РЫНОК ЕАЭС СТАЛ БОЛЕЕ ДОСЯГАЕМ ДЛЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 12.03.2017 | 19:27
В Тбилиси с официальным визитом побывал глава правительства Армении Карен Карапетян, которого очень тепло встретил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Этот визит можно считать весьма важным не только для развития двусторонних отношений, но и для всей региональной политики Еревана и Тбилиси.
О том, какое большое значение официальный Ереван придает отношениям с Грузией, свидетельствовал состав делегации, в которую вошли руководители большинства ключевых министерств. Программа визита была обширна, коротко упомянем только о некоторых её ключевых элементах. Во время двусторонней встречи глав правительств стороны подтвердили готовность углублять региональное сотрудничество, активизировать торговый оборот и использовать весь имеющийся для этого потенциал. Собеседники выразили удовлетворение уровнем сотрудничества в сфере энергетики и отметили важность перспектив дальнейшего развития взаимодействия в сфере транспортного сообщения. В плане расширения торгово-экономических отношений было указано на важность свободной экономической зоны в Мегри и возможность её использования в качестве площадки для обеспечения большей доступности рынков третьих стран.
Премьер-министр Армении встретился с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили и со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым. У него также состоялась встреча с представителями армянской общины Грузии, в ходе которой К. Карапетян, в частности, сказал: «…мы договорились придать новое, региональное качество нашему экономическому сотрудничеству, чтобы перед внешним миром часто представать большим совместным рынком, это будет сфера туризма, наша новая свободная экономическая зона, которую мы создаем с соседним Ираном, и другие сферы… Грузинским партнерам предложено использовать площадку Армении для выхода на рынок ЕАЭС. Достигнута договоренность о назначении для грузинских партнеров «открытого дня», в ходе которого в Армении с ними будут обсуждены различные программы».
Ни для кого не секрет, что транспортное сообщение Армении со странами ЕАЭС остаётся одним из узких мест, в том числе и по причине очень непростых российско-грузинских отношений. Если Армения заинтересована в решении логистических проблем для установления более устойчивых связей со своим главным экономическим партнером и военно-политическим союзником – Россией, то Тбилиси – в «энергетическом коридоре» из Ирана в Грузию через Армению. Немаловажно, что заинтересованность в таком коридоре демонстрирует и Тегеран, для которого весьма важен выход на рынки сопредельных государств.
Отметим, что за две недели до тбилисского визита главы правительства Армении в Праге прошла встреча спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зурабом Абашидзе с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным. По её итогам появилась довольно обнадеживающая для армянской стороны информация о том, что Москва и Тбилиси решили задействовать подписанное в 2011 году «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Данный документ дает возможность сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса двух республик, благодаря тому, что роль оператора таможенных пунктов будет играть швейцарская компания SGS.
Весь комплекс этих обстоятельств вызвал оживленные обсуждения в грузинской, армянской и российской прессе с предположениями о том, что стороны договорились об открытии железной дороги через Абхазию. Свой вклад в дискурс внесло и оппозиционное «Национальное движение». В своём заявлении от 27 февраля оно отмечает, что восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией «абсолютно недопустимо». «Это нанесет смертельную рану территориальной целостности Грузии, исключит возвращение вынужденно перемещенных лиц, сохранение нашей политики непризнания и восстановление суверенитета Грузии», – заявил представитель «Национального движения» Ника Руруа. «Открытие железной дороги через Абхазию является предательством национальных интересов и недопустимо, как вражеский шаг, от которого в пользе будут только русские, сепаратисты», – бьёт тревогу видный «национал».
Специальный представитель премьер-министра Грузии З. Абашидзе первым откликнулся на обвинения со стороны оппозиции. «Это ложь, и подтверждаю вновь и вновь, что правительство Грузии нигде и ни с кем не ведет переговоров по вопросу абхазской железной дороги», – заявил он. И далее: «Восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию напрямую связано с проблематикой территориальной целостности Грузии». Вице-премьер, министр энергетики Каха Каладзе также опроверг обвинения оппозиции: «Впервые слышу. Это неправильная информация... В правительстве даже не было обсуждения по этому конкретному вопросу».
В свою очередь, глава правительства Армении, отвечая на вопросы депутатов в парламенте, заявил, что возможность открытия железной дороги через Абхазию на переговорах не обсуждались. Но обсуждались другие возможные маршруты. «Считаю ли вероятным, что найдётся решение? Да. Мы на этапе переговоров», – заявил Карапетян.
