ЗАХВАТ ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ В ЕРЕВАНЕ: МАСШТАБНАЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ МАЛОВЕРОЯТНА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 18.07.2016 | 00:43
Накануне, 17 июля, стало известно о захвате группой вооружённых лиц в районе Эребуни г. Еревана отделения полиции, в котором находился полк патрульно-сторожевой службы. По словам очевидцев, при помощи грузовика КрАЗ были пробиты ворота части, после чего находившиеся на территории участка полицейские были взяты в заложники (тактика, ранее не применявшаяся в Армении и ассоциирующаяся с другими регионами, и это само по себе внушает серьёзную тревогу).
В качестве своего основного требования нападавшие выдвинули освобождение Жирайра Сефиляна, лидера незарегистрированного движения «Учредительный парламент», а также так называемого Фронта общественного спасения «Новая Армения» и ещё нескольких лиц. Не обошлось и без захвата заложников: это 8 человек, включая переговорщиков, – заместителя начальника полиции Еревана Валерия Осипяна и заместителя начальника полиции Армении генерал-майора Вардана Егиазаряна. Впоследствии двоих из них отпустили, однако, к большому сожалению, не обошлось без жертв: в ходе нападения был убит заместитель начальник полка патрульно-постовой службы Артур Ваноян. Несколько полицейских получили огнестрельные ранения и телесные повреждения.
В официальном заявлении Служба национальной безопасности Армении опровергаетраспространяемую через социальные сети «дезинформацию о начале вооруженного восстания, о захвате зданий и строений». В ведомстве отмечают: «Органы государственной власти функционируют в нормальном режиме, а правоохранительные органы должным образом выполняют предписанные законом функции по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности. С вооруженными лицами в настоящее время ведутся переговоры для организации их мирной сдачи властям Армении».
Судя по распространяемым ими видеороликам, мятежники настроены весьма решительно и собираются держаться до конца, однако адресованные ими жителям Армении призывы оказать поддержку и выйти на улицы, несмотря на объективное недовольство политикой властей, вряд ли будут услышаны.
Почему?
Прежде всего, отметим, что находящийся в настоящее время под стражей Жирайр Сефилян является одним из узнаваемых в республике представителей так называемой непарламентской, уличной оппозиции. Уроженец Ливана, гражданин этой страны, активный участник самообороны армянской общины в ходе гражданской войны в этой ближневосточной стране, в начале 1990-х годов он приехал в Нагорный Карабах, участвовал в Шушинской и ряде других операций, командовал батальоном спецназначения. После демобилизации в звании подполковника он принял активное участие в политической жизни страны, выдвигая радикально-оппозиционные лозунги, цели и средства их достижения. В середине 2000-х годов он был осужден за незаконное хранение оружия и публичные призывы к насильственной смене конституционного порядка; после отбытия срока продолжил оппозиционную деятельность, прославившись рядом скандальных акций.
Поиски поддержки среди зарубежных армянских общин успехом не увенчались, равно как и броские акции наподобие автопробега в Нагорный Карабах или «Столетия без режима». В очередной раз Ж. Сефилян был арестован 20 июня по обвинению в незаконном хранении оружия и подготовке переворота путём захвата ключевых объектов и коммуникаций.
Несмотря на объективное недовольство социально-экономической ситуацией в стране, радикализм Ж. Сефиляна, выступающего за полную смену власти в стране и кардинальную перетряску органов власти, всегда отпугивали не только представителей других «колонн» оппозиции, но и общество в целом. Вооружённые радикалы, которые захватили полицейское здание в Ереване, не могут представлять интересы армянского народа, отметила лидер оппозиционной партии «Процветающая Армения» Наира Зограбян, добавив, что на митингах, которые организуются данной платформой, собираются не более полусотни людей, что говорит о низком показателе поддержки данного течения.
Очевидно, что любые неконституционные, силовые шаги, а особенно направленные на силовой захват власти в условиях неурегулированного нагорно-карабахского конфликта грозят серьёзными проблемами для всей системы управления государством, включая военную организацию.
