В АРМЕНИИ ЗАВЕРШИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ПРЕДВЫБОРНОГО ПРОЦЕССА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 20.02.2017 | 21:59
С 6 по 16 февраля ЦИК Армении принимал документы от политических сил, которые намерены участвовать в парламентских выборах 2 апреля. Согласно установленному ЦИК графику, далее следует процедура регистрации блоков и партий.
Всего по различным спискам выдвинулось 1539 человек. В некоторых блоках многие вопросы, связанные с участием той или иной силы, уточнялись до последнего дня подачи документов в ЦИК. И вот, наконец, избирательные списки обнародованы, и в ближайшее время они станут предметом тщательного изучения. Впрочем, многое понятно уже сейчас – хотя бы то, что лица с сомнительным и подчас криминальным прошлом из них, к сожалению, никуда не делись. А значит – именно они будут в полной мере определять «лицо» армянского парламента нового созыва. Немало и «тёмных лошадок», и как они себя покажут – пока неизвестно.
Среди важнейших игроков, которые, помимо правящей Республиканской партии Армении (РПА) примут участие в выборах, можно выделить четыре блока. Это «Елк» («Выход»), объединивший три прозападные силы в лице партий «Гражданский договор», «Светлая Армения» и «Республика». Второй блок «Оганян-Раффи-Осканян» возглавляют, как можно понять из его названия, экс-министр обороны Сейран Оганян и бывшие министры иностранных дел Раффи Ованнисян и Вардан Осканян. Два последних являются соответственно лидерами партий «Наследие» и «Консолидация».
Двухпартийный блок «АНК-НПА» создали оппозиционные партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) и Народная партия Армении (НПА). Четвертый блок получил название «Блок Царукяна».
Самостоятельно на выборы, поимо правящих республиканцев, пойдут АРФ «Дашнакцутюн», партия «Армянское возрождение» (бывшая «Страна законности») и, возможно, партия «Свободные демократы».
Изучение списка республиканцев свидетельствуют об усилении позиций министра обороны Вигена Саргсяна и ослабления политического веса премьер-министра Карена Карапетяна, заявил в интервью интернет-изданию «Кавказский узел» политтехнолог Армен Бадаля: «В первую десятку вошли лица из окружения Сержа Саргсяна, которые сделали свою политическую карьеру при содействии президента. Это также означает, что в самой партии произошло перераспределение сил. Старая номенклатура сдает позиции, и на их место приходят новые кадры, находящиеся под тотальным контролем президента».
Также в центре внимания многих политиков и наблюдателей оказались события, связанные с возвращением в политику после двухлетнего перерыва крупного предпринимателя Гагика Царукяна. 10 февраля на съезде партии «Процветающая Армения» (ППА) он был вновь избран её председателем. Наира Зограбян, которая возглавляла ППА со времени ухода Царукяна из политики, ещё до съезда сообщила о намерении сложить свои полномочия руководителя партии и председателя политсовета.
В выступлении на съезде Царукян вновь коснулся причин своего ухода из политики, заметив, что не мог повести народ к потрясениям, тем более, что подобной внутренней ситуацией не преминул бы воспользоваться Азербайджан. «Если Гагик Царукян предпринимает те или иные шаги, то делает он это не ради должности или выгоды, а по воле Божьей. Я не оканчивал Гарвардского университета, мой опыт – это жизненный опыт», – пояснил свой шаг лидер ППА. Значительная часть его речи была посвящена социально-экономическим проблемам, включая бесперспективность накопительной пенсионной системы, экономическую политику властей в налоговой сфере, в вопросе предоставления кредитов под слишком высокие проценты для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) и др.
При этом Гагик Царукян пока лишь озвучил наиболее серьезные социальные и экономические проблемы, не указав выход из создавшейся ситуации. Скорее всего, пути разрешения накопившихся проблем должны быть указаны в программе формируемого блока.