Если на переговорах с Грузией сухопутные маршруты через Абхазию и Южную Осетию не обсуждались, то о чем тогда договаривались главы правительств двух стран? Реальной альтернативой в этом случае могли быть только проекты по строительству и модернизации используемых на сегодняшний день маршрутов, прежде всего Казбеги – Верхний Ларс (и далее в Россию), а также реанимация путей, которые имеют перспективу реализации в краткосрочной перспективе – увеличение потоков транспорта по морскому направлению. Речь идёт о маршруте, связывающем Армению с российским портом Кавказ через грузинские порты Поти и, возможно, Батуми.
По сути, речь могла идти только о реанимации этого проекта, который пытались инициировать ещё в первой половине 2000-х годов как бизнесмены Армении и России, так и правительственные чиновники и парламентарии двух стран. Однако даже поддержка на высшем уровне не спасли проект от провала по ряду причин: недостаточной технической оснащенности на тот момент порта Кавказ; заинтересованности части армянских олигархов в том, чтобы грузопоток между Арменией и Россией шел либо только через Казбеги – Верхний Ларс, либо через украинский порт Ильичёвск (!) и далее через Батуми до армянской границы; высоких железнодорожных тарифов и отсутствия крупных инвесторов.
Десять лет назад такой крупный частный инвестор был найден. Им оказался узбекский бизнесмен Хаким Матчанов, которому принадлежал паром вместимостью 50 вагонов. Однако паром совершил всего три рейса и затем оказался в тупике. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян упоминал о проблемах Х. Матчанова с российскими пограничными и таможенными службами порта Кавказ. Якобы российская погранслужба не давала разрешение парому для долгосрочного использования этого порта. Кроме этого, армянские источники утверждали, что таможенники отказываются обслуживать паром, объясняя это отсутствием таможенной инфраструктуры. От Матчанова ожидали, что он её и построит. Но из-за немалых расходов «овчинка» не стоила выделки. Это и привело к провалу проекта.
«Пятидневная война» между Грузией и Южной Осетией в 2008 году усугубила ситуацию. И только сейчас ситуация по ряду ключевых параметров изменилась, и Армения и Грузия, с одной стороны, Россия и Армения - с другой, пришли к согласию по поводу реанимации проекта. 2 марта в Ереван прибыла первая партия грузов, перевезенных Южно-Кавказской железной дорогой (Армянская железная дорога, находящаяся в концессионном управлении РЖД) по сниженным тарифам в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении на линии порт Кавказ – Поти.
Снижение тарифов на перевозку грузов вагонами по этой линии стало возможным благодаря выкупу со стороны ЮКЖД мест на пароме, курсирующем по указанному маршруту, а также переговорам об упрощении порядка перевозок и оптимизации тарифов на грузоперевозки с международными партнерами. Скидки на перевозку паромом одного вагона в/из Армении составят в среднем 2 тыс. долларов. Снижение тарифов на железнодорожно-паромные грузоперевозки затрагивает всех экспортеров и импортеров, перевозящих товары по армянскому направлению. Кроме того, паромные перевозки стали дешевле по сравнению с автомобильными, они также являются более безопасными и стабильными.
Первый состав, прибывший в Ереван с использованием прямой линии Кавказ – Поти
«Мы продолжаем работать в данном направлении и проводим активные переговоры с коллегами из РЖД и Грузинской железной дороги. Буквально на днях нам удалось добиться снижения тарифов ГЖД на перевозки грузов в армянском направлении в среднем на 30% (порядка $500)», – говорит начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ЗАО «ЮКЖД» Дмитрий Гвоздев. По его словам, подобные скидки позволяют бизнесменам воспользоваться конкурентоспособными ставками на альтернативном Верхнему Ларсу маршруте и избежать потери времени и финансов, чем опасен путь по Военно-Грузинской дороге.
Если вышеупомянутая логистическая схема будет работать ритмично, а для этого есть достаточно много предпосылок, то российский рынок и рынок стран ЕАЭС станет куда более досягаем для хозяйствующих субъектов Армении, а в перспективе, возможно, и Ирана. Для экономики Армении это имеет исключительное значение. Важно также и то обстоятельство, что новая/старая схема выгодна и самой Грузии. Напомним, что в свое время КПП Верхний Ларс изначально должен был обеспечить транзит армянских грузов в РФ. Однако сейчас им активно пользуются лишь грузинские бизнес-структуры и российские туристы, прибывающие на отдых в Грузию и Армению.
По материалам: Ритм Евразии
Фото: Спунник Армения
Армения Грузия дипломатия Евразийский Союз коммуникации Россия экономика