Современная политика неизменно включает в себя элементы постановочного шоу. Прогуливаясь по дорожкам Королевского музея изящных искусств и истории в Брюсселе, Пашинян в неформальной обстановке пообщался с лидером США Дональдом Трампом, премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, а также с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, главой европейской дипломатии Федерикой Могерини. Познакомился с Пашиняном и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
В ходе встречи с экспертами «Центра Карнеги» армянский гость рассказал о своих взглядах на развитие страны, о приоритетах в работе правительства и шагах по борьбе с коррупцией. Поучаствовал он и в совместном ужине в честь вовлеченных в афганские дела НАТО руководителей стран-партнеров, заявив о продолжении миссии армянских военнослужащих в Афганистане. Как известно, участие в международном миротворчестве под эгидой Альянса – достаточно важная составляющая внешнеполитического курса официального Еревана, приоритетным для которого остается тесное сотрудничество с Москвой.
«Армения – страна-партнер НАТО. Мы участвуем в двух миссиях НАТО – в Косово и Афганистане. Это дает возможность участвовать в обеспечении безопасности на международном уровне. Но мы также являемся членом Организации договора о коллективной безопасности, и мы видим Армению в этой Организации и в этой системе безопасности», – подчеркнул Пашинян в интервью каналу Euronews.
Согласно армянским источникам, на всех своих брюссельских встречах премьер подчеркивал: Армения остается полноправным членом Евразийского экономического союза, открывшего перед нею «огромные возможности экономического развития». Одновременно он выражал уверенность в том, что Армения способна стать надежным партнером для Евросоюза и связующим звеном между европейским и евразийским интеграционными объединениями.
«Армения, оставаясь членом ЕАЭС, активно использует каналы для развития сотрудничества с ЕС и НАТО. Это нисколько не противоречит основному стратегическому направлению политики страны. Думаю, что Армения может стать мостом между ЕАЭС и Россией, с одной стороны, и Евросоюзом и НАТО, с другой», – таково мнение известного экономиста Ашота Тавадяна.
Экономист считает, что это в конечном итоге может привести к улучшению отношений между НАТО и Россией.
Армения крайне заинтересована в этом улучшении, ее роль – в сглаживании углов и смягчении напряженности в этих отношениях, добавил Тавадян.
Как известно, в первых числах июня Еврокомиссия объявила о предварительном вступлении в силу Соглашения о расширенном партнерстве с Арменией, имеющего достаточно общий характер. Документ уже ратифицирован в самой Армении, а также в ряде европейских столиц. В Ереване настойчиво указывают на важность завершения процесса ратификации всеми членами Евросоюза в максимально сжатые сроки.
Сам Пашинян отметил важную роль консультаций и финансового содействия Евросоюза демократическим реформам в Армении. Вместе с тем, по его мнению, «политика Евросоюза остается той же, что и три-четыре месяца назад», и в последние месяцы каких-либо изменений на армянском направлении не наблюдается.
«После революции мы слышали от ЕС многочисленные заявления, слова приветствия, но в политике пока никаких ощутимых изменений нет. И я говорю, что нужно либо снизить восторженную тональность, либо изменить политику», — заявил армянский премьер.
Тут излишних иллюзий питать не следует: итоговое заявление натовского саммита включает 67-й пункт о поддержке территориальной целостности Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы (имеются в виду, разумеется, советские границы), их независимости и суверенитета.
Ранее, во время визита в Вайоц Дзор, премьер Армении говорил, что его поездка в Брюссель будет зависеть от текста итоговой декларации саммита НАТО. Призыв направить Баку месседж о недопустимости силового решения карабахского конфликта вряд ли получит сколь-либо внятную реакцию Альянса за рамками общих деклараций и рассуждений.
11 июля между Азербайджаном и Евросоюзом был подписан документ о приоритетных направлениях партнерства, первом пунктом которого стороны выразили поддержку территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности границ.
Весьма поверхностными выглядят на этом фоне рассуждения отдельных армянских СМИ о необходимости выработки «новых региональных критериев», которые позволили бы Армении, как «локомотиву новой волны региональной демократизации» обрести в глазах западных партнеров некие преимущества в сравнении с соседями по региону.
Страны, объединенные в НАТО, в своей внешней политике руководствуются исключительно прагматическими подходами, используя «демократическую» фразеологию разве что в качестве дымовой завесы.
Собственно, так же они себя вели и при прежних армянских властях, с которыми вполне продуктивно сотрудничали по большому кругу вопросов – от конституционной реформы до разработки англо-американским консорциумом Lydian International Амулсарского золотоносного месторождения. Эти работы чреваты значительными рисками для горноклиматического курорта Джермук и окружающих территорий. Но посол США в Ереване Ричард Миллс недавно предложил провести аудит на всех предприятиях горнорудной промышленности Армении, что может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.
В целом, прояснение намерений западных партнеров в отношении Армении – важная задача. Показной «изоляционизм» Трампа тут вряд ли кого-то вводит в заблуждение – заокеанская сверхдержава по-прежнему имеет возможность управлять внутриполитическими процессами в Европе и на постсоветском пространстве.
Вспомним лишь два относительно недавних примера. По символическому совпадению, 8 мая (в день утверждения Пашиняна на должность премьер-министром Армении) новый посол США в Берлине Ричард Гренелл посоветовал немецкому бизнесу уходить из Ирана, дабы избежать неприятностей в отношениях с Америкой.
А спустя два месяца в интервью изданию Bild он высказался более чем откровенно. «Мы на самом высоком уровне побуждаем немецкое правительство вмешаться и остановить эту затею… Мы очень обеспокоены сообщением о том, что иранский режим пытается вывезти из немецкого банка в Иран сотни миллионов евро наличными», — отметил Греннел.
Для Армении, заинтересованной в расширении торгово-экономического сотрудничества с Ираном, очень важно не ставить его в зависимость от геополитических амбиций Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке. Также важно, чтобы двусторонняя российско-армянская повестка не оказалась в заложниках лоббистских сил и групп, мягко говоря, не заинтересованных в ее позитивном наполнении и называющих Азербайджан «главным стратегическим союзником России на Кавказе».
Возвращаясь ко встрече глав государств Североатлантического Альянса, нужно отметить, что несмотря на ее несколько «нервный» характер, разногласия в западном сообществе носят скорее «внутрисемейный» характер, не затрагивая цивилизационное единство и стремление противостоять «общему противнику», которым традиционно является Россия.
Армении, как и другим постсоветским странам, предстоит приложить немало усилий для проведения сбалансированного, без шараханий внешнеполитического курса, эффективно используя для этого как государственные, так и общественные (включая диаспору) ресурсы.