Конкуренция между ними весьма острая, что заметно по ряду инцидентов, в том числе с применением огнестрельного оружия.
Она подогревается событиями, имеющими широкий отклик в самых разных слоях общества.
Одно из последних — смерть Артура Саркисяна, доставлявшего продукты питания членам вооруженной группы "Сасна Црер", захватившей в июле 2016 года здание полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване. Некоторые участники избирательной гонки (например, блок "Царукян") приостановили агитацию на один день в знак скорби, в то время как другие требуют немедленного расследования и наказания виновных. Объектом острой критики стали как правоохранительные органы, так и, в частности, министр юстиции Арпине Оганесян. Будучи третьей в пропорциональном предвыборном списке РПА, в конце прошлого года она публично выступала против изменения Артуру Саркисяну меры пресечения.
И хотя, по мнению большинства экспертов, серьезного влияния на результаты избирательной кампании случившееся не окажет, не исключены другие резонансные инциденты, способные повлиять на соотношение сил.
Партия власти отвечает за все
Груз накопившихся в стране социально-экономических проблем, безусловно, весьма велик. Республиканская партия Армении, рассматриваемая многими наблюдателями в качестве фаворита, тем не менее, является классической для постсоветского пространства партией власти, со всеми ее плюсами и минусам. К числу последних можно отнести, прежде всего, несоответствие реальной политической практики провозглашаемым идейным установкам. Серьезные надежды на подлинное обновление партии власти связываются, прежде всего, с главой правительства Кареном Карапетяном, назначенным на эту должность после драматических июльских событий (и вступившем в РПА уже будучи в должности премьера).
Как известно, конституционные реформы в Армении предполагают скорее церемониальную роль президента при качественно более весомой роли в системе управления страной парламента и формируемого им правительства. Ранее действующий глава государства заявлял, что в случае победы руководимой им Республиканской партии возглавлять правительство будет именно Карапетян. В настоящее время глава правительства ведет активную агитационную кампанию в регионах.
Внешнеполитические вопросы, несмотря на некоторую их приглушенность в публичном дискурсе, имеют немаловажное, если не первостепенное значение. И для небольшой страны, с ограниченным ресурсным и демографическим потенциалом, вовлеченной в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт и находящейся в условиях полублокады, вопросы внешней политики и безопасности еще долго будут приоритетом.
"Укрепление безопасности — проблема, которая заботит каждого гражданина, и мы — как ответственная политическая сила, должны поддерживать и развивать нашу национальную безопасность, потому что без сильной системы безопасности мы едва ли сможем говорить о развитии иных сфер", — говорит пресс-секретарь РПА, вице-спикер Национального собрания Эдуард Шармазанов.
Еще одной немаловажной задачей для страны является экономический прогресс. Республиканцы выступают за членство Армении в ЕАЭС, поскольку это отвечает задачам экономического развития.
"Мы представим те пути, которые позволят обеспечить прогресс во всех отраслях экономики…В экономическом плане Армения потеряла бы очень многое, не вступив в ЕАЭС. Экономическая ситуация в стране была бы намного хуже, чем сейчас", — отмечает Шармазанов.
Не только ЕАЭС
Россия является ключевым торгово-экономическим партнером РА, и сейчас армянская сельскохозяйственная продукция имеет стабильный спрос на российском рынке. Проблема обеспечения устойчивой коммуникационной связи между Арменией и РФ может быть во многом решена за счет устойчивого функционирования паромной переправы по линии порт "Кавказ" — Поти.
В то же время республиканцы отдают дань сотрудничеству с Европейским союзом по таким направлениям, как развитие демократии, защита прав человека, институциональные реформы в разных сферах, в том числе законодательной.
В необходимости проведения многовекторной политики со своими основными конкурентами солидарны и представители блока «Царукян» (именно ему некоторые социологические исследования отдают пока пальму первенства в предпочтениях избирателей, правда, весьма условную). По мнению главы фракции «Процветающая Армения» в нынешнем Национальном собрании Наиры Зограбян, "…у нас есть карабахская проблема, есть вопрос энергетической безопасности, и в этом контексте очень важны отношения с Россией", являющейся ключевым стратегическим партнером Армении. В то же время по ряду других вопросов "союзником Армении однозначно выступает Европейский союз, а не Россия", — считает она.
Куда более однозначной позиции в вопросах внешнеполитических ориентаций придерживается блок "Елк", а также партия "Свободные демократы", настаивающие на необходимости ухода от подчиненного и экономически невыгодного, по их мнению, состояния Армении в отношениях с Россией. Однако, их рассуждения о перспективах вступления в Европейский союз и намеки на НАТО как на альтернативную России систему обеспечения национальной безопасности страны носят, скорее, абстрактно-романтический характер.
