СЛОВНО СПИСАНА С КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИДОМЕННОЙ ВОЙНЫ: УРОКИ «БАРХАТНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ В АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владимир ПРОХВАТИЛОВ | 11.06.2018 | 10:56
Евразийский экономический союз последовательно укрепляет свои международные позиции вопреки усилиям Запада и, прежде всего, США помешать этому. Одним из самых эффективных инструментов вмешательства во внутренние дела стран-мишеней, то есть тех государств, где США намерены привести к власти лояльных им политиков, являются так называемые цветные революции, механизм которых постоянно меняется и совершенствуется. Так, недавняя «бархатная» революция в Армении окончилась убедительной победой протестующих, не в последнюю очередь благодаря применению совершенно нового протестного инструментария, который может быть назван социальным блокчейном.
Причина неожиданного успеха нынешнего армянского «майдана» в том, что в его ходе применяются новые социальные технологии, совершенно не схожие с теми, которые практиковались во время украинского майдана или «болотных событий» в России. Об этом «Ритму Евразии» заявил известный военный аналитик директор Центра стратегических исследований в Степанакерте (Нагорный Карабах) Рачья Арзуманян. Суть новой протестной технологии, по его словам, состоит в децентрализации принятия решений, а поскольку единого центра протеста нет, то и «гасить некого».
Р. Арзуманян полагает, что новая тактика протестующих основана на своего рода социальном блокчейне, то есть технологиях, выстроенных на абсолютном доверии, когда «войти в систему крайне сложно, если вообще возможно». Таким образом, проникнуть в протестные сети может разве что «глубокий крот, изначально зашитый в проект».
Замечу от себя, что именно так работала британская контрразведка МИ-5, в течение долгих лет «опекая» молодых жителей Северной Ирландии и внедряя их в ряды ИРА. Подобным же образом строила тактику работы с революционерами и царская охранка, внедрявшая своих агентов в руководство практически всех оппозиционных партий. И если в своей оценке нынешних протестов в Армении Р. Арзуманян прав, то это – результат серьезной и многолетней работы внешних акторов, среди которых на первом месте США и Великобритания.
Существование в Армении разветвленных и хорошо законспирированных агентурных сетей, созданных американскими и британскими спецслужбами, достаточно очевидно. В одном лишь американском посольстве в Ереване насчитывается около двух тысяч сотрудников, большинство которых – кадровые разведчики, плотно работающие со всеми социальными стратами Армении. Кроме того, многочисленные НКО щедро раздают гранты по темам свободы слова, информационного обмена и прав человека.
Армянский военный аналитик полагает, что новые технологии были выработаны относительно недавно, не далее года. Однако это не отменяет присутствия в Армении глубоко законспирированных агентурных «спящих сетей», в час икс переформатированных на технологии протестного социального блокчейна. Как отметил Р. Арзуманян, протестующие избрали весьма нестандартную тактику: в 22:00 все виды протеста прекращаются, чтобы избежать провокаций. Утром все начинается по новой – мобильные группы быстро перемещаются и парализуют коммуникации. Так и напрашивается мысль, что участники протестов переняли тактику Лоуренса Аравийского, искусно парализовавшего коммуникации Османской империи во время Великого арабского восстания 1916-1918 гг.
Не могу не вспомнить и рекомендации Збигнева Бжезинского во время его встречи с руководством Независимого профсоюза горняков в Верховном Совете РСФСР в конце августа 1991 г. (автор присутствовал при этом), когда он вместе с советником министра обороны США Фредом Икле рекомендовал шахтерам устраивать забастовки не иначе как в союзе с железнодорожниками, чтобы перерезать коммуникации и поставить власти в безвыходное положение. Кстати, именно по этому сценарию позднее проходили забастовки украинских шахтеров.
Автор готов согласиться с Р. Арзуманяном, который считает, что к данной ситуации нельзя применять сам термин «майдан», который подразумевает централизованную и синхронизированную сверху донизу «стационарную» технологию. На этот раз в Армении был применен иной механизм уличных протестов, который можно сравнить с концепцией мультидоменного сражения, разработанной американскими военными стратегами.
И действительно, нынешняя «бархатная революция» словно бы списана с современной пентагоновской концепции мультидоменной войны (the multi-domain battle), о которой недавно рассказал в своей статье на сайте Института современных войн при Военной академии США в Вест-Пойнте начальник штаба сухопутных войск США генерал Марк Милли, назвавший новую тактику американской пехоты «сетевым роением» (Networked Swarming), разделив ее на четыре этапа: найти цель, сосредоточиться, атаковать и рассеяться.
