ПЕРЕЛОМНЫЙ 2018-Й: ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИЛИ В ЕРЕВАНЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
МЕРОПРИЯТИЯ | 27.11.2018 | 23:02
Проблемы безопасности Южного Кавказа, политика США в регионе, военно-политические коалиции в Закавказье и российско-армянский стратегический союз. Об этом и многом другом дискутировали ведущие армянские и российские эксперты на международном «круглом столе» по теме «2018: Переломный год для Южного Кавказа?», который прошел в Ереване 26−27 ноября.
Организаторы мероприятия — Научное общество кавказоведов, общественная организация «Диалог» в сотрудничестве с Институтом востоковедения НАН Армении и Институтом Кавказа.
Открывая рабочее заседание «круглого стола» председатель общественной организации «Диалог» Юрий Навоян заявил, что мероприятие призвано способствовать развитию российско-армянского экспертного диалога, укреплению научных контактов, реализации совместных научных и общественных проектов, выработке объективной оценки состояния и перспектив развития двусторонних и многосторонних отношений в Кавказском регионе.
На открытии «круглого стола» присутствовал и секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, который заявил, что «бархатная революция» не только изменила внутриполитическую ситуацию в республике, но также открыла возможности для «региональных перегруппировок и метаморфоз».
Сотрудничество как фактор стабилизации
Санкции США в отношении Ирана в ближайшем будущем окажут свое воздействие на весь регион Южного Кавказа, а стратегическое сотрудничество Армении и России сыграет стабилизующую роль. Об этом заявил директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, академик Рубен Сафрастян. При этом он выделил основные политические тенденции в регионе.
Первая связана с фактором Ирана. Так, санкции США против Исламской Республики в обозримой перспективе будут оказывать влияние на отношения между всеми странами региона. Второй фактор — «бархатная революция» в Армении, которая хотя и является внутренним делом этой закавказской страны, но не может не оказать, по мнению Сафрастяна, влияние на всю политическую ситуацию в регионе.
Директор Института востоковедения коснулся и армяно-российских отношений. Он подчеркнул, что стратегическое сотрудничество Армении и России играет стабилизующую роль на Южном Кавказе, и эта роль постепенно возрастает.
Выявлять и нейтрализовывать вызовы
События в Армении имеют принципиально важное для региона значение. Об этом заявил президент Научного общества кавказоведов, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук Александр Крылов. По его словам, смена власти в Армении может сильно повлиять на региональный баланс сил. При этом характер возможных изменений зависит прежде всего от тех политических и социально-экономических процессов, которые ожидают Армению после внеочередных парламентских выборов (пройдут 9 декабря).
«Если новая властная модель проявит свою эффективность и обеспечит стабильное развитие Армении, то это станет стабилизирующим факторов в масштабе региона. В противном случае, стоит ожидать роста дезинтеграционных тенденций не только в Армении, но и во всем регионе Южного Кавказа», — отметил Крылов.
Касаясь армяно-российских отношений, учёный-кавказовед признался, что в экспертном сообществе России крайне настороженно были восприняты апрельские события в Армении, и в целом оценки тогда сводились к тому, что закавказский союзник «уходит».
По словам Крылова, есть три причины, которые указывают на реалистичность подобных предположений. Во-первых, после смены власти, в Армении была резка прекращена антироссийская истерия в местных СМИ. Во-вторых, проблема с биологическими лабораториями США была оперативно решена — Пашинян отдал распоряжение допустить российских экспертов на эти объекты. Наконец, определилась позиция Еревана по Сирии — принято решение послать в арабскую республику армянских военных с гуманитарной миссией.
Александр Крылов уверен, что здесь открываются новые перспективы. «Для нас важно эффективно воспользоваться новыми возможностями, а возникающие вызовы и угрозы нужно вовремя выявлять и нейтрализовывать», — сказал он.
Баланс военных сил как сдерживающий фактор
«Вопрос возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе всегда актуален», — заявил экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян(занимал должность в 1999—2000 гг.). По его словам, в данном вопросе свою роль играют Иран и Турция, Европа (в лице Франции), а также глобальные игроки — Россия и США.
Экс-министр обороны Армении считает карабахский конфликт уникальным, поскольку сдерживающим фактором на пути возобновления боевых действий в зоне конфликта являются не миротворческие силы, а военный баланс сил. «Нарушение баланса неизбежно приведет к возобновлению боевых действий, которые будут носить иной характер, по своей масштабности и глубине», — предупреждает Арутюнян.
Так, если в период первой карабахской войны (1991−1994 гг.) боевые действия редко принимали характер средней интенсивности, соответственно и потери сторон были относительно небольшие (по оценке армянского генерала в отставке, Азербайджан потерял убитыми около 35 тысяч, Армения — 7 тысяч человек), то в случае нынешнего возобновления боевых действий, с учетом тех видов вооружения, которыми располагают войска на линии фронта, это приведет к колоссальным человеческим потерям, в том числе и среди мирного населения.
