НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ: МНОГОВЕКТОРНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОЖИДАНИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 14.10.2016 | 10:01
К работе приступило новое правительство Армении, теперь уже полностью сформированное: президент Серж Саргсян подписал указы о назначении двух последних членов правительства (глав ключевых ведомств – внешнеполитического и оборонного).
Напомним, как развивались события. 8 сентября теперь уже бывший премьер-министр Овик Абрамян подал в отставку. Соответствующая информация просочилась в прессу только накануне, притом что слухи ходили уже весьма давно. Чисто формально отставка главы правительства была оформлена не очень убедительно. В частности, О. Абрамян, который одновременно является заместителем С. Саргсяна на посту председателя правящей Республиканской партии Армении (РПА), заявил: «Я решил подать в отставку и предоставить президенту возможность сформировать новое правительство».
Некоторые местные эксперты высказали предположение, что отставка Абрамяна может быть связана с замедлением темпов экономического роста (прежде всего за июль и август) и вспышками насилия в стране. Речь идет о захвате в июле со стороны радикальной вооруженной группировки «Сасна црер» полка патрульно-постовой службы и заложников в ереванском муниципалитете Эребуни.
Сразу после отставки премьер-министра президент Армении выступил перед своими соратниками по партии, не акцентировав внимание на социально-экономическом положении страны или истории с «Сасна црер». Главное, на что он указывал в своей речи, – имплементация конституционных изменений, т.е. трансформация Армении в парламентскую республику.
13 октября премьер-министром Армении был назначен один из менеджеров российского концерна «Газпром» Карен Карапетян, который занимал должность директора «АрмРосГазпрома» (2001-2010 гг.) и был мэром Еревана в 2010-2011 гг. Он и начал формировать правительство. Параллельно парламентское большинство в лице РПА и АРФ-Дашнакцутюн без больших проблем провело в Национальном собрании два законопроекта: новый Налоговый кодекс, который является своеобразным наследием предыдущего правительства и с которым новый премьер согласен полностью, а также изменения в закон «О структуре правительства Армении».
Для того чтобы правительство было окончательно легитимизировано, парламент страны ещё будет должен одобрить новую правительственную программу. Но, как нам представляется, данная процедура пройдет без сколько-нибудь существенных проблем, т.к. правящая коалиция обладает уверенным большинством почти в 80 мандатов в 131-местном парламенте.
6 октября президент Серж Саргсян встретился с премьер-министром и новоназначенными министрами
В новом кабинете произошли основательные кадровые перемены, некоторые из которых можно считать знаковыми. Но сначала о тех, кто сохранил свои посты. Речь, прежде всего, идет о вице-премьере Ваче Габриеляне. Он оказался единственным министром из финансово-экономического блока, который сохранил свое кресло главы министерства международной экономической интеграции и реформ. Именно это ведомство отвечает за интеграцию Армении в Евразийский экономический союз. Сохранили свои посты два министра, представляющих традиционную армянскую партию АРФ-Дашнакцутюн, которая является младшим партнером РПА по правящей коалиции: министр территориального управления Давид Локян и министр образования и науки Левон Мкртчян. Что касается третьего министра от партии АРФ-Дашнакцутюн, то Арцвик Минасян пересел из кресла министра экономики в кресло министра охраны природы. Свои посты сохранили и два министра, которые помимо своих функциональных обязанностей будут курировать выполнение основной, определенной президентом политической задачи правительства – имплементацию конституционных изменений. Речь идет о министре-руководителе аппарата правительства Давиде Арутюняне и министре юстиции Арпине Ованнисян.
Свои посты также сохранили министр по чрезвычайным ситуациям Армен Ерицян, министр по делам диаспоры Грануш Акопян, министр труда и социальных вопросов Артем Асатрян. Лишь в последний день был переназначен глава внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян. По оценкам многих армянских экспертов, ему с большим трудом удалось остаться в составе правительства. Почти наверняка в случае следующей крупной перестановки в составе правительства именно он является кандидатом на то, чтобы быть отправленным в отставку.
Кто же новички? Здесь есть немало интересного. Так, Министерство экономического развития и инвестиций (так теперь называется Министерство экономики) возглавил Сурен Караян – бывший первый заместитель В. Габриеляна. Министром финансов стал бывший первый заместитель руководителя администрации президента Вардан Арамян, который, имея базовое образование, также окончил школу Флетчера в университете Тафтса (Бостон, США). Министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, который, кроме получения базового инженерного образования, закончил Американский университет Армении и работал в структурах Всемирного банка, в корпорации «Мицубиси», АО «Теласи», а также был министром-руководителем правительства в 1998-1999 гг. Министром транспорта, связи и информационных технологий стал опытный инженер и специалист в области IT Ваган Мартиросян.
Новый министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян – исполнительный директор французской группы «Перно Рикар», которая владеет Ереванским коньячным заводом. Министром здравоохранения назначен владелец страхового ЗАО «Инго-Армения» Левон Алтунян. Министр культуры – Армен Амирян, бывший член Общественной телерадиокомпании. На пост министра спорта и по делам молодежи после трехлетнего перерыва вернулся Грачья Ростомян, который до последнего времени занимал пост Генерального секретаря НОК Армении. Наконец, министр обороны – Виген Саргсян, занимавший ранее пост руководителя администрации президента, получивший образование в России (Санкт-Петербургская академия госслужбы, 1992-1996 гг.) и США (Флетчерская школа права и дипломатии, Тафтский и Гарвардский университеты, магистр права и дипломатии).
