АНДРАНИК АБРАМЯН: СВИДЕТЕЛЬ ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ашот БЕГЛАРЯН | 02.08.2016 | 00:00
На обложке одного из учебников по истории СССР была такая знаменательная фотография: красноармейцы бросают к подножию Мавзолея боевые знамена фашистской Германии. Так вот, в первых рядах военных находился и ветеран Великой Отечественной из Нагорного Карабаха Андраник Абрамян, единственный со всего Закавказья в этом историческом действии.
Андраник Меликович Абрамян, прошедший всю вторую мировую войну, вошедший с победой в Берлин и завершивший свой боевой путь в кампании на Курильских островах, через два года отметил бы своё 100-летие. Он прожил достаточно интересную и активную жизнь, несмотря на многочисленные физические и моральные раны войны. Мне удалось побеседовать с Андраником Меликовичем при жизни, и услышанное потрясло и навсегда осталось в памяти...
Поистине, это человек уникальной судьбы. Впрочем, бывает ли обыкновенной военная судьба?..
Незадолго до начала ВОВ уроженец села Балуджа Нагорного Карабаха Андраник Абрамян попал служить в морскую часть, дислоцированную во Владивостоке. Там он освоил профессию торпедиста-водолаза.
– Плавать не умею, впервые вижу море, – рассказывал он. – Весь в растерянности, чуть не плачу… Подходит капитан первого ранга, спрашивает, чего нюни распустил?.. Усмехнулся: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим…»
Научили. Единственный в батальоне армянин быстро осваивает азы морского дела, становится классным торпедистом-водолазом.
Начало войны он встречает автоматчиком в составе отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота. В 1939-ем году, в боях на Халхин-Голе, 21-летний Андраник получает первое своё боевое крещение. Раненный пулей в ногу, некоторое время лечится в больнице Улан-Батора.
После лечения, в сентябре 39-ого, по приказу из Центра войска перебрасываются из Владивостока в Одессу, оттуда в Молдавию на уже наметившийся фронт Великой Отечественной. Принявшим здесь бой красноармейцам приходится отступать до Новороссийска…
Для Андраника Абрамяна начинается многолетняя военная одиссея, драматический этап жизни, практически предопределивший дальнейшую судьбу. Перед нами заметка из журнала «Красноармеец» 1945-го года: «Автоматчик, краснофлотец А.М. Абрамян, 28 лет, воевал на Халхин-Голе, работал столяром на родине в Степанакерте. Когда началась война с немцами, попал на Черноморский флот в батальон автоматчиков морской пехоты. Абрамян участвовал в десантах в Керчь, Ростов-на-Дону, Кубань, Тамань, Сумну, Констанцу, города и селения на Дунае…»
Добавим, что в числе первых 20-ти десантников он высадился на Малую землю, близко знал Леонида Брежнева, служившего тогда замполитом.
Бросая в самое пекло, война щадила и не щадила Андраника Абрамяна. Десятки лет он носил на боку огромный, размером со здоровенный кулак, осколок. Другой осколок врачи удалили вместе с ребром, а этот оставили, не решились: «Умрёт или калекой останется на всю жизнь. Пусть проживёт сколько сможет…»
Это было во время освободительных боёв в Керчи в январе 1944-го года. Корабль был подбит в водах Чёрного моря. Выбравшись на берег, пехотинцы сразу же вступили в уличные бои. Осколок от разорвавшегося неподалеку снаряда достал и моряка. Товарищам удалось вынести его с поля боя. В госпитале лежал недолго. Через пару месяцев снова был в строю.
О себе и своей военной судьбе Андраник Абрамян рассказывал просто, почти без эмоций и эпитетов. Но за нехитрыми оборотами речи чувствовалось недюжинное напряжение человеческих сил, воли духа и характера, другими словами – преодоление самого себя. Сколько за этими незамысловатыми словами подъёмов по тревоге среди ночи, когда слипаются веки и сопротивляется каждый нерв, сколько бросков в неизвестность и смертельную опасность, из которой выходили далеко не все… Семь ранений – тому подтверждение.
