«РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО СИРИИ БЫЛИ НЕРЕАЛИЗУЕМЫ ИЗНАЧАЛЬНО»
ИНТЕРВЬЮ | Андрей АРЕШЕВ | 23.10.2016 | 12:48
На днях в Ереване состоялась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Об этом, а также о внешнеполитических вызовах и армянской внутриполитической ситуации мы побеседовали с экспертом Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андреем Арешевым.
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО СИРИИ БЫЛИ НЕРЕАЛИЗУЕМЫ ИЗНАЧАЛЬНО
- Господин Арешев, yже было объявлено, что страны Содружества начнут широкомасштабные военные упражнения. Может ли это быть началом подготовки к новой войне?
- Разумеется, в ходе любых военных учений отрабатываются механизмы деятельности государственных структур, систем гражданского и военного управления в чрезвычайных условиях. В России таковыми стали, в частности, завершившиеся в сентябре крупные учения «Кавказ-2016», проходившие на территории южных регионов России, включая Крым. После апрельской «четырёхдневной войны» Вооруженные силы Армении и Армия обороны Нагорного Карабаха тоже заметно усилили боевую подготовку и темпы перевооружения.
Вообще, усиление военной составляющей государственного строительства, проведение различный учений и мобизизационных мероприятий – несомненное веление времени для постсоветских стран, включая и Армению, и Россию. Безусловно, военную опасность, в том числе и в её прямой форме, исключать нельзя. Для Армении угрозы очевидны, в случае России речь может идти о враждебных действиях некоторых стран Североатлантического альянса и их передового отряда в лице сил так называемого «международного терроризма». Трагедия Сирии и вокруг неё (включая трагедию сирийского армянства) свидетельствуют об этом, на мой взгляд, со всей очевидностью.
- Русско-американские договорённости в борьбе с ИГИЛ-ом испарились, и в Сирии продолжается широкомасштабная война. К чему, по - вашему, это приведёт?
- На мой взгляд, российско-американские соглашения по Сирии были нереализуемы изначально в силу взятого Вашингтоном курса на разрушение сирийского государства и хаотизацию региона, что мы наблюдаем по меньшей мере с 2011 года. Продолжение конфликта в Сирии с вовлечением внешних игроков, большинство из которых находятся на территории страны нелегально, ведёт к масштабной эскалации в форме крупного межгосударственного конфликта (пусть и опосредованного, пока – через огневое соприкосновение сил специального назначения, резкую риторику дипломатов и экспертов на грани фола и т.д.). Мы видим, что события развиваются по крайне неблагоприятному сценарию, знаменуя собой де-факто установление нового мирового порядка, где решающее слово будет не за силой права (национального, международного либо какого-то ещё), а за правом сильного. На мой взгляд, Россия принципиально стремится избежать наихудшего: ведь в нашей стране, в отличие от безответственных заокеанских политиканов, хорошо помнят, какие ужасы несёт с собой война, отсидеться от которой вряд ли кому-либо удастся. Кстати говоря, частичная нормализация российско-турецких отношений, попытки подвигнуть Анкару к более сбалансированной позиции в сирийском конфликте, на мой взгляд, связаны с чётким пониманием того, насколько зависит от политики турецких властей ситуация в Сирийской арабской республике. Однако насколько действенными окажутся в конечном итоге эти усилия – вопрос крайне непростой, и готовиться необходимо ко всем возможным сценариям, включая наиболее экстремальные.
КЛИНТОН ПУБЛИЧНО ВЫСКАЗЫВАЛАСЬ О НЕДОПУСТИМОСТИ КАКИХ - ЛИБО ФОРМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- С точки зрения мировой политики, что могут изменить президентские выборы в США, и кто из кандидатов более конструктивен?
- Не являясь профессионалом-американистом, выскажу своё личное мнение. Несмотря на то, что относительно Дональда Трампа иллюзий мало, я практически не сомневаюсь в победе Хилари Клинтон, располагающей подавляющей поддержкой со стороны истеблишмента, от которого во многом зависит исход президентских выборов в США (напомню, они проходят по архаичной непрямой системе, когда может выиграть и кандидат, получивший меньше голосов). Для России, её соседей и мира в для целом это означает обострение старых и появление новых проблем, связанных с попытками продлить империалистическую гегемонию Соединённых Штатов любой ценой и любыми средствами. Напомню, что именно госпожа Клинтон публично высказывалась о недопустимости каких-либо форм евразийской интеграции в принципе; также она явно засветилась в поддержке бандитов, орудующих в Ливии и Сирии, несущих смерть и разрушения. У меня мало сомнений в том, что после её победы соответствующие угрозы для России, Кавказа и Центральной Азии лишь усилятся.
НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ АРМЕНИИ ПРИДЁТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
- В последнее время в Армении происходят переломные события в связи с кадровой переменой в правительстве. Интересны ваши наблюдения на этот счёт?
- Формирование нового правительства Армении, как известно, не обошлось без некоторых сюрпризов. Не все прогнозы экспертов сбылись, что, впрочем, неудивительно. Насколько я могу судить, с деятельностью нового кабинета министров связаны определённые позитивные ожидания. В этой связи, как мне кажется, важно не допустить очередных разочарований в обществе, продемонстрировать позитивные изменения, пусть даже на каких-либо отдельных направлениях. Новый кабинет министров включает грамотных управленцев с богатым опытом учёбы и работы в Америке, России и Европе, однако это было и ранее, а позитивные перемены ощущались, мягко говоря, недостаточно. Тем не менее, будем надеяться на изменение ситуации к лучшему.
Новому правительству Армении придётся действовать в сложных условиях реализации конституционной реформы и подготовки к парламентским выборам в стране. Проблемы растущего внешнего долга, падения объемов производства, роста безработицы, миграции и многие другие невозможно решить без консолидации здоровых сил общества, включая зарубежную армянскую диаспору, потенциал которой задействовал для целей развития Армении крайне недостаточно.
ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОРЫВНЫХ ИНИЦИАТИВ В РАМКАХ МИНСКОГО СОПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ МНЕ МАЛОРЕАЛЬНЫМ
- Кажется, Карабахский вопрос после апрельских действий отошёл на второй план, больше нет встреч, переговоров… Что нам подсказывает всё это?
- Я бы не сказал, что карабахский вопрос отошёл на второй план. И в Баку, и в Ереване, и в Степанакерте анализируют итоги и результаты апрельских столкновений, выявленные недостатки, предпринимают необходимые меры, укрепляют обороноспособность. Было проведено немало встреч, российская дипломатия постоянно находится в поиске эффективной формулы разрешения данного конфликта, хотя в нынешней ситуации привести взаимоисключающие позиции сторон к общему знаменателю едва ли возможно. И в этой связи не приходится удивляться, что после относительного летнего затишья ситуация на восточных границах Армении и НКР вновь периодически обостряется. Невозможность проводить какие-либо полноценные расследования возникающих инцидентов, к сожалению, в очередной раз свидетельствуют о нежелании одной из сторон конфликта руководствоваться имеющимися соглашениями и договорённостями, что заводит ситуацию в тупик.
С учётом усугубляющегося недоверия в российско-американских (а теперь и в российско-французских) отношениях выдвижение каких-либо новых прорывных инициатив в рамках Минского сопредседательства представляется мне малореальным. Вместе с тем, попытки некоторых сил использовать в своих интересах нарастающую враждебность между Россией и Западом, как мне представляется, обречены на провал.
Грант Сафарян, по материалам: Иравунк
Армения безопасность Ближний Восток воинское искусство / вооружения Нагорный Карабах Россия США терроризм