Бросается в глаза то обстоятельство, что впервые за последние годы большинство (10 из 19) членов правительства – беспартийные, в том числе и премьер-министр. Однако следует заметить, что он неоднократно делал заявление о том, что считает себя членом «команды Сержа Саргсяна». Кроме того, К. Карапетяну сделано предложение о вступлении в ряды РПА, на которое он пока не ответил. Отметим, что новый глава правительства стал мэром Еревана, баллотируясь по списку РПА. Еще шестеро обладателей министерских портфелей – республиканцы, остальные трое – члены АРФ-Дашнакцутюн.
Наиболее серьёзные дискуссии в прессе, экспертных кругах и обществе вызвало назначение на пост министра обороны В. Саргсяна. И это несмотря на то, что он – уже четвертый в истории Армении гражданский министр. Но здесь имеется одно принципиальное отличие. Его предшественники, хотя тоже являлись людьми штатскими (Вазген Манукян, член комитета «Карабах» и первый премьер-министр Третьей республики, Вазген Саркисян – участник добровольческого движения и первый министр обороны, Серж Саргсян – будущий президент страны), были настоящими лидерами, выдвинувшимися во время драматических событий конца 1980-х – начала 1990-х годов в Нагорном Карабахе. Они имели неоспоримый авторитет в армии, т.к. были напрямую сопричастны к военным успехам тех лет.
Нынешний же министр в течение четырех лет работал референтом С. Саргсяна в 2000-2003 гг., когда тот занимал пост министра обороны, имея, таким образом, имидж чиновника и менеджера в системе государственного управления. Появление такого министра на посту главы военного ведомства – в диковинку для общественного и экспертного мнения. Пожалуй, личным плюсом является то, что его имя никогда не упоминалось в связи с какими-то коррупционными скандалами, которые достаточно часто сотрясают правящую элиту Армении.
Другая «проблема» министра обороны – то обстоятельство, что с его назначением на пост министра обороны американская флетчерская школа может теперь с полным правом претендовать на роль «кузницы кадров» не только для экономического и дипломатического, но теперь и для силового блока государственного управления Армении. Дело в том, что назначенный в феврале на должность директора Службы национальной безопасности Георгий Кутоян в 2007 году также закончил учебу Флетчерскую школу права и дипломатии (университет Тафтса), а базовое образование, так же как и В. Саргсян, получил в РФ (диплом юриста Ростовского госуниверситета в 2002 году).
Фигура нового министра обороны В. Саргсяна рассматривается в армянском экспертном сообществе настолько прозападной, что это не скрывают даже адепты соответствующих структур в Ереване. В частности, об этом практически открыто заявил недавно выдворенный из России руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян. Все эти «совпадения» и нюансы вызывают немало вопросов, причем тревожных, касающихся будущего взаимодействия оборонных и других силовых ведомств Армении и России.
Ряд местных экспертов утверждает, что новое правительство Армении «назначено из Кремля», т.к. премьер-министр Карен В. Карапетян, дескать, был менеджером «Газпрома». Однако внимательное изучение биографий, образования и карьерного пути новых членов правительства дает нам основание констатировать, что правительство не является «функцией Кремля» или какой-то другой страны. В нем есть полный набор менеджеров, связанных как с Россией, так и с США и странами Евросоюза. Скорее, можно говорить о том, что это правительство будет защищать интересы крупного по меркам Армении капитала или крупных инвесторов.
Судя по информационным утечкам из коридоров власти, правительство К. Карапетяна попытается, с одной стороны, найти дополнительные средства (приблизительно в 150 млн. долларов в год) для обслуживания процентов по кредитам международных организаций (государственный долг страны превысил 53 % ВВП), с другой стороны урезать расходные статьи бюджета на 2017 год (приблизительно на 200-210 млн. долларов; расходная часть бюджета 2016 года превышала 2,5 млрд. долларов при дефиците бюджета почти в 200 млрд драмов) и оживить экономику, в том числе и через снижение ставки рефинансирования ЦБ. Недавно ее снизили до 6,5% годовых. ЦБ пошел на этот шаг, т.к. не видит угрозы инфляции. ЦБ также пошел на второе за последний календарный год снижение норматива для банков обязательного резервирования по привлеченным в инвалюте средствам до 18% (год назад норматив составлял 24%).
В качестве определенного позитива следует отметить то обстоятельство, что правительство покинули некоторые весьма негативно воспринимаемые обществом министр финансов Гагик Хачатрян, министр транспорта и связи Гагик Бегларян, министр обороны Сейран Оганян, а также марзпет (губернатор) Сюника Сурен Хачатрян.
Впрочем, весьма сомнительно, что правительству удастся добиться ощутимого успеха до парламентских выборов, которые, согласно предварительной информации, пройдут в начале апреля следующего года. Отличительным признаком ситуации в стране по-прежнему остаётся эмиграция населения, масштабы которой не снижаются. Согласно статистическим данным, с каждым годом падает потребление продуктов питания, меньше используется газа и электричества… Всё это, конечно, необходимо срочно исправлять, не случайно президент С. Саргсян заявил, что он не только верит в новое правительство, но и считает: кабинету К. Карапетяна «под силу то, что не смог никто другой».
При этом трудно сказать, насколько весомо слово самого президента в столь непростой финансово-экономической ситуации. В частности, после своего пребывания в Ереване и встреч с новым премьер-министром и президентом Армении академик РАН Абел Аганбегян, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Грапарак», какой он бы дал совет С. Саргсяну, академик ответил: «Уйти. Он показал, что не может ничего сделать». Мнение, высказанное весьма уважаемым в Ереване российским академиком армянского происхождения, свидетельствует о том, что решение нынешних проблем переживающей тяжёлые времена кавказской страны имеет политическое, а не чисто управленческое наполнение.
По материалам: Ритм Евразии
Армения политика и право