ВОЙНА В ЮЖНОЙ СИРИИ – НА ПОРОГЕ (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 22.05.2017 | 19:10
Американское вмешательство способно взорвать хрупкие договорённости по Сирии
Подписание 4 мая в столице Казахстана Астане Меморандума о создании зон деэскалации на территории Сирийской Арабской Республики возродило надежды на снижение интенсивности военных действий при сохранении территориального единства в стране. 16-19 мая в Женеве состоялся очередной («технический») раунд межсирийских переговоров по итогам которого удалось согласовать дополнительный формат взаимодействия ООН со сторонами конфликта: неформальные технические встречи экспертов по проекту будущей конституции страны. Правда, обтекаемый характер высказываний на этот счёт международных посредников вполне объясним: с делегацией просаудовского Высшего комитета по переговорам оппозиции Сирии (ВКП) согласия пока не найдено, однако «работа будет продолжена». Глава делегации официального Дамаска Башар Джаафари рассказал, что на нынешнем раунде ни одна из четырёх переговорных «корзин» (терроризм, конституция, выборы, переходное управление) не обсуждалась, хотя в целом правительство Сирии отдает приоритет борьбе с терроризмом.
Успех, пусть и относительный, «Женевы-6» во многом обусловлен её логической увязкой с астанинским форматом переговоров. «Там идет реальная работа по определению зон деэскалации в Сирии… Прогресс, который удалось достичь на астанинском треке, несомненно, предопределил то, что происходило здесь, в Женеве… Тот факт, что Астана и Женева двигаются параллельными треками, свидетельствует о том, что возможно достижение дальнейшего прогресса по пути урегулирования сирийского кризиса», – считает заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов.
Некоторые фотографии, представленные на выставке «Российский опыт противодействия экстремизму в Сирийской Арабской Республике» в Общественной палате РФ
При этом процесс национального примирения, успешно реализуемый в ряде районов при активном посредничестве Российского центра по примирению враждующих сторон, вовсе не означает отказа от последовательной борьбы с террористическими бандами. Некоторое снижение интенсивности боестолкновений в четырёх зонах «деэскалации» (провинция Идлиб с некоторыми прилегающими районами, условный «Растанский колёл», Восточная Гута и некоторые территории на юге Сирии) позволяют правительственным силам и их союзникам сосредоточиться на борьбе с запрещённым в России «Исламским государством» и «Джебхат ан-Нусрой», претерпевшей неоднократные переименования, но не утрачивающей от этого своей террористической сущности. Как, к слову, и некоторые другие группировки, пытающиеся рядиться в тогу «революционеров» и «поборников демократии», однако в реальной жизни состоящие из бандитов и головорезов. Вот лишь некоторые примеры минувшей недели: в ходе обстрела жилого квартала и городского парка в городе Дера`а погибло 5 детей; на севере провинции Хама террористы убили по меньшей мере 15 мирных жителей и 27 бойцов сирийской армии. Обе трагедии произошли в районах, объявленных в соответствии с договорённостями в Астане «зонами деэскалации».
Зоны деэскалации в Сирии
В этом контексте примечательны необоснованные попытки некоторых экспертов приравнять «зоны деэскалации» (идею которых зачастую приписывают исключительно России, что не совсем так) к многолетним попыткам Вашингтона и некоторых его союзников создания в сирийском небе неких «бесполётных зон» со всеми вытекающими последствиями. Иностранное военное присутствие в «зонах деэскалации», сохранение внешних каналов подпитки остающихся там террористов и наёмников обессмысливает саму идею и рано или поздно, но неизбежно приведёт к её краху. «Зоны деэскалации» не могут служить плацдармами для интервенции, либо же становиться очередными полигонами по отработке раздела Сирии. Присутствие турецкой армии на севере страны, американского спецназа на курдском севере и на юге страны как было незаконным, так им и остаётся. Более того, оно способно породить крайне опасные процессы, несущие огромную опасность не только для Сирии, но и для региона в целом.
В последние недели Сирийская Арабская армия добилась очередных успехов, в частности, на востоке провинции Алеппо с севера на юг вдоль Евфрата, где была освобождена авиабаза Джира и несколько десятков поселений. На востоке провинции Хомс собираются значительные силы для операции по деблокаде осаждаемого вот уже несколько лет террористами «ИГ» гарнизона Дейр эз-Зора. На севере агломерации Дамаска началась эвакуация боевиков из районов Барзе, Кабун и Тиршин. В то же время террористы «ИГ» предпринимают активные наступательные действия, в частности в провинции Хама, которая в минувшем марте также стала ареной масштабного наступления боевиков.
Карта и последствия атак в местности Саламия
Успехи сирийской армии (пусть и относительно скромные, что обусловлено и объективными, и субъективными обстоятельствами) встречают ожесточённое противодействие – как информационное, так и сугубо военное. Так, 18 мая ВВС США нанесли удар по проправительственным отрядам в Сирии, пытающимся противодействовать проамериканским боевикам под брэндом так называемой «Новой сирийской армии», проходящим обучение в местности Ат-Танф близ границы с Иорданией и Ираком. По сообщению Reuters со ссылкой на источник в американской администрации, американские военные нанесли удар после предупредительных выстрелов. По данным CBS News, в колонне следовало 27 единиц техники, якобы нарушившие некую зону безопасности и приблизившиеся к военной базе, на которой проходят подготовку проамериканские боевики. Один из оппозиционных командиров сил подтвердил, что они запросили помощь с воздуха у сил коалиции, так как приняли перемещение проправительственных сирийских отрядов за попытку атаки на их расположение. Согласно некоторым данным в составе наступающей колонны находились иранские военные инструкторы. Вероятнее всего, удар был нанесен по иракской шиитской группировке «Катаиб Имам Али», которая поддерживается Ираном и была неделей ранее откомандирована в Сирию для поддержки наступления САА вдоль границы, сообщает ANNA News. В результате авиаудара было уничтожено 4 танка, зенитная установка «Шилка» и 12 транспортных средств.
