ПЛАН СЕРЖА САРГСЯНА, ИЛИ УРАВНЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 24.01.2017 | 22:46
Наиболее обсуждаемой в Армении продолжает оставаться тема предстоящих 2 апреля выборов в Национальное Собрание. В центре внимания политиков, экспертов и СМИ – вопросы, относящиеся к применению нового Избирательного кодекса, развитиям вокруг уже созданных и создаваемых предвыборных альянсов, шансы той или иной политической силы и пр. Обсуждение этих и других сюжетов, связанных с парламентскими выборами, после новогодних праздников существенно активизировалось.
Сегодня наиболее актуальным для СМИ и политиков является вопрос о регистрации в качестве кандидата в депутаты премьер-министра Карена Карапетяна. Ранее некоторые наблюдатели не исключали того, что президент Серж Саргсян может назначить премьера своим первым заместителем в правящей Республиканской партии Армении (РПА), предполагалось также, что премьер может войти в первую тройку пропорционального списка РПА.
Однако перспектива участия Карена Карапетяна в парламентских выборах оказалась заблокированной новым законодательством.
Согласно 48-й статье новой Конституции, депутатом может быть избран любой гражданин Армении, достигший 25-летнего возраста, в течение последних четырех лет постоянно проживающий в Республике Армения, имеющий право голоса и владеющий армянским языком. В опубликованной на сайте правительства биографии премьер-министра Карена Карапетяна указано, что он с 2011-го по 2016 год занимал высокие посты в компании «Газпром». Таким образом, в течение последних пяти лет премьер не проживал в Армении.
Комментируя вопрос о возможности участия Карена Карапетяна в выборах, глава ЦИК Тигран Мукучян заметил, что пока рано говорить о его регистрации в качестве кандидата в депутаты: «Когда будут списки, когда ЦИК начнет процесс регистрации, лишь после этого будет правильно говорить о регистрации какого-либо кандидата». Вместе с тем, по словам главы ЦИК, закон очень четко трактует, кто именно может быть избран депутатом парламента.
Отметим, что времени для решения проблем, связанных с регистрацией кандидатуры Карена Карапетяна, осталось совсем немного. Согласно графику ЦИК, партии и блоки должны представить списки кандидатов в депутаты и другие необходимые документы, начиная с 6 февраля.
По убеждению вице-председателя РПА Армена Ашотяна, вопрос кандидата в премьер-министры абсолютно не связан с включением или невключением в пропорциональный список Карапетяна ни с политической, ни с правовой точки зрения. При этом Ашотян сослался на заявление президента, которое тот сделал на съезде РПА и согласно которому, если РПА победит на выборах, то премьер-министром будет Карен Карапетян. Сам он пока не уточнил, будет ли он включен в избирательный список правящей партии. «В последние пять лет я являюсь гражданином Армении, но жил за ее пределами. Соответствует ли количество прожитых мною здесь дней рамкам ограничения для того, чтобы я был в списке или нет? Я не знаю ответа на этот вопрос. Но, если не соответствует, то в списке меня не будет», – замечает Карен Карапетян.
Некоторые наблюдатели считают, что своими подходами глава правительства пытается дистанцироваться от непопулярной власти. В этом же контексте рассматриваются и его заявления о ситуации в экономике.
Так, практически за три месяца до выборов Карен Карапетян вновь повторил сказанное им на следующий день после назначения премьер-министром о том, что экономика Армении находится в весьма неутешительном положении: «Наша экономика находится в тяжелом состоянии. Но означает ли это, что она не управляема? Нет, Это состояние нашей экономики никого не может удовлетворить, но изменить эту сложную систему в одночасье невозможно».
Интересен также его подход к агитации за Республиканскую партию: « Как я буду вести агитацию? Своей работой. Агитацией является моя работа, буду работать».
Другая часть наблюдателей полагает, что поставленный в щекотливое положение премьер вынужден делать сбалансированные и острожные заявления относительно своего возможного участия (или неучастия) в парламентских выборах.
Однако сомнительная возможность участия в парламентских выборах – это вовсе не единственная проблема, связанная с перспективой политической деятельности премьер-министра. Выше мы уже упоминали о том, что по новой Конституции, вступающей в силу в апреле 2018 года, премьер-министр должен быть не только гражданином Армении, как того требует действующая сегодня Конституция, но и постоянно проживать в стране в течение последних четырех лет.
Таким образом, ничто не мешает Карену Карапетяну с 2017 года по апрель 2018 года занимать пост премьер-министра. Но вот его будущее после апреля 2018 года представляется весьма туманным. Эта ситуация поставила премьера в непростое положение, и можно даже предположить, что данная коллизия стала для него некоторой неожиданностью. На пресс-конференции 13 января комментируя вопрос о том, есть ли достаточно оснований для того, чтобы и после выборов оставаться на посту премьер-министра, Карен Карапетян ответил: «Когда наступит 2018-й год, тогда и поговорим. Буду я премьер-министром или не буду, вас этот вопрос больше всего волнует? Есть ясность, идем вперед. Если у меня не будет возможности, значит, не буду. Настроен ли я быть премьером? Если мы будем эффективно работать, да, если работа будет эффективной и если на апрельских выборах РПА победит».