Однако всё это не означает, что с Сефиляном и его молодыми и по большей части незрелыми соратниками не могли пытаться вести некоторые игры. В том числе с прицелом не только на возможные кадровые изменения, но и на внутриполитическую дестабилизацию в стране. Внутриэлитные разборки, равно как и объективные проблемы страны, такие как коррупция, могут показаться кому-то извне хорошей базой для различных деструктивных действий и манипуляций. Политический обозреватель Арман Абовян указывает на конкретные технологии управления массами, или технологии управления гневом. Они являются одним из элементов так называемой мягкой силы, применяемой для продвижения интересов отдельных элитных групп либо внешних игроков.
В результате «абсолютно размывается грань между террористом и человеком, который хочет что-то изменить. После всех этих событий, любой человек, который будет выступать за смену вектора, автоматически плюсуется к людям, которые убили невинного человека. Люди убили полицейского. Человек был на службе, и к нему врываются люди. Он должен защищать хотя бы оружие, чтобы оно не попало в руки бандитов». Технология «капельного» воздействия на сознание человека приводит к тому, что под воздействием некоторых манипуляционных механизмов человек начинает верить в свою революционную исключительность.
В этой связи (при всём, казалось бы, несходстве аналогий) приходят на ум даже не столько попытка переворота в Турции, сколько недавние события в Казахстане, который, как и Армения, является членом Евразийского экономического союза и страной, откуда всё чаще приходят тревожные сообщения. Напомним, вооружённые экстремисты пытались захватить объекты в приграничном с Россией городе Актобе, а также готовили нападение на российский военный объект на озере Балхаш.
В этой связи небезынтересно, что одним из участников захвата объекта армянской полиции стал Варужан Аветисян, замеченный в кампании протеста против ратификации российско-армянского соглашения о создании объединённой системы ПВО двух стран. Заметим, именно В. Аветисян возвестил в «Фейсбуке» о начале восстания, потребовав отставки президента страны (этого же требуют и другие участники захвата, называя политику властей «белым геноцидом»). А после ареста Ж. Сефиляна этот самопровозглашённый «пресс-секретарь» захватчиков начал выступать, мягко говоря, с безответственными призывами, охотно тиражировавшимися азербайджанскими СМИ. Наконец, нам представляется, что вряд ли лица, пошедшие на захват объекта полиции Армении, решились на этот шаг от отчаяния, связанного с безвыходным материальным положением…
По словам побывавшего внутри захваченного здания депутата армянского парламента Никола Пашиняна, засевшая там группа из 25-26 человек сдаваться не собирается, будучи готовой в случае полицейского штурма ответить соответствующим образом. Днём 17 июля президент Армении обсудил сложившуюся ситуацию с руководителями силовых структур, которые уже начали действовать на упреждение. С активистами «Учредительного парламента» проводятся профилактические беседы, под усиленным контролем находятся традиционные места сбора оппозиции в центре Еревана. Перекрыты дороги к месту происшествия, из окрестных домов эвакуируются люди. С площади Свободы убраны плакаты «Учредительного парламента», содержащие воинственные призывы.
Конечно, у сторонников вооружённых действий, не предъявляющих никакой позитивной программы действий, никаких перспектив нет. Но в целом произошедшее (при том, что острая фаза событий ещё не завершена) – очередной тревожный звоночек для властей Армении, усилия которых по стабилизации социально-экономической ситуации в стране носят явно недостаточный характер. «…Радикализм в нашем обществе очень широко развит – стрелять готовы мало людей, но говорить о том, что надо всех перестрелять – этого довольно много, это «разлито» в обществе, – говорит политолог Александр Искандарян. – А если десятки и сотни тысяч людей говорят, что надо стрелять, то найдутся десятки людей, которые захотят стрелять».
Конечно, увлечение политтехнологиями и реформирование властной системы могут оказать некоторый временный эффект. Однако он не вечен, а отсутствие позитивных изменений, разочарование в институте выборов как таковом могут толкнуть некоторую часть населения к более радикальным формам протеста.
По материалам: Ритм Евразии
Армения безопасность политика и право