«Так называемая коалиция в 16.30 (в четверг) атаковала позицию сирийской армии на трассе Ат-Танф в сирийской пустыне, что привело к жертвам и материальному ущербу», — сказано в заявлении минобороны Сирии, где отмечают, что действия коалиции во главе с США показывают реальные цели Запада, которые реализуются под предлогом борьбы с терроризмом.
Атака американцев близ ат-Танфа и военные действия на юго-востоке Сирии
Напомним, в июне 2016 года прошлого года нелегальная деятельность американских спецподразделений в указанном районе уже была причиной активной полемики с Москвой. Американцы утверждают, что готовят боевиков для борьбы с запрещённым в России террористическим «Исламским государством» на юго-востоке Сирии. Со своей стороны, в Дамаске опасаются попыток провозглашения на части провинций Дераа и Эс-Сувейда (вошедших в одну из так называемых «зон безопасности») так называемой «бесполётной зоны» с перспективой создания здесь очередного плацдарма и наступательных действий по направлению к столичной агломерации. Выше упоминалось, что боевики в ряде районов вокруг Дамаска постепенно сдают позиции, переходя в Идлиб в рамках соглашений с властями, однако это по нраву далеко не всем. В попытке упредить возможное вторжение (которое может произойти, к примеру, после очередной провокации неустановленных сил под флагом САА, или даже «ИГ»), сирийские части при поддержке с воздуха пытаются продвинуться по линии шоссе Дамаск – Багдад с целью восстановления контроля над юго-восточной частью страны. В свою очередь, для американцев необходимость укрепления всё новых марионеточных структур обусловлена необходимостью сдерживать не столько террористов «ИГ», сколько сирийскую арабскую армию её союзников, что, собственно, и подтвердила очередная враждебная акция ВВС США.
Похоже, подготовка к полномасштабному вторжению на юг Сирии с последующим провозглашением здесь так называемой «буферной зоны» идёт полным ходом. Согласно данным объективного контроля со стороны иорданской базы к востоку от Эз-Зарка, в 43 км от сирийской границы, скапливается живая сила и техника, включая танки, вертолёты и беспилотники. Американские, британские и иорданские вооружённые силы готовятся к возможному вторжению в Сирию под предлогом войны с террористами «ИГ», утверждает PressTV и другие местные источники.
Пресс-служба Сирийского объединённого оперативного командования распространила ряд аэрофотоснимков, на которых видно присутствие большого количества британских танков «Челленджер» и несколько американских военных вертолётов вблизи местности Телль-Шахаб в нескольких сотнях метров от иордано-сирийской границы, у пограничных переходов Аль-Насиб и Хирбет Авад. Военное присутствие трёх стран также было замечено вблизи Эр-Рамты – иорданского города крайнем северо-западе у границы с Сирией. Разрабатывается и политическое прикрытие готовящейся аннексии части сирийской территории – так называемое «Соглашение Хаурана» (1), предполагающее де-факто отделение южной Сирии. Документ подписан 22 сирийскими оппозиционерами, уроженцами этого региона, ныне обосновавшимися в Стамбуле.
Американский удар по проправительственным частям в Сирии стал новым проявлением агрессии Вашингтона, заявил Башар Джаафари. По мнению заместителя министра иностранных дел РФ Геннадия Гатилова, подобные действия не способствуют мирному урегулированию в Сирии: «Буквально за день до [авиаудара по колонне] был нанесен удар, в результате которого погибло большое количество гражданского населения в Сирии, что тоже является неприемлемым и, конечно, не способствует созданию благоприятной политической обстановки». Москва видит в очередном ударе проамериканской коалиции стремление развернуть оппозиционеров и некоторых экстремистов на борьбу против сирийского правительства, заявил глава МИД РФ Сегей Лавров: «Вновь мы наблюдаем желание "Джабхат-ан-Нусры" и тех, кто с ней сотрудничает, оставлять [деятельность группировки] за рамками военной деятельности коалиции. Вновь и вновь видим стремление и подтверждение этому стремлению в том, что касается развернуть оппозиционеров и некоторых экстремистов, в том числе из "Джабхат-ан-Нусры", на борьбу против законного правительства Сирии». Россию «очень тревожит, что начинает размываться общее вроде бы вырисовывавшееся понимание о необходимости объединять усилия всех, кто реально противостоит на земле и в воздухе террористам ИГИЛ и бывшей "Джабхат-ан-Нусре"».
Скорее всего, правительственные силы будут и далее продвигаться к аль-Танф, однако с другого фланга, причём они будут круглосуточно сопровождаться сирийскими ВВС.
Окончание следует
По материалам: Кавказский геополитический клуб
Ближний Восток Россия США терроризм