же в материале больных детей оперативно был обнаружен крайне редкий и высоко опасный вариант кишечной палочки, о чем российскую сторону в известность не поставили. После лечения в Грузии троих школьников доставили в Москву, где их лечение продолжилось в одном из реанимационных отделений. Лаборатория Лугара существенно влияет на санитарно-эпидемиологическую работу Грузии, уверены в Роспотребнадзоре. С грузинской стороны не предоставили информацию «о результатах эпидемиологического расследования в целях определения причин и источника инфекции», не предприняли необходимых мер для предотвращения инфекции, исказили истинную картину лечения детей. Возможно, штамм кишечной палочки был искусственно изменен в «лаборатории Лугара».
В ответ в Тбилиси заявляют об исключительно научной направленности исследований. В ноябре 2018 года грузинские власти пригласили группу международных экспертов посетить «Центр Лугара» с тем, чтобы подтвердить прозрачный характер его деятельности и развеять опасения России. Впрочем, безотносительно к их благостным заявлениям по итогам состоявшейся поездки, сопровождающимися очередными залпами информационной войны, сообщения первых дней наступившего года из Грузии и частично из Армении свидетельствуют о том, что основания для беспокойства имеются, и они более чем серьёзные.
«По последним данным лабораторных исследований, в результате заражения вирусом H1N1 в Грузии скончалось 15 человек», – заявил 11 января глава Центра по контролю над заболеваниями Амиран Гамкрелидзе (речь идёт о последнем месяце). H1N1 – подтип вируса А т.н. «свиного гриппа», ранее не встречавшегося у людей, однако с 2009 года вызывающего наиболее масштабные эпидемии с опасными осложнениями (в частности, пневмонией) и высокой летальностью среди населения (1). Среди умерших – граждане в возрасте от 22 до 45 лет (двое из них скончались накануне). Эпидемиологическая угроза вынудила Минздрав Грузии продлил зимние каникулы в школах и детсадах до 18 января и объявить карантин в некоторых учебных заведениях. В лучших советских традициях, всех граждане должны пройти вакцинацию против гриппа и соблюдать меры гигиены. В свою очередь, в социальных сетях граждане с тревогой пишут о переполненных больницах и перегруженной «скорой помощи», приезжает на вызовы со значительными опозданиями. Признанные Россией Республика Абхазии и Республика Южная Осетия, стремясь сдержать распространение вируса, закрыли свои границы с Грузией. Предыдущая сезонная вспышка эпидемии наблюдалось в 2016 году, когда от этой разновидности свиного гриппа за два месяца умерло 18 человек в Армении и трое в Грузии.
Директор Центра исламских исследований Кавказа Шота Апхаидзе говорит о гибели за осень и первый месяц зимы в Грузии от указанного вируса около двухсот человек. Однако с подтверждением на заболевание вирусом госпитализированы ещё около 640 человек, 39 из них находятся в отделении реанимации. Судя по обстановке в Грузии, масштабная эпидемия «свиного гриппа» угрожает не только гражданам этой южнокавказской республики, а всему региону. Факт масштабной эпидемии можно подтвердить с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) – экспериментальному методу молекулярной биологии, позволяющему добиться значительного увеличения малых концентраций определённых фрагментов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в биологическом материале (пробе), утверждает Ш. Апхаидзе. Однако грузинские власти отказываются от проведения ПЦР, на дороговизну метода (около 150 млн долларов). Впрочем, не исключено, что в действительности речь идёт об отсутствии вовсе не денег, а политической воли, так как по результатам исследования могут быть раскрыты неафишируемые аспекты деятельности «Центра Лугара», включая смертельные опыты на живых людях при участии американских специалистов.
«Если «Лаборатория Смерти» не будет срочно закрыта, распространение смертельных вирусов грозит всему региону с фатальными последствиями для жителей этой части Евразии», – уверен грузинский политолог. Первый зампред комитета Госдумы России по науке и образованию Геннадий Онищенко несколько менее категоричен, однако тоже не скрывает своего недоумения по поводу того, что соседняя кавказская страна столь полюбилась смертоносному вирусу, вообще-то более характерному для Юго-Восточной Азии, откуда он проникал на российский Дальний Восток. Бывший главный санитарный врач России не исключает прямой или опосредованной связи вспышки «свиного гриппа» с деятельностью «референс-лаборатории» в посёлке Алексеевка в окрестностях Тбилиси. Конечно, более уверенно говорить об этом можно будет после получения соответствующего штамма, его генетического секвенирования и составления генетического паспорта. Такой штамм имеет право получить также Всемирная Организация Здравоохранения. Пока же власти Грузии не вакцинируют свое население, что, по словам Г. Онищенко, «очень плохо». Напомним, ранее он назвал центр Лугара чисто «военной лабораторией», где имеется и так называемая «холодная комната, где сохраняли и накапливали боевые штаммы. Ни в одной гражданской лаборатории таких помещений нет», причём профессиональные вирусологи, в отличие от журналистов, которым можно запудрить мозги картинками, в лабораторию допущены не были.