Потом была Победа! Страна готовилась к празднику, наступившему почти столь же неожиданно, как в своё время пришла война. В часть стали наезжать высшие командные чины. Приехал маршал Толбухин в сопровождении генералов. Построили личный состав, посмотрели строевую подготовку. Выбрали пятерых, в том числе Андраника, приказали сдать оружие и явиться в штаб. Позже выяснилось – отправляют в Москву для участия в Параде Победы.
Бойцы проходили тщательный отбор. Сам маршал Гречко с группой генералов и работников ЦК Компартии в течение двух дней формировал команду «избранных». Затем долго муштровали на московском стадионе «Динамо».
Андраник Абрамян с супругой Маней, дочерью Людой и сыном Валерием
Утром 24 июня команда из 226 человек, военнослужащих со всех родов войск, переодетая в праздничную форму, была готова к действию. Единственному со всего Южного Кавказа Андранику Абрамяну была предоставлена честь участвовать в церемонии низложения знамён фашистской Германии к подножию Мавзолея Ленина во время парада Победы в 1945-ом году.
– Я был столь взволнован, что не помню, как бросил своё знамя, – признавался впоследствии Абрамян. – Всё время так и подмывало остановиться, повернуться к президиуму и взглянуть на Сталина, который вместе с членами политбюро и военачальниками принимал парад…
Андраник Абрамян с сыном Лаврентом
На следующий день всех участников Парада Победы пригласили в Кремль на банкет. Теперь Андраник Абрамян имел возможность не только увидеть вождя, но и услышать его живой голос. Правда, когда Сталин в своём выступлении-тосте произнёс: «Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма…», Андраник едва удержался от смеха. Простого деревенского парня смутило слово «винтик».
Андраник Абрамян с сыновьями и внуками
– Вот не думал, что у вас в России поднимают тост в честь какой-то железяки… У нас в Карабахе предпочитают пить за живых людей, – подшучивал после торжественного мероприятия «сын кавказского народа» (так любили называть сослуживцы Андраника) над своим боевым товарищем.
Война даже в своей агонии не давала солдатам расслабляться. Недолго длилась эйфория победы. Утром 26 июня подразделения были подняты по тревоге и отправлены в Хабаровск на войну с Японией. В августе Андраник участвовал в военной кампании на Курильских островах…
Праздничный костюм, который каждый ветеран войны хранит как реликвию, память и символ своей судьбы, у Андраника Абрамяна весь увешан орденами и медалями. Три ордена «Великой Отечественной войны», три – «Красной Звезды», медаль «За боевые заслуги», медаль «Международной федерации ветеранов-союзников» и многие, многие другие награды.
Вот выписка из наградного листа на краснофлотца 143-го ОБМП А.М. Абрамяна, 1918 г.р., представленного к ордену Славы 3-й степени, за отличие, проявленное им в ходе десантирования на Керченский полуостров в январе 1944-го года: «Участвовал в десантной операции с 9 на 10 января 1944-го года в районе высоты 135,0. Действуя связным у командира взвода, своей отвагой и геройством увлекал в бой товарищей с противником. Когда взвод попал в окружение, тов. Абрамян несколько раз пробирался через боевые порядки противника и налаживал связь с соседями. Будучи ранен, не ушёл с поля боя. Ходил на прорыв вражеской обороны, первым ворвался в ДЗОТ противника. Забросал находившихся в ДЗОТе солдат гранатами. Командир 143-го ОБМП, капитан Левченко». Архив ЦАМО РФ: фонд 33, опись 686044, единица хранения 3649.
Электронный ресурс: podvignaroda.ru
Степанакерт
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
Великая Победа грант-2016 Нагорный Карабах СССР