ИЛЬХАМ АЛИЕВ ПОШЕЛ НА ЧЕТВЕРТЫЙ СРОК
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Инна МАРИНИНА | 21.04.2018 | 00:00
Сын первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева Ильхам Алиев занимает пост президента уже четвертый срок и останется на этом посту до 2025 года. Точку в избирательном процессе 17 апреля поставил Конституционный суд Азербайджана, который утвердил протокол ЦИК об итогах состоявшихся 11 апреля президентских выборов и объявил набравшего, согласно протоколу, 86,02% голосов избирателей И. Алиева избранным президентом.
На решение суда не повлияли заключения миссий международных наблюдателей, давших избирательному процессу крайне негативные оценки. Согласно заключению миссии БДИПЧ ОБСЕ, опубликованному на официальном сайте ПА ОБСЕ, президентские выборы в Азербайджане проходили «в условиях законодательного ограничения основных прав и свобод, которые являются предпосылками истинно демократических выборов», отсутствия плюрализма в СМИ и подлинной конкуренции на самих выборах. В числе серьезных нарушений были зафиксированы факты массового вбрасывания бюллетеней в урны, преднамеренных фальсификаций и нарушения процедур.
Хотя на пост президента Азербайджана баллотировались восемь кандидатов, предвыборная кампания проходила в условиях доминирования кандидата от правящей партии «Новый Азербайджан» И. Алиева. В отличие от кампаний его конкурентов, она была хорошо организована и обеспечена достаточными ресурсами. При этом оппозиционные кандидаты воздерживались от критики действующего президента, а в предвыборной кампании самого Алиева не отмечалось никаких различий по сравнению с его президентской деятельностью.
«Мы должны учитывать, что в политической среде, где демократические принципы скомпрометированы и верховенство закона не соблюдается, справедливые и свободные выборы невозможны», – заявил, подводя оценку президентских выборов в Азербайджане, Виорел Рисиард Бадеа, глава делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Отметим, что это были первые президентские выборы, проведенные после внесения в Конституцию Азербайджана поправок от 2016 года, значительно расширивших полномочия президента и увеличивших срок его правления с 5 до 7 лет. Наблюдатели не обошли стороной и этот факт, и с сожалением отметили в своем предварительном отчете, что ни одну из приоритетных рекомендаций БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы в связи с поправками в конституцию власти Азербайджана не учли.
Приближенные к властям Азербайджана СМИ и политологи однозначно расценили предварительный отчет международных наблюдателей как предвзятый и односторонний, далекий от реальности и написанный «недругами Азербайджана».
Следует отметить, что «предвзятость» международных наблюдателей – тема не новая. Выборы на всем постсоветском пространстве (о ситуации за пределами этого пространства мы судить не беремся) проходят с определенными и очень схожими нарушениями. Избирательные политтехнологии существенно друг от друга не отличаются. Но международные организации почему-то «видят» нарушения именно там, где действующая власть их не устраивает и партнером Запада не считается. А в тех странах, которые уже признаны партнерами и союзниками США, ЕС и НАТО, выборы обычно получают положительные оценки и гораздо меньше серьезных замечаний. Нарушения там либо не замечают, либо не хотят замечать.
Особенно осторожными были международные миссии в своих оценках досрочных президентских выборов в Грузии в январе 2008 года, на которых с подавляющим преимуществом победил Михаил Саакашвили. Тот самый, который 7 ноября 2007 года издал приказ о подавлении митингов оппозиции, а потом по совету Запада ушел в отставку, чтобы вновь занять трон президента на следующие 5 лет. Но Грузия была и остается «партнером» Запада в его деле утверждения «демократии» на Кавказе и признана с этой точки зрения «маяком демократии» и «лидером» в своем регионе. Поэтому серьезных нареканий со стороны международных миссий в связи с нарушениями на выборах обычно не «заслуживает».
Азербайджан придерживается в отношении Запада более «самостоятельной» линии, что отчасти и влияет на «более критичное» отношение к нему представителей международных организаций.
