АРМЯНСКИЙ УЗЕЛ
Публикации | Арина ЦУКАНОВА | 06.09.2016 | 22:19
Три месяца назад, 2 июня, бундестаг ФРГ принял так называемую армянскую резолюцию, признав геноцид армян в Османской империи в 1915 году. Более того, немецкие парламентарии закрепили за Германией часть ответственности за массовое истребление армян. «Германская империя была главным военным союзником Османской империи. Тогдашнее немецкое правительство знало о преследованиях и убийствах армян и всё равно оставалось в бездействии. Федеративная Республика Германии считает себя ответственной за то, чтобы стремиться к переосмыслению этого преступления и чтить память о нём», – говорится в документе, принятом депутатами бундестага.
Разумеется, «армянская резолюция» возмутила Анкару. «Это позорное решение для репутации принявшего его органа. Достижение примирения по оценке событий 1915 года возможно только через диалог и сочувствие на основе объективных взглядов… Внушает беспокойство то, что немецкий парламент трактует историю по своему усмотрению и политизирует её, принимая в качестве неоспоримого факта армянскую точку зрения», — заявило тогда Министерство иностранных дел Турции.
Спустя ровно три месяца, 2 сентября, общественность Германии была взбудоражена сенсационным сообщением издания Spiegel-Online о том, что федеральное правительство готово дистанцироваться от «армянской резолюции» и об этом готовится сообщить пресс-секретарь правительства Штефан Зайберт. Вслед за этой сенсацией появилась другая: Зайберт публично опроверг информацию Spiegel-Online и одновременно отметил, что принятый бундестагом документ не является «юридически обязывающим к исполнению». А правительство не дистанцируется от «армянской резолюции», поскольку оно вообще не может вмешиваться в дела бундестага.
То есть не дело правительства следить за тем, какие там решения напринимали депутаты бундестага и тем более исполнять эти решения.
Следом выступил германский МИД с заявлением о персональной поддержке резолюции министром иностранных дел Ф.-В.Штайнмайером. Далее перед журналистами появился и сам Штайнмайер, утверждавший, что «бундестаг имеет полное право и свободу на выражение своего мнения по политическим вопросам». Наконец, в тот же день в интервью телекомпании RTL канцлер ФРГ Ангела Меркель, опровергая «дистанцирование», тоже произнесла слова о юридической необязательности «армянской резолюции» бундестага, приклеив ей ярлык «политических высказываний».
Иначе говоря, решению бундестага о признании геноцида армян высшие государственные чиновники ФРГ придали смысл парламентской говорильни, не влекущей за собой никаких последствий для государства.
Метания правительства и федерального канцлера вокруг «армянского вопроса» и их пренебрежительные характеристики документа, принятого бундестагом, выглядят сюрреалистически: именно бундестаг выбирает канцлера Германии и контролирует правительство и именно бундестаг олицетворяет власть немецкого народа. Не наоборот. Однако тема геноцида армян в Османской империи – камень преткновения на пути к турецкой военной базе "Инджирлик", где дислоцируются немецкие самолёты и военная группировка численностью 250 человек.
После «армянской резолюции» турецкие власти запретили депутатам бундестага посещать "Инджирлик", в связи с чем германское правительство задумалось о переводе куда-нибудь на Кипр или в Иорданию своих сил, участвующих в операции против «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. Однако представители бундесвера заявили, что турецкой авиабазе нет альтернативы.
Пришлось правительству и лично фрау бундесканцлерин проявлять чудеса гибкости и растягиваться в немыслимом шпагате, чтобы усидеть и на турецком, и на армянском стульях одновременно. Столь замысловатая поза была необходима для того, чтобы и Эрдогана ублажить, и Армению не оттолкнуть от европейского «Титаника», следующего в кильватере США, для которых армянский плацдарм на Кавказе стратегически важен.
Результат хитроумных действий Берлина не заставил себя ждать: представитель фракции СДПГ по вопросам политики безопасности Райнер Арнольд спустя два дня после наполненного сенсациями 2 сентября увидел некие сигналы из Анкары, которые позволили ему выразить надежду, что поездка немецких парламентариев в Турцию в начале октября всё-таки состоится. По его мнению, в скором времени турецкие власти дадут официальное согласие на посещение "Инджирлика". Хотя Эрдоган и не получил желаемого от Германии – полного отказа от «армянской резолюции», но, возможно, он оценил гимнастические таланты Меркель и Штайнмайера. Время покажет.
