ГРУЗИНЫ ВСЕ ЕЩЕ МЕЧТАЮТ О ЕВРОПЕ?
Публикации | Георгий ВЕКУА (Грузия) | 27.06.2016 | 18:05
Бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили опубликовал развёрнутую программную статью – отчёт созданной им в свое время и правящей ныне партии «Грузинская мечта» о четырёхлетнем пребывании у власти.
Вряд ли большинство населения Грузии прочло столь длинное послание неформального руководителя «Грузинской мечты» и, можно сказать, всея Грузии. Вообще Б. Иванишвили любит пространные рассуждения с подробной аргументацией, цифрами и логическими выкладками. Если выделить основные моменты, он делает акценты на следующих достижениях властей Грузии, которые управляют страной после парламентских выборов 2012 г.
1. Слом авторитарного и непредсказуемого режима Михаила Саакашвили, который, по словам Иванишвили, проводил «садистские эксперименты» над грузинским народом. По утверждению бывшего олигарха, в отличие от предыдущего режима, 4-летнее правление «Грузинской мечты» ознаменовалось крупными достижениями в сфере демократии: были проведены президентские выборы в 2013 г., потом выборы местного самоуправления и все это было сделано «в европейских традициях». Кроме того, была прекращена практика политических арестов, отъёма имущества по политическим причинам, расширена свобода средств массовой информации и т.д.
2. По мнению Б. Иванишвили, пришедшего в политику из бизнеса, все вышесказанное позволило обеспечить стабильное экономическое развитие Грузии, так как власти «больше не терроризируют бизнес» и дают ему возможность развиваться. В доказательство данного тезиса он приводит многочисленные цифры и данные, сравнивая их с периодом правления националов.
Реально ли все то, о чем говорится в письме «отца современной грузинской демократии» (а именно так позиционирует себя Иванишвили)? С одной стороны, частично это так. Действительно, в отличие от режима Саакашвили, нынешние власти действуют более тонко и менее топорно. Массовых показательных арестов предпринимателей не наблюдается, как и жестоких разгонов митингов и арестов неугодных политических активистов. Правда, в отношении верхушки националов (3-4 человека, включая самого Саакашвили) открыты уголовные дела и три бывших высокопоставленных чиновников арестованы и отбывают тюремные сроки.
На первый взгляд, бизнес свободен от политического давления и монополизации. Однако на деле большинство тендеров, как на уровне правительства, так и особенно на уровне местной власти, выигрывается компаниями, которые близки к власти, и здесь явно процветает коррупция. В первое время после смены власти в 2012 г. СМИ на самом деле получили определённую свободу по сравнению с предыдущими годами, но сейчас и в этой сфере возвращаются старые традиции. Предпринята атака против основного оппозиционного канала – телекомпании «Рустави 2», который был отобран судом у владельцев, близких к националам, и передан одному бизнесмену, явно выполняющему политический заказ нынешних властей. Также сменили владельцев нескольких каналов, и во всех случаях новые владельцы проводят более лояльную политику по отношению к «Грузинской мечте».
Применение административного ресурса во время выборов вновь продолжается. Более того, недавний инцидент в Зугдидском районе, когда приехавшие из Тбилиси группы физически подготовленных молодчиков (в основном бывшие и действующие спортсмены) совершили нападение на сторонников националов во время сельских выборов, очень сильно напомнил действия т.н. зондер-команд бывшей власти, также состоявших из спортсменов.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что смена власти в Грузии резко увеличила шансы на т.н. европейскую перспективу Грузии, так как без выполнения условий, поставленных перед Грузией Европейским союзом и НАТО, сближение с этими организациями будет невозможно, а эти условия касаются в том числе и соблюдения процедур европейской демократии. Официально нынешняя правящая партия говорит о незыблемости «европейского вектора». Все партийные документы и программы заполнены лозунгами в этом духе.
Правда, недавно в «Грузинской мечте» обозначилась группа депутатов, которые подвергли сомнению «святая святых» грузинской политики последних 20 лет – евроатлантический выбор страны – и заговорили о необходимости искать новые пути. Однако руководство партии и страны отмежевалось от них и в итоге лидеру этой группы, председателю одного из парламентских комитетов, пришлось покинуть ряды «Грузинской мечты» и основать собственное политическое движение.