Пока же министр здравоохранения Грузии Д. Сергеенко не перестаёт успокаивать общественность, заявляя о совершенно безопасном характере деятельности лаборатории (а точнее, целой сети лабораторий, вовсе не ограничивающейся одним только «Центром Лугара»), а господин Гамкрелидзе даже называет её «достоянием страны». Возможно, в том числе и потому, что именно там находится детальное исследование вируса H1N1. О немалой пользе от объекта, ныне якобы подконтрольного грузинским властям, говорит и призывающая к осторожности в оценках президент Саломе Зурабишвили. Грузинские и западные эксперты, настаивающие на позитивной роли «лаборатории Лугара» с точки зрения защиты грузинских граждан от эпидемий и инфекционный заболеваний, разоблачают некий «заговор российского правительства и кремлёвских СМИ». В качестве одного из доказательств своей правоты они приводят карту распространения вируса по нескольким континентам, а также напоминают, что вирус гриппа А H1N1 циркулирует с 2009 года, в то время как «Центр Лугара» заработал только в 2011-м (что хорошо известно, как и научное наименование данной популяции штамма – Калифорния /04/2009).
Впрочем, всё это, равно как и ангажированные «расследования» англосаксонских медиа, никак не делает опасения пессимистов относительно расширения эпидемии менее оправданными, и отнюдь не снимает подозрений с биобактериологических объектов двойного назначения, где могут вестись весьма опасные эксперименты. В том числе – связанные с превращением относительно безопасных биологических агентов в оружие массового поражения, о чем говорил несколько лет назад знакомый с ситуацией не понаслышке Джеффри Сильверман и о чём свидетельствуют документы из «папки» Игоря Гиоргадзе, подлинность которых вряд ли возможно поставить под сомнение. Так что нельзя исключить появления новых смертоносных разновидностей гриппа и других заболеваний, в том числе нехарактерных для Кавказа и сопредельных макрорегионов и, казалось бы, полностью изжитых. Более того, не только в Грузии, но и в любой другой стране, передающей ключевые сферы безопасности западным кураторам, подобного рода угрозы собственному населению будут множиться в геометрической прогрессии. Развитие исследований и выполнение мероприятий по обеспечению биобезопасности России требует более тесного сотрудничества заинтересованных ведомств, реализации программ, адекватных имеющимся вызовам и угрозам. С учётом же политико-географических и природно-климатических особенностей Кавказа и Центральной Азии, биологическая безопасность и далее будет оставаться несомненным приоритетом России и её партнёров.
Примечание
(1) Отметим, что трансформация вируса в опасные для человека формы может иметь не только естественные причины. В мае 2012 г. в открытой on-line версии журнала Science появилась серия статей об экспериментах с вирусом птичьего гриппа A/H5N1. Группа исследователей из Медицинского центра Эразма в Нидерландах представила результаты исследования возможности развития у вируса гриппа A/H5N1 способности передаваться от млекопитающего к млекопитающему, включая генетические изменения, сопровождающие такую трансформацию. Для аэрозольной передачи вируса A/H5N1 между хорьками остаточно того, чтобы в нем появилось не более десяти мутаций. Одновременно в Nature появилась статья японских исследователей, в которой сообщалось о возможности воздушно-капельной передачи вируса птичьего гриппа между хорьками. Интересно, что авторы изучали модификацию, полученную в результате генетических перестановок в вирусе птичьего гриппа A/H5N1 и (рассматриваемом нами) вирусе свиного гриппа A/H1N1, вызвавшего вспышку эпидемии 2009 года (и позже, в том числе нынешнюю). С учетом большого количества патогенных штаммов вируса птичьего гриппа A/H5N1, распространившихся по всему миру, высокой скорости мутации вирусов и очевидного отсутствия генетического механизма, препятствующего их возникновению, появление вируса гриппа A/H5N1, передающегося от человека к человеку, оценивалось как вопрос времени или случая. Речь идёт о классическом примере исследований двойного назначения, и аналогии со свиным гриппом, «вдруг» ставшим весьма опасным для человека, более чем очевидны – см.: Неробеев В. Реальная опасность биотерроризма в международном аспекте при проведении научных исследований двойного назначения // Новости медицины и фармации. 2014. № 15. С 14-16.
По материалам: Военно-политическая аналитика
Армения безопасность Грузия медицина терроризм