Армянам же Германия наглядно показала, как мало весит резолюция бундестага в германской политической системе: формально эта резолюция существует и правительство от неё формально не дистанцируется, но и исполнять не собирается. Председатель Центрального совета армян в Германии Самуэль Лулукян назвал берлинский шпагат «дистанцированием от дистанцирования». «Это постыдно и хаотично!» – возмутился он в интервью газете Rheinische Post.
Да, постыдно. Однако настоящее отношение Запада к Армении таким было всегда. Помнится, и американские демократы, включая Хиллари Клинтон и Барака Обаму, до 2008 года раздавали щедрые обещания признать геноцид армян на федеральном уровне, но этого не случилось. А в бытность Клинтон госсекретарём США нынешний кандидат в американские президенты вообще исключила из употребления слово «геноцид» по отношению к армянам.
Впрочем, Вашингтон ещё с 90-х годов не оставлял попыток сблизить армян с турками. Процесс этот набрал силу при посредничестве Федерального департамента иностранных дел Швейцарии: с 2007 года начались секретные переговоры, которые в 2009-м привели к подписанию в Цюрихе протоколов об открытии границ и дипломатических отношениях. Однако дальше бумаг дело не двинулось. Как выяснилось, Турция ждала от замирения решения в пользу Азербайджана вопроса с Нагорным Карабахом, а сам Азербайджан воспринял навязанную туркам и армянам дипломатию как предательство со стороны Турции и не поскупился на угрозы прекращения сотрудничества с Анкарой в нефтегазовой сфере, да и вообще в сфере любых отношений.
Армения же осталась с пустыми документами на руках, при этом президент Серж Саргсян получил изрядную порцию политических ударов как от оппозиции, и без того ставившей под сомнение законность его избрания, так и от армянской диаспоры за рубежом – турецко-армянские договорённости в Цюрихе предусматривали, что вопрос о геноциде армян в Османской империи будет задвинут на задний план. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Фактически США и их европейские партнёры поставили Армению в положение жертвы: ради «гладких бумаг», провозглашавших замирение с Турцией, армянам необходимо было уступить в вопросе НКР Азербайджану и положить под сукно тему геноцида армян. Именно так выглядели «овраги».
К выборам президента США в 2012 году в Вашингтоне «внезапно» заподозрили в срыве плана замирения Армении и Турции азербайджанскую сторону и тут же призвали Баку и Ереван использовать «окно возможностей» для урегулирования вопросов, мешающих американским планам установления армяно-турецкого мира. «Это неизбежно, – безапелляционно заявил тогда агентству Turan источник в дипломатических кругах США. – В Баку и Ереване политики должны понять, что мы уже на последней стадии и попытки возврата могут отбросить всех в пропасть».
Однако опять ничего не произошло. И не могло произойти, поскольку краеугольным камнем армяно-турецкого замирения остаётся Нагорный Карабах и никакие односторонние уступки тут ни одной из сторон неприемлемы.
Несмотря на провал американских попыток примирить Армению и Турцию без учёта остроты карабахского вопроса, в 2015 году на рассмотрение Конгресса США был вынесен законопроект, определявший временными рамками примирения… ближайшие 100 лет. Поскольку краткосрочные инициативы Обамы результата не принесли, США запланировали длинную партию, полагая, что за столетие с учётом смены поколений удастся дожать и вопрос о Нагорном Карабахе, и, возможно, вопрос о самой Армении, вбив клин между Ереваном и Москвой и снизив градус накала страстей по болезненному для армян вопросу геноцида.
В связи с этим снижение германским правительством статуса «армянской резолюции» и заявления высшего руководства ФРГ о юридической несостоятельности принятого бундестагом документа – это не только реверанс в сторону Анкары, но и стремление подыграть американским планам «столетнего замирения». Как признаёт сама Ангела Меркель, в Германии проживают порядка трёх миллионов граждан, имеющих турецкие корни, а поэтому, говорит она, «я и все правительство ФРГ намерены внести вклад в установление диалога между Арменией и Турцией».
Учитывая настойчивость, которую проявляют США, раскачивая ситуацию в Армении в последние два года, Вашингтон уже приступил к реализации «столетнего плана» – прежде всего, путём организации перемен в самой Армении.
По материалам: Фонд стратегической культуры
Армения геноцид Германия политика и право США Турция