ТУРЦИЯ РАЗЫГРЫВАЕТ КАРТУ КАРАБАХА, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ — КРИЗИС С РОССИЕЙ ПРЕОДОЛЕН
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 19.07.2016 | 10:59
В ходе своего визита в Баку министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на прошлой неделе заявил, что 18 июля сопредседатели Минской группы ОБСЕ прибудут в Анкару, где обсудят карабахский вопрос. Также глава МИД Турции заявил о взаимопонимании с Россией по данному вопросу. На фоне неудавшегося военного переворота и последовавших событий в Турции визит сопредседателей, безусловно, будет отложен, либо отменен: пока официальной информации на этот счет нет. Однако сам факт, что карабахская проблема должна была стать темой обсуждения в Анкаре, продолжает вызывать недоумение, учитывая, что Азербайджан и Турция давно и активно лоббируют изменение формата Минской группы.
В беседе с EADaily президент Научного общества кавказоведов, эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов прежде всего заявил, что, очевидно, речь идет о взаимопонимании между Анкарой и Москвой по поводу времени и места очередной встречи сопредседателей МГ ОБСЕ, а вовсе не о взаимопонимании по карабахскому вопросу. Позиции Анкары и Баку здесь тождественны, в том числе в плане возможного полного освобождения «оккупированных территорий» военным путем. Москва же, напомнил он, категорически настаивает только на мирном урегулировании, и нет никаких оснований рассчитывать на изменение ее позиции.
«В данном контексте Анкара разыгрывает карабахскую карту, прежде всего, для того, чтобы продемонстрировать: кризис в отношениях с Россией преодолен, Турция успешно развивает диалог с основными мировыми игроками в рамках двусторонних отношений, все проблемы в отношениях с другими государствами преодолены или вот-вот будут преодолены. Этот демонстративный оптимизм сродни карточному блефу. В Москве положительно оценили извинения президента Турции за сбитый российский бомбардировщик и намерение отказаться от продолжения авантюрных игр на Украине. Однако нормализация отношений с Россией еще только в самом начале, насколько быстрым и успешным будет этот процесс, неизвестно», — отметил он.
В отношениях же с Евросоюзом, продолжил Крылов, о перспективе вступления в структуру Турции, уже давно речь не идет. Как компенсацию за многие десятилетия пустых усилий в этом направлении Анкара успешно использует проблему беженцев для выколачивания значительных средств из ЕС. Но вряд ли имеющий все большие проблем ЕС согласится играть роль дойной коровы бесконечно. Решать же проблему беженцев путем прекращения поддержки сирийской оппозиции, включая террористические организации, Анкара явно не спешит, сказал эксперт.
«Сопредседатели МГ ОБСЕ могут выслушать мнение Турции по поводу нынешнего состояния и перспектив развития карабахского конфликта. Они имеют в этом заинтересованность ввиду явного дефицита новых идей по урегулированию конфликта. Но включение Турции в переговорный процесс, а уж тем более в состав сопредседателей? Это можно сделать только при условии согласия на это Армении как стороны конфликта и участника переговорного процесса. Судите сами, может ли Ереван на это согласиться?», — подчеркнул Крылов.
Глава МИД РФ Сергей Лавров еще в апреле заявил, что прозвучавшие из Анкары заявления в период эскалации в зоне карабахского конфликта были абсолютно неприемлемыми, поскольку представляли собой призывы к войне. Он также подчеркнул, что такая позиция в корне противоречит позиции сопредседателей Минской группы и международного сообщества.
Какой итог можно ожидать от заинтересованности Анкары в обсуждении этого вопроса с МГ? По мнению Крылова, в мире широко распространены блеф и имитация — имитационная демократия, имитационная дипломатия, имитационный переговорный процесс и т. п. В разных государствах, по его словам, могут проходить выборы, политические партии изображают непримиримую борьбу с голосованием, подсчетом голосов и политическими страстями, но на самом деле все решают совсем другие механизмы, известные лишь посвященным. И имитационная дипломатия является такой же демонстрацией процесса ради самого процесса, как и свидетельства дееспособности различных структур и ведомств, добавил эксперт.
«В случае с карабахской проблемой имеет место именно имитационный переговорный процесс, когда стороны понимают, что в сложившейся ситуации мирное решение конфликта путем взаимоприемлемого компромисса невозможно в принципе. В настоящее время нет никаких условий для выработки такого компромисса: линия разграничения вновь стала линией фронта вялотекущей войны, причем периодические обострения и крупномасштабные бои с использованием тяжелой техники происходят все чаще и становятся все более ожесточенными. Уровень враждебности армянского и азербайджанского общества постоянно нарастают. В таких условиях сопредседатели МГ ОБСЕ вынуждены вести имитационный (фактически не направленный на решение проблемы) переговорный процесс, как средство контроля над ситуацией и влияния на конфликтующие стороны», — отметил президент Научного общества кавказоведов.
Он напомнил, что активно обсуждается и идея разъединения сторон путем ввода международного миротворческого контингента, однако в современных условиях острого конфликта России и Запада найти взаимоприемлемый состав такого контингента практически невозможно. Так что сопредседателям МГ ОБСЕ и другим игрокам, как он резюмировал, приходится демонстрировать активность и по мере возможностей использовать разные переговоры и мероприятия, в том числе и для того, чтобы решать собственные проблемы, часто вообще не связанные с карабахским конфликтом.
«Что в данном случае наиболее явно демонстрирует Анкара. Пока остается ждать, когда ситуация изменится и откроет реальные возможности для мирного решения. Либо когда такие изменения сделают неизбежным военный сценарий, и проблема вновь будет решаться на полях сражений», — заключил эксперт.
Подготовила Лия Ходжоян, по материалам: eadaily.com
Азербайджан дипломатия Нагорный Карабах Россия Турция экономика