КАВКАЗСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В МОСКВЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Антон БРЕДИХИН | 01.09.2016 | 00:00
Укрепление российской нации, сохранение многонационального единства народов России выступает одним из приоритетов государственной национальной политики. Немаловажной её составляющей являются процессы внутрироссийской миграции, адаптации и интеграции народов из национальных республик Северного Кавказа в других регионах Российской Федерации, особенно в столичном субъекте. Не зря говорят, что в Москве, как в капле воды, отражается все пространство нашей многонациональной Родины (1).
Сегодня Департамент культуры г. Москвы реализует ряд программ в области реализации молодежной политики, направленных на гармонизацию отношений между молодежными сообществами города. Хотя и они оставляют открытым вопрос восприятия московской молодежью идентичности «москвича», как члена закрытого общества, в которое нет желания никого пускать (2).
Молодежь из республик Северного Кавказа, приезжая на учебу и заработки в Москву, вливается в многонациональную и многоконфессиональную среду российской столицы, привнося в ее культуру свои традиции, немалая часть из которых выступает для москвичей «чужой» и «непонятной». На «новых москвичей» столица Российской Федерации наводит чувство эйфории, особенности, поскольку молодым людям удалось уехать из родного провинциального города (аула, кишлака, села). Им представляются широкие возможности, карьерный рост, высокие заработки.
По мнению Л.М. Дробижевой, вчерашние жители Махачкалы, Дербента, Грозного подчеркивают свою новую городскую идентичность и говорят, что являются «москвичами» гораздо чаще, нежели русские, прожившие в столице не один десяток лет. Однако со временем, в процессе проживания в Москве, это чувство угасает и через 2-3 года завершается процесс адаптации. Наиболее успешно ее проходят мужчины и лица с высшим образованием. А В.И. Мукомель к числу наиболее интегрируемым в московское общество из кавказских народов относит даргинцев и кумыков, а наименее – кабардинцев и аварцев.
Институт диаспоры, с одной стороны, способствует формированию социальных лифтов, «неформальной поддержки» для кавказской молодежи. С другой стороны, молодые люди, оказавшиеся в новых условиях жизни, стремятся общаться со своими сверстниками из своих же республик, избегая русского населения столицы, что не способствует их социокультурной интеграции в городскую среду. А.О. Булатов, при проведении социологического исследования среди студентов московских университетов, отмечает повышенную агрессивность, демонстративную маскулинность, нахальное поведение по отношению к девушкам среди недавних мигрантов. В отношении москвичей они имеют сложившуюся систему стереотипов, таких как «маменькины сынки», «живут на всем готовом», «не уважают старших», «больше любят собак, чем людей», «мужчины не мужественные, женщины не женственные».
Однако, проживая в Москве более пяти лет, кавказская молодежь изменяет свое впечатление, характеризует москвичей с положительной черты как трудоспособных и грамотных специалистов, адаптируясь в русскую социокультурную среду говорят о лучшем качестве жизни, нежели на малой родине: «Здесь (в Москве) в миллион раз лучше, чем в Азербайджане, и в тысячу раз лучше, чем в Дагестане». Осваиваясь в Москве, многие вчерашние мигранты, предпочитают не иметь связей со своими земляками, а формируют устойчивые дружеские и деловые связи с представителями принимающей стороны. И если в Дагестане человек, занявший более-менее значимый пост, был обязан принимать и решать все возможные проблемы своих родственников и земляков, то в Москве кавказцы, поднимаясь по карьерной лестнице, все меньше контактируют с представителями своей малой родины (3).
Процесс адаптации кавказской молодежи в Москве во многом обеспечивается и за счет религиозного фактора. В случае абхазов, армян, бацбийцев (4), грузин, осетин, христианская религия способствует улучшению процесса общения с русскими ровесниками, сближает общие традиционные ценности. Ислам, широко распространенный на Кавказе, стимулирует налаживание контактов с другими мусульманскими народами России, от татар крымских до татар сибирских, и продолжая выходцами из Средней Азии, приезжающими на заработки в Москву. Открытие нового здания Соборной Мечети на Проспекте Мира выступило тому наглядным примером.
