АРМЕНИЯ: НАЗРЕВАЕТ ЛИ РАСКОЛ ВО ВЛАСТНОЙ ПИРАМИДЕ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 29.05.2017 | 21:28
Начало работы Национального Собрания шестого созыва ознаменовало новый этап внутриполитическом развитии Армении. Речь идет как о кадровых назначениях и перестановках, так и о процессах внутри правящей элиты, очертивших разделение власти на два крыла.
Напомним, что в ходе первого заседания новоизбранного Национального Собрания (НС) 18 мая правительство подало в отставку. Указом президента Сержа Саргсяна премьер-министр Карен Карапетян был переназначен на эту должность. В ближайшее время он завершит формирование нового правительства. Состав правительства не претерпел существенных изменений. Это и понятно: до окончательного вступления в силу новой Конституции, предусматривающей переход с президентской формы правления на парламентскую, остается меньше года.
Однако уже сегодня в некоторых вопросах, относящихся к кадровым назначениям в правительстве, проглядывает интрига, за которой стоит противостояние внутри власти… но об этом позже.
На прошлой неделе в центре внимания общественности были события в парламенте. Новое Национальное Собрание приняло решение сократить число постоянных парламентских комиссий с 12 до 9. Шесть постоянных комиссий возглавили члены правящей Республиканской партии Армении (РПА). Это постоянные комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, по внешним связям, по экономическим, государственно-правовым вопросам, по обороне, национальной безопасности и внутренним делам, а также по здравоохранению и социальным вопросам.
Остальные три комиссии возглавят представители второй по величине парламентской фракции блока «Царукян»: это постоянные комиссии по вопросам европейской интеграции, по вопросам науки, образования, молодежи и спорта, а также комиссия по территориальному управлению.
Спикером НС стал Ара Баблоян, двое его заместителей также являются представителями правящей партии: это пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов и бывший министр юстиции Арпине Ованнисян. Третий вице-спикер Микаел Мелкумян является членом оппозиционного блока «Царукян».
Некоторые эксперты не исключают, что выбор кандидатуры Баблояна со стороны республиканцев и в первую очередь их лидера, президента Саргсяна продиктован рамками процесса по «внутреннему очищению» РПА, объявленному в начале марта. Отметим, что Ара Баблоян не имеет проблем ни с одной из ведущих политических сил, к тому же его имя не связано ни с одним коррупционным скандалом.
Между тем, известному врачу, профессору и бывшему министру здравоохранения (1991-97 гг.) Ара Баблояну принадлежат центр уронефрологии и детской хирургии, а также медицинский комплекс «Арабкир» – институт здоровья детей и подростков.
Баблоян – один из наиболее крупных олигархов в сфере медицины. Он стоит в одном ряду с экс-министром здравоохранения Артемом Кушкяном и женой экс-президента Роберта Кочаряна Беллой Кочарян.
Есть и другие олигархи от медицины, такие как супруга экс-министра обороны Сейрана Оганяна Рузанна Хачатрян и прочие, но трое вышеупомянутых являются основными.
Многие шаги властей после парламентских выборов 2 апреля, в том числе и кадровые назначения, явились вполне ожидаемыми для экспертного сообщества и политиков, за исключением назначения Баблояна на пост спикера. Его имя не упоминалось ни в одном прогнозе. Усилению интриги вокруг этого назначения способствовали прогнозы многих наблюдателей, согласно которым, основным претендентом на эту должность является депутат от РПА, брат российского миллиардера Самвела Карапетяна Карен Карапетян (тёзка и однофамилец действующего премьер-министра). Однако этого не произошло. Вместо Карапетяна, в верхнем эшелоне власти неожиданно оказалась политически ничем не примечательная, блеклая, зато полностью подконтрольная президенту Сержу Саргсяну фигура Ара Баблояна. Ряд подконтрольных президентскому дворцу СМИ поспешил заверить читателей в том, что депутат Карен Карапетян взял самоотвод и заявил о том, что он не видит себя на посту спикера НС. Некоторые наблюдатели, возможно в угоду власти, поспешили сделать выводы о том, что причиной самоотвода могли стать не очень определённые и хрупкие политические перспективы соратника братьев Карапетянов –премьер-министра Карена Карапетяна.
Между тем, эти оценки не вяжутся с поведением депутата Карапетяна. 18 мая он пришел на первое заседание нового парламента только после полуторачасового выступления Сержа Саркисяна. Карапетян опроверг утверждения представителей прессы о том, что он бойкотировал выступление президента. В этом небольшом эпизоде можно заметить не покорное поведение человека, добровольно отказавшегося от возможности возглавить парламент, а скорее нотки недовольства и раздражения.
По мнению политолога Карена Кочаряна, фигура Ара Баблояна является компромиссной: во-первых, для самой Республиканской партии, ибо Баблоян не является представителем ни одной из существующих внутри РПА различных группировок, а во-вторых, что очень важно – он является компромиссной фигурой и для президента, и для премьер-министра.