Знатоки армянского политического закулисья сомневаются в том, что «Блок Царукяна» сумеет обеспечить парламентское большинство, однако многие сходятся во мнении, что эта сила наберет достаточно много голосов. Так, по словам политического обозревателя Интернет-издания «Newsline.am» Армена Багдасаряна, Царукян не затрагивает проблем внешней политики или развития демократии, основной акцент его выступлений делается на социально-экономической проблематике, между тем как именно эти проблемы волнуют сегодня в Армении подавляющее большинство населения.
«Царукян имеет солидный электорат не только потому, что поднимает вопросы, которые интересуют 80-90% граждан, но и потому что он время от времени решает какие-то локальные задачи, такие как ремонт школ или дорог», – считает Багдасарян.
Сегодня некоторые наблюдатели, учитывая крайне тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, а также значительные финансовые ресурсы лидера ППА, называют его чуть ли «локомотивом» предстоящей предвыборной гонки.
Между тем, заявление лидера ППА пойти на выборы в формате широкой консолидации, так и не нашло своего реального подтверждения.
Напомним, что накануне съезда ППА ответственный за вопросы агитации блока «Царукян» Арман Вартанян заявил, что после съезда состоится подписание меморандума между сотрудничающими с ППА политическими силами, на основе которого будет создан блок «Царукян». По словам Вартаняна, в блок, основой которого станет ППА, войдут партии «Армянское общенациональное движение», «Рамкавар азатакан», социал-демократическая партия «Гнчак», а также общественно-политическое движение «Единство».
Впрочем, широкая консолидация так и не состоялась. Возможно, политические силы не пришли к общему знаменателю как в случае с партией «АОД». С другой стороны, как пояснила пресс-секретарь Царукяна Иветта Тоноян, у партии «Гнчак» и «Рамкавар азатакан» возникли разногласия со структурами в диаспоре, и в этой связи ППА считает нецелесообразным продолжение сотрудничество с этими силами в формате блока.
В результате в блок вошли лишь движение «Единство» и небольшая партия «Альянс». Лидеры обоих образований Арман Вартанян и Тигран Уриханян являются соратниками Царукяна, отдалившимися от ППА после его (Царукяна), как выяснилось, временного ухода из политики а начале 2015 года.
Некоторые усмотрели в происходящем определенную неудачу Царукяна, которому не удалось придать своему возвращению в политику желаемого громкого звучания. Они поспешили окрестить его блок «обескрыленным». Другая часть наблюдателей, напротив, считает, что первоначально запланированное объединение множества небольших партий, которые не имеют практически никакого влияния на политические процессы и не обладают общественной поддержкой, было совершенно невыгодно рейтинговой и ресурсной ППА. «АОД», две диаспоральные партии, также как и некоторые другие политические силы могли стать лишь дополнительным бременем для самодостаточной ППА.
Не исключается, что Царукян принял решение не «утяжелять» блок за счет ряда по сути бесполезных политических сил. На его позицию могли повлиять также развития вокруг блока «Оганян-Раффи-Осканян», где сложилась наиболее неустойчивая ситуация.
Дело в том, что блок, в который поначалу вошли партии «Консолидация» Вардана Осканяна, «Третья Республика» Виктора Даллакяна, а также небольшие партии «Объединение национального самоопределения» Паруйра Айрикяна и Демократическая партия Армении (ДПА), еще не сформировавшись, уже стал разваливаться.
10 февраля лидер ДПА Арам Г. Саргсян заявил, что выходит из формирующегося блока бывшего министра обороны Сейрана Оганяна. Саркисян выразил недовольство тем, что в блоке проигнорировали предложение ДПА создать единый совет для принятия консенсусных решений. Кроме того, блок в основном сосредоточен не на подготовке и обсуждении программ, а на составлении списка кандидатов. В свою очередь Паруйр Айрикян объяснил свой уход тем, что внутри блока есть серьезные проблемы, и представители альянса никак не могут прийти к соглашению по вопросу предвыборного списка.