Между тем, месяц назад во время встречи с руководителями СМИ он заверял, что и после 2018 года видит себя на должности премьер-министра, при условии – если возглавляемое им правительство будет работать эффективно.
Однако получилось, что перспектива руководить правительством зависит не столько от его эффективной работы, сколько от законодательства.
Здесь возникает резонный вопрос о том, а были ли просчитаны препятствия для дальнейшей политической деятельности премьер-министра?
По мнению руководителя парламентской фракции «Наследие» Заруи Постанджян, президент Серж Саргсян не включает премьера в пропорциональный избирательный список РПА, исходя из политической целесообразности: «Для властей-фальсификаторов не представляет никакого труда сделать еще одну фальсификацию в виде справки для премьера и преподнести ее в качестве законного действия. Надо искать причину в другой плоскости. Мы понимаем, что власти не захотели включать Карена Карапетяна в свой список. Внутри правящей элиты есть проблема дележа власти в будущем, то есть после выборов. Серж Саргсян не желает никого усиливать, ибо это может стать в дальнейшем для него серьезным препятствием».
Некоторые наблюдатели полагают, что вопрос премьерства Карена Карапетяна не является сегодня для власти первоочередным, ибо главное для правящей элиты – это организация выборов с нужным для РПА результатом. И только потом власти в условиях, не требующих общественного доверия, займутся вопросом премьерства Карапетяна.
С мнением Постанджян в данном случае сложно не согласиться, учитывая то обстоятельство, что Серж Саргсян в ряде своих заявлений не отрицал возможность стать премьер-министром после апреля 2018 года. В этом плане не надо исключать и того, что президент уже сейчас наметил застолбить за собой пост премьер-министра и таким образом расчищает для себя дорогу.
Возможно и то, что «засада» с отсутствием у Карапетяна требуемого законодательством «ценза оседлости» была разработана в ближайшем окружении Сержа Саргсяна. Ведь основной целью главы государства, как известно, является воспроизводство своей власти после истечения президентского срока в апреле того же 2018 года.
Между тем, желания и планы Сержа Саргсяна зависят не только от него, но и от других факторов.
Во-первых, непонятна ситуация внутри правящей элиты: ведь Саргсян выбрал сложный и многоступенчатый план для воспроизводства своей власти. Маловероятно, чтобы столь сложная структура плана (включая переход с президентской на парламентскую форму правления, принятие новой Конституции, референдум, парламентские выборы по уже измененной Конституции и прочие компоненты) могла бы вдохновить многих сторонников президента. Ведь чем сложнее и объемнее план, тем сомнительна перспектива его осуществления.
Возможно и то, что с учётом тесных связей премьер-министр действующего премьера с российским миллиардером армянского происхождения Самвелом Карапетяном, располагающим, как предполагают местные эксперты, определенными связями в российском руководстве, многие республиканцы начнут метаться между уходящим президентом и премьером. Данное обстоятельство может весьма негативно сказаться на реализации плана Саргсяна по «расчистке» своего дальнейшего пути к власти. Такой сценарий, хоть и необязателен, но возможен.
Во-вторых, ещё более важным фактором в реализации плана Саргсяна по воспроизводству власти является позиция мировых политических центров – Москвы, Брюсселя и Вашингтона.
В последние дни в интернете появилась видеозапись конца мая 1993 года, на которой бывший министр обороны и член Государственного комитета по обороне НКР Серж Саргсян участвует в застолье и сидит за одним столом вместе с одним наиболее известных криминальных авторитетов постсоветского пространства, вором в законе «Дедом Хасаном» (Аслан Усоян). Появление этой видеозаписи некоторые наблюдатели полагают не случайным, связываая этот факт с возможным невыполнением армянским лидером неких обязательств, которые, возможно, у него имелись…
Заметим при этом, что поведение Запада в течение последнего года в вопросе принятия нового Избирательного кодекса (в частности, предложенных оппозицией поправок) отличалось удивительной принципиальностью и педантичностью. Кроме того, и американцы, и европейцы, возможно, к удивлению властей, изыскали финансовые средства для реализации в ходе парламентских выборов требований оппозиции.
В целом, на настоящий момент нет очевидных симптомов того, что ведущие игроки в регионе выступают против воспроизводства власти Сержа Саргсяна в той или иной форме. Вместе с тем, отсутствуют признаки того, что Москва, Вашингтон и Брюссель поддерживают правящий режим, как это было во время парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 2013 гг. А ведь без поддержки этих центров Сержу Саргсяну будет очень трудно реализовать план по воспроизводству власти, который у него, возможно, имеется.
Таким образом, формула армянской власти по-прежнему является уравнением со многими неизвестными.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право