Генерал Милли отмечает, что мультидоменная тактика основана на так называемой стигмергии. Стигмергия является одной из форм биологической самоорганизации, в ходе которой создаются сложные структуры без какого-либо планирования, контроля или даже прямой связи между индивидами. Стигмергия поддерживает эффективное сотрудничество между чрезвычайно простыми индивидами, у которых нет памяти, интеллекта или даже осведомленности друг о друге. Стигмергия является децентрализованным сетевым свойством коллективного взаимодействия термитов, а теперь – и американских военных и армянских протестующих.
Генерал Милли отмечает, что мультидоменная стигмергия позволяет создавать самоорганизующиеся стаи, которые функционируют без электронных сообщений. Принятие решений на основе четких раз и навсегда установленных правил (найти цель, сосредоточиться, атаковать и рассеяться) «заменяет иерархические структуры команд на предопределенный набор ответов на конкретные ситуации». Способность младших командиров быстро применять эти правила вместо того, чтобы полагаться на вышестоящие командные структуры, позволяет небольшим подразделениям действовать самостоятельно и ускорять процесс принятия решений
Когда власть пытается нейтрализовать протестное движение, работая против майданных технологий, отмечает Р. Арзуманян, она обречена на поражение, потому что здесь мы имеем дело с технологиями на основе иррегулярной активности, в основе которых лежит «мобильность, тактика удара и отхода, как только появляются «регуляры». Плюс самосинхронизация и «директивные» методы управления на горизонтальном уровне – внизу сами принимают решение, как действовать и где выбрать место для следующей атаки».
Рачья Арзуманян – автор ряда монографий по иррегулярным войнам современного мира, наиболее известна в профессиональных военных кругах «Кромка хаоса». Однако в недавнем разговоре с ним автор заметил, что от внимания этого авторитетного военного эксперта ускользнул тот факт, что лежащая в основе мультидоменной стратегии (безотносительно, идет ли речь о военных или о протестующих) подготовка автономно действующих «роев» основана на методах германского генерала Ханса фон Секта, примененных им для возрождения рейхсвера Веймарской республики. Фон Сект строил свою малочисленную армию как высокопрофессиональное ядро, вокруг которого впоследствии можно было бы развернуть армию нормальных размеров. Каждый рядовой рейхсвера готовился так, чтобы в будущем он мог стать унтер-офицером или офицером. Благодаря такой подготовке отдельные подразделения немецкой армии учились действовать самостоятельно, не дожидаясь указаний вышестоящего командования, что принесло германской армии ряд громких побед во время Второй мировой войны.
Четкие самостоятельные действия, основанные на четырех универсальных правилах Марка Милли (найти цель, сосредоточиться, атаковать и рассеяться), генетически связанные с разработками фон Секта, успешно применяются, кстати, боевиками запрещенного в России ИГИЛ.
Как известно, на протяжении ряда лет военным лидером ИГИЛ был бывший полковник таджикского ОМОНа Гулмурод Халимов, который проходил в свое время стажировку на антитеррористических тренировочных курсах, организованных Госдепом США, а также в американской частной военной компании Blackwater, то есть в совершенстве изучил тактические приемы «сетевого роения», заимствованные американскими военными у германского генерала.
Как видим, западные военные и политические стратегии основаны на создании управляемого хаоса в странах-мишенях и имеют в своей основе схожие тактические приемы. Впрочем, не следует слишком преувеличивать эффективность западных подрывных технологий, и тем паче создавать миф об их «непобедимости».
Это никоим образом не соответствует реальной действительности. Так, благодаря ответственным действиям силовых структур стран ОДКБ купируется возможность организации как «майданов», так и протестных «блокчейнов» в странах Средней и Центральной Азии. А победившая «бархатная» революция в Армении привела к довольно неожиданным для западных наблюдателей результатам.
Никол Пашинян, взойдя на пост премьера, похоже, отошел от прежних критических взглядов и осознал, что сотрудничество Армении с Россией и ЕАЭС выгодно и отказываться от него не следует. Более того, Армения, подписавшая осенью прошлого года соглашение о расширенном партнерстве с Евросоюзом, может стать связующим мостом между ЕАЭС и ЕС.
Армянский урок для Евразийского экономического союза состоит в том, что, основываясь на деловом прагматизме и взаимной выгоде, можно повернуть в позитивную сторону даже самые негативные, на первый взгляд, события в республиках бывшего СССР.
По материалам: Ритм Евразии
Фото: Спутник
Армения безопасность