ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АРМЕНИИ НАКАНУНЕ 2017 ГОДА (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 22.12.2016 | 00:54
До парламентских выборов 2017 года остаётся немногим более трёх месяцев, однако на политической карте Армении, вместо процесса кристаллизации, происходят события, которые еще более запутывают предвыборную панораму и, соответственно, избирателей. Здесь – и появление новых предвыборных блоков, состоящих нередко из партий, незнакомых обществу и не имеющих практически никакого влияния на политические процессы, это и некоторые законодательные инициативы. Речь идет о недавно принятом новом законе «О партиях», который упрощает процедуру регистрации политических объединений. Между тем, даже без этих новаций политическая карта Армении характеризуется слишком большим количеством политических сил. По данным Министерства юстиции РА, сегодня в стране зарегистрировано 79 партий, еще 10 стоят в очереди на регистрацию. Таким образом, до выборов политическая карта будет насчитывать почти 90 партий, многие из которых давно не участвовали в выборах. Это «партии-вывески», число которых, к сожалению, из года в год только растет. Многие оппозиционные политики и некоторые аналитики убеждены, что эти карликовые партии с целью организации так называемого «управляемого хаоса» создает именно власть. Доказательством тому, что власть покровительствует «партиям-вывескам», служит тот факт, что в парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) из 69 депутатов семь представляют именно такие карликовые партии, а это – 10 % от общего числа депутатов во фракции «РПА».
На сегодняшний день уже сформирован один предвыборный блок в лице трех небольших оппозиционных партий: «Республика», «Гражданский договор» и «Светлая Армения». Лидеры этих партий Арам Саргсян, Никол Пашинян и Эдмон Марукян заявили о сотрудничестве в ходе парламентских выборов. В частности, партии составят общий пропорциональный список. Некоторые эксперты считают этот блок прозападным, ибо лидеры всех трех вышеупомянутых структур неоднократно выступали и выступают против членства Армении в Евразийском экономическом союзе и являются сторонниками евроинтеграции страны. Другая часть экспертов полагает, что «тройка», несмотря на западную ориентацию и антироссийскую риторику, на деле мало интересует Запад.
Вместо этого, «оппозиционная тройка», по убеждению этой части аналитиков, интересует власти, которые намерены использовать этот формат против реальной оппозиции, в частности – для оттягивания у нее протестных голосов.
В центре внимания экспертных и журналистских кругов также находится возможное формирование блока, включающего партии «Единение», «Наследие» и новую партию «Третья Республика», которую по данным СМИ, должен возглавить экс-министр обороны Сейран Оганян. Лидерами двух других партий являются экс-министры иностранных дел Вардан Осканян и Раффи Ованнисян. Оба по странному стечению обстоятельств – бывшие граждане США. Между тем, учитывая тесные связи Осканяна со вторым президентом Робертом Кочаряном и неадекватность и непредсказуемость Ованнисяна, трудно представить, что эти политики и возглавляемые ими партии могут получить поддержку из-за океана...
По словам председателя партии «Единение» Вардана Осканяна, в настоящее время между тремя партиями идут консультации. Экс-министр обороны Сейран Оганян пока не принял окончательного решения относительно своего участия в политических процессах. Что касается лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна и его однопартийцев, то с ними партия «Единение» продолжает активно вести политические консультации по вопросу о формате участия в выборах.
«Думаю, что если будет создан блок из этих трех сил, то это будет довольно неплохой альянс. Но пока для этого нет оснований. Время покажет, каких развитий следует ждать», –заявил Осканян.
Действительно, на настоящий момент говорить о формировании этого блока преждевременно. Однако все три силы, вне зависимости от того в каком формате они будут участвовать в выборах, представляют определенный интерес в плане перспективы их участия в политических процессах.