Следование многовекторному внешнеполитическому курсу (о чем свидетельствуют заявления представителей наиболее ресурсных политических партий), предполагает, тем не менее, четкую расстановку приоритетов и учет непростых региональных реалий.
"Армения пытается выстраивать систему своих национальных интересов не в зоне противопоставления интересов глобальных и региональных игроков, а в зонах совпадения их интересов. Это может создавать впечатление размазанной неопределенности, но на самом деле, это именно та открытость, которая позволяет не делить мир на черный и белый цвет", — отметил в ходе выездного заседания клуба "Валдай" в Ереване министр обороны Армении Виген Саркисян, подчеркнув необходимость более широкого взаимодействия перед трансграничными угрозами и вызовами.
В условиях реальной угрозы возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха Ереван значительно активизировал контакты с основными внешнеполитическими и торгово-экономическими партнерами, и прежде всего — с Россией. Только что состоялся официальный визит в Москву президента Сержа Саргсяна, в ходе которого был рассмотрен широкий круг вопросов двусторонних отношений и региональной безопасности.
Президент Армении считает, что отношения между РА и Россией вышли на самый высокий по интенсивности и насыщенности уровень. Регулярный характер носят встречи премьер-министров двух стран, результатом которых стало достижение договоренностей, призванных, в конечном итоге, усилить экономические позиции Армении на Южном Кавказе. Как единственная страна Евразийского экономического союза, имеющая сухопутную границу с Ираном, Армения играет определенную роль в создании зоны свободной торговли, соглашение о которой, возможно, будет подписано в ходе предстоящего визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани. Некоторые перспективные экономические проекты по линии, связывающей Иран с Россией через Армению и Грузию, возможно, позволят смягчить имеющиеся в регионе острые политические противоречия.
Активная роль Армении в политических и экономических процессах на Кавказе, заметим, полностью соответствует интересам России, заинтересованной в самостоятельных и дееспособных партнерах, способных проводить предсказуемую политику, исходя из общих интересов.
Сейчас денежные поступления от трудовых мигрантов, выезжающих на заработки прежде всего в Россию, формируют значительную часть доходов домохозяйств, стимулируют потребительский спрос внутри страны. В то же время не менее важное значение имеет создание новых современных производств, возрождение, применительно к новым условиям, научно-технологического потенциала страны.
Здесь, к сожалению, с точки зрения развития связей с Россией ситуация не вполне благоприятна. Так, по данным за 2015 год, в сфере быстрорастущего и экспортно-ориентированного сектора информационных технологий в республике работало более 400 крупных американских компаний. Ключевую роль в поддержке армянских инновационных решений и технологических стартапов играют международные и частно-государственные инициативы, включая проекты Всемирного Банка, Агентства международного развития США (USAID), профильных программ ООН, европейских стран. Можно встретить даже утверждения, что западный капитал во многом монополизировал инновационную отрасль Армении, будучи представленным во всех наиболее важных инфраструктурных составляющих этой отрасли.
Данные Центра интеграционных исследований Евразийского Банка развития на протяжении последних нескольких лет фиксируют неблагоприятную тенденцию снижения общественной поддержки ЕАЭС в Армении, рост числа тех, кто относится к евразийскому интеграционному объединению отрицательно либо безразлично. Вместе с тем, по словам главы общественной организации "Интеграция и развитие", координатора Евразийского экспертного клуба Арама Сафаряна, "70% населения Армении выступает за углубление армяно-российских отношений, приветствует политику Путина".
Москва к сотрудничеству готова
По итогам переговоров с армянским коллегой в Кремле президент Владимир Путин, в частности, отметил, что встреча прошла на фоне подготовки к крупным внутриполитическим событиям в РА: выборам в парламент и конституционной реформе.
"Процесс, видимо, непростой, но уверен, что Армения под вашим руководством пройдет этот этап своего развития. Мы искренне желаем вам успехов", — эти слова главы российского государства многими были восприняты как прямая политическая поддержка Сержу Саргсяну и возглавляемой им Республиканской партии.
В этой связи хотелось бы заметить, что в Москве, разумеется, готовы к тесному и взаимовыгодному сотрудничеству с любыми силами, способными получить большинство голосов избирателей и сформировать дееспособную коалицию большинства. За исключением откровенно маргинальных партий и групп, подходы которых к жизненно важным для Армении и армянской государственности вопросам далеки от адекватного восприятия существующих реалий.
Хотелось бы верить, что новый состав армянского парламента будет соответствовать умонастроениям большинства избирателей, будучи нацеленным на грамотную и слаженную работу.