«2018: ПЕРЕЛОМНЫЙ ГОД ДЛЯ ЮЖНОГО КАВКАЗА?»
Хроника | МЕРОПРИЯТИЯ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 04.12.2018 | 16:07
Тезисы доклада на Международном круглом столе «2018: Переломный год для Южного Кавказа?» ( Армения, Ереван, 26-27 ноября 2018 г.)
2018 год может стать переломным для Южном Кавказе под влиянием комплекса международных и региональных процессов, которые в последние годы отличаются особенной своим непредсказуемым характером и быстротой.
1. Влияние «фактора Трампа» на «коллективный Запад». Предвыборный лозунг Трампа о необходимости отказа США от многосторонних форматов и о целесообразности перехода на двусторонний формат отношений США с другими государствами получил практическое воплощение в политике США. В результате наблюдается
-
перестройка «Североамериканского дома» в пользу США за счет Канады и Мексики
-
США вышли из Транс-тихоокеанского торгового партнерства
-
Отказ США от прежней модели евроатлантического партнерства в пользу защиты интересов самих Соединенных Штатов.
2. Перестройка системы международных отношений на глобальном уровне вызвала кризис прежней общей для «коллективного Запада» идеологии, основой которой были евроатлантическая солидарность и «универсальные демократические ценности». В информационном поле это нашло отражение в исчезновении ранее принципиально важных тем «золотого миллиарда», G7, продвижения демократии во всемирном масштабе и т.п.
3. Стремление США решать свои проблемы путем жесткого диктата за счет других государств включая союзников по НАТО осложнил ситуацию внутри Евросоюза и придал дополнительное ускорение дезинтеграционным процессам. Их наглядным проявлением стал перешедший в практическую плоскость выход Британии из состава ЕС.
4. Переходный период перестройки отношений внутри «коллективного Запада» препятствует выработке скоординированной международной политики. Более того, разногласия и противоречия по наиболее важным международным проблемам все более нарастают, что наиболее наглядно проявилось после выхода США из «ядерной сделки» с Ираном, которое было осуждено большинством государств включая членов НАТО.
5. Нарастающие разногласиями внутри «коллективного Запада» придают его политике на постсоветском пространстве хаотичный и непредсказуемый характер.
6. Продолжающийся конфликт России с «коллективным Западом» благоприятствует росту влияния новых геополитических игроков на постсоветском пространстве: прежде всего Китая и Индии. При этом Китай и Индия могут стать самостоятельными центрами многополярного мира и (подобно США) проводить на постсоветском пространстве основанную прежде всего на собственных национальных интересах политику на постсоветском пространстве (в русле вероятного сценария конкуренции «национальных эгоизмов»). Другим вероятным сценарием является модель «Большой Евразии», которая может быть сформирована на основе проекта РИК (Россия, Индия, Китай), расширенного ЕАЭС или ШОС.
7. Прогрессирующий распад однополярной модели мироустройства сопровождается распадом прежде единого «коллективного Запада» на США и ЕС. При этом ЕС находится в процессе трансформации и поиска своей новой роли на международной арене. Новыми центрами формирующегося многополярного мира становятся Китай, Россия и Индия, которые в дальнейшем могут активизировать усилия по формированию «Большой Евразии».
8. Смена власти в Армении в мае 2018 года может сильно повлиять на сложившийся на Южном Кавказе после событий 2008 года баланс различных региональных и внерегиональных сил. В настоящее время характер возможных изменений зависит прежде всего от характера тех политических и социально-экономических изменений, которые произойдут в Армении в результате внеочередных парламентских выборов 9 декабря 2018 г.
9. Если новая властная модель проявит свою эффективность в решении насущных социально-экономических проблем и обеспечит стабильное внутриполитическое развитие Армении – это станет стабилизирующим фактором в масштабах всего региона. В противном случае можно ожидать нарастание дезинтеграционных тенденций не только в Армении, но и во всем регионе Южного Кавказа.
10. Во многом ситуация на Южном Кавказе будет зависеть от степени активности тех внешних сил, которые могут принять решение об использовании этого важного в геополитическом плане региона для решения собственных задач глобального масштаба. В этих условиях задача выработки и осуществления на практике адекватного сложной международной ситуации политического курса приобретает принципиально важное значение с точки зрения национальной безопасности государств Южного Кавказа.
Армения выбор Кавказа глобализация Кавказ Научное общество кавказоведов