19 декабря бывший заместитель руководителя аппарата президента РА Виктор Даллакян созвал пресс-конференцию, где объявил, что бывший министр обороны Сейран Оганян вместе с ним входит в активную политику. Однако партия «Третья Республика», съезд которой пройдёт 23 декабря (и возглавит которую, видимо, Оганян), сегодня существует лишь на бумаге; реально её ещё нет. Ажиотаж, который подняли вокруг фигуры Сейрана Оганяна многие СМИ и некоторые политики, вряд ли обоснован: бывший министр обороны не представляет собой какой-нибудь общественно или политически-ресурсной фигуры. К примеру, если бы за ним стояли ветераны карабахской войны – то действительно, стоило говорить о серьезных ресурсах. Однако ветераны боевых действий за бывшим министром не стоят. В Армении несколько организаций, объединяющих участников карабахской войны. Крупнейшая из них – Союз добровольцев «Еркрапа» («защитники края») подконтрольна президенту страны Сержу Саргсяну. Другие комбатантские организации – такие, как «Союз ветеранов» и «Испытание духом» – сотрудничают с оппозицией. Признаков того, что за оставшиеся до выборов пару месяцев они поменяют свою ориентацию, нет. Кроме того, нет в обществе и других значимых слоев или кругов, которые могли бы поддержать Оганяна. Можно сказать, что Сейран Оганян был министром обороны, который не пользовался популярностью в обществе, в том числе и потому что 1 марта 2008 года он, будучи на посту начальника Генерального штаба Вооруженных сил, ввёл в столицу войска. Кроме того, апрельская война высветила многие недостатки в сфере военного строительства. После завершения активной фазы боевых действий были уволены несколько высокопоставленных военных, которые несли ответственность за те или иные важнейшие направления военного строительства. Здесь возникает естественный вопрос – а кто отвечал за разведку, техническое обеспечение и прочие направления: только ли смещенные со своих постов указом президента лица?
Партия «Наследие» пришла к своему упадку – в идеологическом, организационном и количественном плане. «Наследие» формально считается парламентской партией, однако она не использует парламентскую трибуну для выражения своей точки зрения по тому или иному вопросу. Депутаты от этой политической силы решают в парламенте не вопросы, волнующие партию «Наследие» и её избирателей, а вопросы своего личного пиара. Можно сказать, что «Наследие» реальную парламентскую деятельность не ведёт. Парламентская фракция этой партии, ввиду своей безыдейности и пассивности, как правило, нередко вынуждена следовать в фарватере коллег, ведущих более грамотную политическую борьбу, как например, партия «Армянский национальный конгресс» (АНК).
Партия «Единение», возглавляемая Варданом Осканяном, имеет как информационные, так и финансовые ресурсы. Однако существует очень серьезная проблема: фигура бывшего министра иностранных дел идентифицируется в обществе с крайне непопулярным экс-президентом Робертом Кочаряном. В первую очередь речь идет о событиях 1 марта 2008 года. Это является для Осканяна серьезной проблемой, от которой он не может избавиться свыше восьми лет. В те трагические дни Осканян, будучи главой МИД, оправдывал перед иностранными дипломатами и журналистами необходимость введения чрезвычайного положения. Он делал и такие скандальные заявления, согласно которым демонстранты якобы были вооружены. В дальнейшем, несмотря на все старания властей, эти «обвинения» так и не подтвердились. Будучи министром иностранных дел, Осканян вполне мог бы дистанцироваться от тех кровавых событий, чего, однако он не сделал. Напротив, лидер партии «Единение» принял самое активное участие в деле информационного обеспечения незаконных приказов.
Кроме того, у него было достаточно много времени избавиться от этой проблемы: возможно, выступить в парламенте и признать ошибочной свою позицию в событиях 1 марта. Но Осканян этого так и не сделал, оставив пожизненно висеть как «Дамоклов меч» событий 1 марта над своей политической карьерой.
Хотя партия «Единение» позиционирует себя как оппозиционная, уход Осканяна и многих членов руководства «Единения» из партии «Процветающая Армения» (после ухода из политики Гагика Царукяна), заставляют задуматься над реальными целями этой новой политической силы. По мнению некоторых экспертов, Осканян и ряд депутатов покинули партию «Процветающая Армения» (ППА), потому что её лидер Гагик Царукян, в противовес планам экс-президента Кочаряна, вышел из-под его контроля и стал вести самостоятельную политическую линию. По той же причине Осканян, которого многие политики и эксперты продолжают связывать с Кочаряном, создал новую партию и увёл за собой некоторых политиков, которые также считаются людьми Кочаряна. Это именно они уговорили Царукяна прекратить проведение совместных с АНК многотысячных митингов в конце 2014 года. Фактически это очень опасное для властей митинговое давление было прекращено именно благодаря активным действиям «прокочаряновской» группы внутри ПП.
У партии «Единение» практически отсутствуют шансы пройти в Национальное Собрание на выборах 2 апреля 2017 года. Об этом свидетельствуют, к примеру, результаты недавних выборов в органы местного самоуправления в Гюмри и Ванадзоре. Такие же незначительные шансы преодолеть 5 % барьер имеет партия «Армянское возрождение» Артура Багдасаряна (ребрендинг партии «Страна законности»).
После переговоров, обсуждений с рядом политических сил, партия «Армянское возрождение» («АВ») приняла решение участвовать участие в парламентских выборах 2017 года в одиночку. Согласно данным некоторых СМИ, ни одна политическая сила не согласилась присоединиться к этой структуре, что уже стало предметом насмешливых комментариев некоторых интернет-ресурсов.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право