Армении нечего предложить США
Армении нечего предложить США, а Иран, играющий важную роль в регионе Южного Кавказа, становится одним из приоритетов в региональной политике Соединенных Штатов. Об этом заявил политолог-международник Сурен Саркисян. В этом смысле недавний визит в Азербайджан, Армению и Грузию советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона следует рассматривать именно в ракурсе возрастания приоритетности Ирана в американском курсе на Ближнем Востоке и Южном Кавказе.
Сурен Саркисян обратил внимание на то, что региональное турне Болтона еще раз доказало следующее: Грузия имеет стратегическое значение для Штатов, по большому счету она для них как «план Б», который запускается при возникновении проблем с Турцией, когда американцы не могут договориться с ней в каких-то вопросах.
Второе место по важности для действующей администрации Белого дома занимает Азербайджан. Во-первых, он богат углеводородами, во-вторых, оказывает серьезное содействие Америке в вопросе Афганистана.
Что касается Армении, то Болтон не мог сюда не приехать. «Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Но самым важным фактом является наличие армянской общины США. С другой стороны, я думаю, есть определенный уровень, выше которого не могут подняться армяно-американскими отношения. Армения, по сути, не представляет никакого интереса для США, и ей нечего предложить (Вашингтону)», — считает Саркисян.
Эксперт подчеркнул, что Армения должна наконец понять, что же она может предложить Штатам. По мнению Саркисяна, не лучшим образом отразятся на армяно-американских отношениях вопрос участия военных республики в гуманитарной миссии в Сирии, поскольку данная тема является «очень чувствительной» для американцев.
Кризис нужно преодолеть
В сложившейся в Закавказье мозаичной схеме военно-политических коалиций, при которой Армения является союзницей России, Азербайджан — союзником натовской Турции, а Грузия открыто стремится в Североатлантический альянс, российско-армянский стратегический союз (РАСС) выступает главным фактором сдерживания НАТО на южных рубежах России. Об этом заявил директор Центра стратегических исследований «Арарат», доктор политических наук Армен Айвазян.
По его словам, Россия является абсолютным стратегическим союзником Армении на турецком фронте, но лишь частичным — на азербайджанском направлении. В обозримом будущем международным критерием стратегической ценности Армении будет ее способность в одиночку противостоять Азербайджану. Ценность же Армении (включая Нагорный Карабах) для России заключается в том, что в качестве военно-политического и цивилизационного союзника она объективно играет роль незаменимого стратегического буфера против как исламских фундаменталистов, так и дальнейшего расширения НАТО.
«РАСС сверхценен для Армении уже тем, что Россия обеспечивает неприкосновенность армянских границ со стороны Турции, предоставляя армянской армии возможность высвободить и сконцентрировать все имеющиеся силы и средства на азербайджанском направлении. Более того, 102-я российская база в Гюмри, с большой вероятностью, будет задействована также в случае азербайджанских попыток прорвать фронт и углубиться на территорию собственно Республики Армения с направления ее международно-признанных северо-восточных (непосредственная граница с Азербайджаном) и юго-западных (нахичеванский участок границы с Азербайджаном) рубежей.
По идее, продолжает Айвазян, российские системы противовоздушной и противоракетной обороны в Армении должны будут участвовать также в отражении ракетных и авиационных атак на крупные города и стратегические объекты республики, в первую очередь, Ереван, Гюмри и Армянскую АЭС, расположенную в 30 км к западу от столицы страны. На основном же карабахском фронте армянам все равно придется сражаться в одиночку, отмечает эксперт.
Немаловажно и то, что Ереван, благодаря РАСС, закупает вооружения у Москвы по внутрироссийским ценам, а также в рамках выгодных кредитных соглашений. «Армении остается лишь суметь сполна воспользоваться данными благоприятными обстоятельствами», — говорит Айвазян.
Если же союзнические отношения Армении и России подвергнутся коррозии, то, по мнению политолога, Закавказье в одночасье окажется под колпаком НАТО. А Россия получит у своих южных границ еще один регион наподобие Прибалтики, где немедленно появятся натовские (в первую очередь, турецкие) военные базы.
На ближневосточном стратегическом направлении Россия также будет отброшена назад, предупреждает армянский политолог.
Отметим, что по заявлению организаторов завершившегося сегодня экспертного мероприятия полученные результаты лягут на стол соответствующих органов исполнительной и законодательной власти России и Армении, а также поступят в распоряжение международных и неправительственных организаций.
По материалам: eadaily.com
Азербайджан Армения Грузия Кавказ Россия США