Среди основных религий также следует выделить иудаизм, носителями которого выступают горские евреи, а также единичные случаи буддизма. Есть представители кавказской молодежи и в нетрадиционных религиях (сектах), таких как Армия Спасения, Баптистской церкви (5), Свидетели Иеговы, но в данном случае присутствует не элемент интеграции в российское общество, среду обитания столицы, а изоляционизм и отмежевание от населения Москвы.
В качестве примера межкультурной адаптации приведем армянскую диаспору, которая в Москве считается одной из старейших среди кавказских народов. Армяне со времен Российской империи кооптировались в политическую, военную и экономическую элиту страны (6). Многие из них не только сохранили свои традиции, но и восприняли немалое их число из российской культуры, а также установили теснейшие межкультурные контакты с другими народами России.
Во время проведения социологического исследования по состоянию межрелигиозной жизни в Москве, респондент Л.А. сообщила, что имеет подругу-мусульманку. Она рассказывала про нее: «Она – прекрасная женщина. На христианскую Пасху обычно красит яйца! Когда я спрашиваю её, зачем она это делает, она отвечает: «А все красят, вот и я крашу». Информатор Ю.А. имеет друзей-мусульман. Он говорит: «Вы заметили, в моей фамилии есть слово «Аллах». Мои друзья-мусульмане, шутя, называют меня братом» (7). Армянская молодежь, ввиду длительности проживания диаспоры, легко адаптируется в российское общество, не имеет преград в процессе адаптации в мультикультурной среде.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в процессе интеграции кавказской молодежи в московское сообщество, следует учитывать фактор радикальных объединений и этнической преступности. События на Манежной площади 2010 г. и в Бирюлево 2013 г. продемонстрировали взрывоопасный потенциал сложившихся сегодня межэтнических отношений в столичном регионе (8).
Во-вторых, в условиях объявления джихада против Российской Федерации со стороны запрещенной в нашей стране террористической группировки «Исламское государство» необходимо проведение разъяснительных мероприятий, выявление проявлений экстремизма на раннем этапе.
В-третьих, кавказскую молодежь, обучающуюся в Москве, необходимо рассматривать в качестве профессионального кадрового резерва для республик Северного Кавказа, их социально-экономического развития.
Бредихин Антон Викторович - кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора политологического и культурологического анализа Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ “Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук”
Примечания
(1) Ресурс межэтнического согласия в Москве [Электронный ресурс]/ Рук. проекта и отв. редактор Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2014.— 124 с. 1 CD ROM, Официальный сайт Института социологии РАН, URL: http://www.isras.ru/inab_2014_02.html. (2) Борусяк Л. Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей)// Вестник общественного мнения. Дискуссии. 2004. № 6 (74). С. 58-70.
(3) Булатов А.О. Что думают москвичи и недавние мигранты друг о друге// Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции (под ред. Степанова В.В., Тишкова В.А.) - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. С. 182-189.
(4) Бредихин А.В. Православные вайнахи - бацбийцы и их связи с Россией// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 2. – М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 168-172.
(5) Бредихин А.В. Баптистский путь к деградации грузинского общества// Научное общество кавказоведов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkazoved.info/news/2015/08/11/baptistskij-put-k-degradacii-gruzinskogo-obschestva.html
(6) Бредихин А.В. Советскость и российскость: формы преемственности наднациональной идентичности через призму поколений // Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 1. – М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 117-123.
(7) Бабич И.Л. Особенности межрелигиозной̆ жизни в современной̆ Москве/ Исследования по прикладной̆ и неотложной̆ этнологии. – М., ИЭА РАН, 2016. – Вып. 252. – 39 с.
(8) Кульбачевская О.В. Вызовы для молодежной политики Москвы в условиях текущей этнополитической ситуации // Россиийское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. – Москва: ИЭА РАН, 2014. С. 28-32.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 диаспоры Кавказ миграции политика и право Россия этничность / этнополитика