Ещё через несколько дней о своем уходе заявил инициатор создания блока, бывший заместитель главы аппарата сотрудников президента, лидер партии «Третья республика» Виктор Даллакян. По его словам, он прекратил сотрудничество из-за наличия в блоке «теневых процессов». Даллакян, по сути, обвинил в этом партию «Консолидация» / «Единение», которая якобы поставила Сейрана Оганяна перед выбором: либо прекратить сотрудничество с ней, либо отказаться от возможного альянса с Царукяном.
Даллакян также выразил свое недоумение активным вмешательством в дела блока и в первую очередь в вопрос подготовки пропорционального списка бывшего командующего Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики Самвела Бабаяна.
Нервозная и неустойчивая ситуация вокруг этого альянса усугубляется еще и тем, что Виктор Даллакян, который оказался лишь на 11-ом месте в пропорциональном списке блока, пообещал обнародовать и другие сведения о «внутренней кухне» этого объединения. Неожиданным подтверждением неустойчивости блока явилось то, что 16 февраля Раффи Ованнисян, имя которого продолжает фигурировать в названии блока, переместился в пропорциональном списке со второй позиции во второй десяток, поменявшись фактически местами со своим заместителем по партии Арменом Мартиросяном. Тревожным звонком для блока Оганян-Раффи-Осканян, помимо мин, заложенных Даллакяном, является и появление за кадром крайне непопулярной и так и не принятой армянским обществом фигуры Самвела Бабаяна. Между тем, бывший командующий, по сути, и не отрицал своего активного участия в процессе подготовки пропорционального списка: «Имя лидера партии «Третья Республика» Виктора Даллакяна не могло быть в первой десятке предвыборного списка блока. Люди, партии объединяются и идут к победе, он не мог бороться за место в первой пятерке, а если он просто хочет получить пенсию, мы ему объясняем: «здесь не место получать пенсию».
Последние события, связанные с блоком Оганян-Раффи-Осканян, в том числе и откровения Самвела Бабаяна, стали причиной широкого обсуждения в СМИ истоков и истинных создателей этого объединения. Таковым, по убеждению многих обозревателей, является второй президент Роберт Кочарян. Ранее именно он инициировал возвращение Бабаяна в Нагорный Карабах (и в армянскую в политику в целом). Однако, как известно, этот проект потерпел неудачу.
Возможные причины образования трещин и в целом болезненной атмосферы вокруг явно неустойчивого альянса трёх бывших министров могут состоять в их персональной уязвимости. Как мы уже говорили в предшествующих публикациях, речь в первую очередь идёт о причастности Сейрана Оганяна и Вардана Осканяна к событиям 1 марта 2008 года, а также в непопулярных в обществе фигурах Бабаяна и Кочаряна и довольно зыбкой почве, на которой основан этот альянс.
Вполне понятно, что блок «Елк» занял нишу прозападной оппозиции, в то время как блок «АНК-НПА» – нишу радикальной оппозиции. Царукян со своими сторонниками также не лишен идеологической платформы, однако, как мы показали выше, основу его предвыборной риторики составляет социально-экономическая проблематика. На этом фоне не вполне понятно, какую нишу на политическом поле намерен занять блок трех бывших министров, до настоящего времени не обнаруживший какого-либо идеологического стержня.
Возможно, что этот вопрос, также как и многие другие околовыборные сюжеты, получит свое более четкое очертание во время предвыборной кампании, которая продлится с 5 по 31 марта (эта дата может быть продлена по времени, в том случае, если будет принято решение о переносе выборов на 9 апреля). Нынешний этап предвыборного процесса лишь окончательно очертил контуры политического поля накануне выборов. Безусловно, все основные события произойдут в период предвыборной кампании. Согласно некоторым источникам, в ходе предвыборной кампании, к сожалению, ожидается широкомасштабный подкуп избирателей, не исключена и «война компроматов» - при том, что, по мнению многих экспертов, Республиканская партия во главе с Сержем Саргсяном не отдаст власть ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, громогласные обещания властей о некоем грядущем «обновлении» так и останутся пустышкой, что будет способствовать дальнейшему ухудшению положения дел в Армении.
Впрочем, призрачная надежда на лучшее, пусть вопреки всему, но всё же остаётся.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право