Эти расколы являются свидетельством растущей тенденции в Грузии – все более критического отношения к идее евроатлантической ориентации страны. Если 5-10 лет назад «европейские ценности» ассоциировались здесь почти исключительно с демократией, правами человека, соблюдением законов и экономическим процветанием, сейчас значительная часть населения видит в них разрушение традиционных ценностей, насаждение «содомии» (гомосексуализма), уничтожение православной веры и т.д. Сторонники европейского выбора говорят о том, что это происходит из-за усиливающейся пропаганды России в Грузии. На самом деле вряд ли одна лишь пропаганда могла бы значительно изменить общественные настроения в стране, если для этого нет глубинных причин. Как бы грузинские либералы ни отрицали то, что вступление или сближение Грузии с ЕС постепенно приведёт к упадку влияния Грузинской православной церкви, к узакониванию однополых отношений и другим подобным явлениям, реалии современной Европы говорят об обратном.
Конкретно речь идёт о том, что во многих странах Европы нарастает поляризация различных слоев населения – либерально настроенных и более консервативных групп, которые взывают к «христианским ценностям» и традиционализму, выступают против усиления иммиграции в страны Европы, что, по их мнению, изменяет существующий веками культурный код континента. Последние события являются ярким свидетельством данных процессов. Победа сторонников выхода Великобритании из ЕС была, по мнению многих аналитиков, не столько результатом экономических споров между Лондоном и Брюсселем, сколько выражением культурно-ментальных противоречий. Не случайно жители крупных городов, где утвердился т.н. мультикультурализм и космополитические ценности, в основном проголосовали за нахождение Великобритании в ЕС, как и молодёжь, в то время как представители старшего поколения и жители сельских районов и провинциальных городов выступили за выход страны из ЕС.
В Грузии космополитическая культура находится в зачаточном положении и охватывает лишь узкий слой молодёжи и средней возрастной группы в городах, главным образом в Тбилиси. Приверженцы традиционных ценностей в целом преобладают в обществе. Также сильно влияние ГПЦ (православной церкви). Все это на самом деле создает значительные противоречия в деле продвижения Грузии к «стандартам ЕС» (и даже НАТО). Не случайно интеграционный процесс в последние годы в значительной степени замедлился. Хотя он продолжается, свидетельством чего является ожидающаяся либерализация (отмена) виз для граждан Грузии для поездок в страны Шенгенской зоны, этот процесс растянулся и окончательный результат все еще не ясен, несмотря на заверения еврочиновников, что Грузия выполнила все необходимые условия для получения визовой либерализации.
В грузинском обществе остаётся явно меньше консенсуса и вообще понимания, куда идёт страна и каковы будут окончательные итоги интеграции Грузии в ЕС и НАТО, если таковая произойдёт. Более того, в самом Евросоюзе за последние годы возросла неопределённость по многим стратегическим вопросам, что признается западными СМИ и политическими экспертами. В этих условиях власти Грузии избрали осторожную политику, официально не отказываясь от намеченного пути в Европу, но на самом деле присматриваясь к развивающимся процессам и проводя политику маневрирования. Подобная политика ставит европейских чиновников и тех, кто принимает решения, перед дилеммой: что делать с Грузией, в которой общественные настроения явно не «созрели» для принятия сегодняшних европейских ценностей.
Ясно, что о форсировании процесса интеграции речь уже не идёт, так как мало кому в Европе нужна еще одна «проблемная страна», в которой большинство общества не понимает и не принимает те ценности, на которых построен современный Евросоюз. С другой стороны, совсем закрывать дверь перед Грузией в Брюсселе тоже не хотят, что порождает нынешний противоречивый и мучительный процесс сближения страны с ЕС и другими западными объединениями.
Ясно то, что, если процесс распада Евросоюза не остановится и поляризация между либерально настроенными космополитическими группами общества и консервативной, часто националистически ориентированной частью и дальше будет нарастать, это окажет дальнейшее влияние на общественные настроения в Грузии. А также еще больше усилит антиевропейские и антилиберальные тренды, которые заметно активизировались в последние годы. А это, в свою очередь, может найти отражение уже в реальных политических процессах, официальных решениях и документах, которые будут явно не совпадать с «мечтой» Иванишвили.
По материалам: Ритм Евразии
выбор Кавказа Грузия Евросоюз политика и право пропаганда