Изменения в конституцию с целью обеспечения долгосрочности правления конкретного лидера в последний период внесли все три страны Закавказья (Южного Кавказа). Но если Грузия и Армения пошли по пути усиления власти премьера, которую должен был принять действовавший в тот период президент (в случае Армении – принял), то Азербайджан решил не «сюсюкаться» с демократией и прямо усилил и расширил полномочия и срок деятельности именно президентского института, целиком приспособив его под продление правления действующего главы государства.
К слову, это явление на постсоветском пространстве довольно распространено. «В принципе ситуация во всех бывших советских республиках складывается одинаковым образом, приходит какая-то группировка от власти, которая поддерживается местными элитами и формируется в течение ряда лет. Затем ее представители занимают все ключевые должности и своего лидера пытаются сохранить максимально долго на посту руководителя страны, – отмечает политолог Александр Чачия. – Саргсян держался столько, сколько положено по конституции, затем в угоду этому лидеру политическая элита меняет конституцию, делает из президентской парламентскую республику с тем, чтобы этот лидер мог оставаться в качестве руководителя страны еще долгое время. Это такой политический произвол, он характерен для многих постсоветских республик. Единственный, кстати, кто на это не пошел в свое время – это президент Путин, когда ему советовали изменить конституцию, он не стал это делать. А для этих удельных царьков – это в принципе вещь обычная и приемлемая».
Приближенные к «президентскому двору» эксперты расценивают деятельность И. Алиева как гаранта стабильности и экономического развития страны. Если экономический прогресс был обеспечен в основном за счет освоения богатых энергоресурсов, в чем Азербайджану существенно помогла «единоверная» Турция и чему всячески способствовала «дружественная» Грузия, то политической стабильности президент и его команда добились за счет подавления деятельности оппозиции под предлогом «предотвращения попыток государственного переворота» и ужесточения законодательства. «Венцом» законодательных изменений стал утвержденный парламентом Азербайджана закон, согласно которому «за унижение и дискредитацию чести и достоинства президента» предусмотрено лишение свободы сроком до 5 лет либо штраф в размере 1,5-2,5 тыс. манат. А размещение оскорбительных высказываний в адрес президента в интернете и соцсетях карается штрафом в размере от 2 до 3 тыс. манат.
И. Алиев в отношении оппонентов действует так же безапелляционно, как и нынешний президент Турции, жестоко подавляющий любое инакомыслие. Соседняя Грузия косвенно оказалась втянутой в эту внутриполитическую борьбу своих стратегических партнеров с оппозицией, и выразилось это в «похищении» и выдаче Азербайджану оппозиционного президенту Алиеву журналиста Афгана Мухтарлы, а также в аресте менеджера основанного Фетхуллахом Гюленом (оппонентом Эрдогана) колледжа имени Демиреля Мустафы Эмре Чабука, а затем и в закрытии самого колледжа в Тбилиси. Дело Чабука уже почти дошло до его экстрадиции в Турцию, но под давлением западного сообщества власти Грузии были вынуждены приостановить этот процесс. Решением от 19 февраля с.г. Тбилисский городской суд освободил Чабука под залог. Но дело на этом пока не закрылось...
Уже после выборов в Азербайджане оппозиция провела в Баку митинг, на котором попыталась опротестовать их результаты. Как заявляли на митинге, состоявшемся 14 апреля, лидеры оппозиционных партий, выборы были сфальсифицированы. По их информации, это были «выборы без выбора», которые проходили в условиях притеснения и преследования оппозиционных партий и их лидеров. На фоне такого давления независимые азербайджанские политологи заявили, что к борьбе за кресло президента были допущены лишь те кандидаты, которые были заранее согласованы с властями, и что сделано это было для создания иллюзии конкуренции на выборах. А один из семи конкурентов Алиева – Хафиз Гаджиев, баллотировавшийся на пост президента от партии «Современный Мусават», прямо отдал свой голос за действующего президента.
В такой политической ситуации, на фоне ослабленной и не имеющей поддержки основной массы населения оппозиции и вступает в свой четвертый президентский срок Ильхам Алиев.
По материалам: Ритм Евразии
Азербайджан политика и право