Сегодня в Армении политики, эксперты и пресса все больше и больше говорят об образовании внутри властной пирамиды двух противоборствующих крыльев. Одно крыло представлено президентом Сержем Саргсяном и преданными членами его команды, такими как министр обороны Виген Саркисян, новоназначенный министр юстиции Давид Арутюнян и прочие. Второе же крыло якобы представлено братьями Карапетянами и премьер-министром Кареном Карапетяном.
При этом российский миллиардер Самвел Карапетян, который на родине имеет в целом положительный имидж, начинает играть все более активную роль в экономической и политической жизни Армении.
По оценке издания «Lragir», крыло, возглавляемое Кареном Карапетяном, явно имеет свои планы по поводу политико-экономического будущего Армении, которые не совпадают с планами Сержа Саргсяна и его команды.
Появление трещины внутри властной пирамиды вполне логично. Через 10-11 месяцев закончится второй президентский срок Сержа Саргсяна. Как бы президент не препятствовал формированию новых политических полюсов, появление на политической арене этих конфигураций является вполне естественным.
Все эти развития выражаются сегодня в противостоянии президента, который должен, но не хочет уходить, и премьер-министра, который, согласно его же заявлению, намерен оставаться на своем посту и после апреля 2018 года.
Серж Саргсян продолжает последовательно осуществлять проект по воспроизводству своей власти. В рамках этого проекта президент назначил на пост спикера, компромиссную, однако подконтрольную себе фигуру, воспрепятствовав тем самым усилению позиций премьера внутри власти (в случае назначения на этот пост депутата Карена Карапетяна). В новом НС сложилась очень выгодная для Сержа Саргсяна расстановка сил и в плане устойчивого подконтрольного ему большинства, и в плане псевдоопозиции в лице блока «Елк» («Выход»). Кроме того, благодаря очередному коалиционному соглашению власти с АРФ «Дашнакцутюн», президент подключил дашнаков к гвардии своих союзников. Есть и ещё одно важное слагаемое в формуле контроля президента над новым парламентом – руководителем аппарата Национального Собрания Армении назначен Ара Сагателян. Ранее он занимал должность директора центра общественных связей и информации при администрации президента. Бывший «шеф-повар» пропагандистской кухни, отличающийся творческим подходом в вопросах организации нужных для власти информационных вбросов и утечек, наверняка с тем же рвением будет выполнять функции «ушей и глаз» президента в НС.
Однако проект воспроизводства власти, а также нейтрализации крыла премьер-министра и братьев Карапетянов, не ограничивается, да и не может ограничиться лишь рамками парламента.
Так, на днях убедительной победой Сержа Саргсяна завершился очередной раунд скрытого противостояния между президентом и премьер-министром. Речь идет о назначении бывшего министра-руководителя аппарата правительства Давида Арутюняна на пост министра юстиции. Согласно информации из оппозиционных источников, Давид Арутюнян де-факто саботировал работу и правительства, и вполне естественно премьер искал повод для того, чтобы избавиться от главы своей администрации. По некоторым непроверенным данным, опубликованным в «независимой» прессе, премьер-министр облюбовал для своего «контролера» место представителя Армении в ОБСЕ.
В рамки этой логики умещается недавнее решение премьера упразднить должность министра-руководителя аппарата правительства, которую в предыдущем кабинете занимал именно Арутюнян. В частности, из этой должности исключены полномочия министра и оставлены лишь полномочия главы аппарата правительства.
Однако президент, который обладает куда большими рычагами власти, сумел отстоять «мозг» своей команды Давида Арутюняна. Последний, как уже было упомянуто, назначен министром юстиции. Ранее он долгие годы уже занимал этот пост, а затем возглавлял постоянную парламентскую комиссию по государственно-правовым вопросам, являясь, по сути, отцом-создателем армянского законодательства, в котором многие законы или отдельные положения тех или иных законов противоречат друг другу. Именно Давид Арутюнян позаботился о наличии в законодательном поле страны ловушек, которые власть нередко с подачи его же самого использует и разворачивает в свою сторону. Некоторые эксперты считают, что назначение Давида Арутюняна на пост министра юстиции может являться также результатом компромисса между президентом и премьером. С одной стороны, «первый юрист» страны необходим президенту для завершения конституционной реформы. С другой стороны, Арутюнян пока нужен премьеру, как человек, который хорошо знает законодательство. Ведь даже самому квалифицированному главе правительства очень трудно управляться с действующим в Армении весьма витиеватым нагромождением законов и подзаконных актов. С другой стороны, поле деятельности Арутюняна значительно сузилось, ибо он, будучи министром юстиции, не имеет больше влияния на аппарат правительства.
…Таким образрм, осуществил ряд четких и решительных шагов, направленных на укрепление своих позиций. Видимо, он должен был поступать именно таким образом для того, чтобы консолидировать свою команду.
С другой стороны, и премьер-министр продолжает держать удар. Карен Карапетян остался на своем посту, осталось и его правительство. Необходимо ждать дальнейших событий. Пока «третьей республики» не знает такого случая, чтобы уходящий президент, желая остаться у власти, смог бы обыграть новую силу, которая идет ему на смену.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право