АРМЕНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ОТКЛАДЫВАЮТСЯ ДЛЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 10.06.2016 | 11:30
Пенсионное законодательство в Армении, как и в других постсоветских странах, находится в состоянии перманентного реформирования, что является одним из характерных признаков социально-экономического неблагополучия. 11 мая Национальное Собрание (НС) Армении 104 голосами «за» при 4 воздержавшихся приняло в первом чтении поправки в закон «О накопительных пенсиях». Поправки предполагают отсрочку вступления в силу обязательного компонента накопительных пенсий для сотрудников частного сектора на один год – до 1 июля 2018 года. Ранее планировалось, что обязательный компонент для работающих в частном секторе вступит в силу годом раньше – с 1 июля 2017 года. Отметим, что в государственном секторе социальные отчисления в 5% от зарплаты осуществляются с 1 июля 2014 года.
Необходимость данных изменений правительство объясняет принятием нового Налогового кодекса. Премьер-министр Овик Абрамян сообщил, что полноценное вступление в силу нового Налогового кодекса планируется на 2018 год: «Придавая важность плавному и бесперебойному внедрению пенсионных реформ, предлагаем отложить внедрение обязательного требования к реализации социальных выплат на год – до 1 июля 2018 года». По словам заместителя председателя Комитета по государственным доходам Вахтанга Мирумяна, отсрочка обусловлена внедрением некоторых механизмов, предусмотренных в новом Налоговом кодексе.
Напомним, согласно закону, принятому в 2013 году, действие обязательной накопительной пенсионной системы (ОНПС) должно было вступить в силу с 1 января 2014 года для всех граждан, родившихся после 1 января 1974 года.
Механизмы, предусмотренные в законе «О накопительных пенсиях», согласно которым граждане должны перечислять в специальные накопительные пенсионные фонды 5 % от заработной платы, вызвали в обществе немалую волну протестов. Вокруг требования об отмене накопительных пенсий сосредоточили свои усилия коллективы ЗАО «Наирит», Армянской АЭС, Ереванского метрополитена и иных организаций и предприятий. Одним из наиболее ярких моментов протестного движения стала акция протеста артистов Национального академического театра оперы и балета, из-за чего 10 февраля 2014 года было сорвано представление оперы «Ануш». Протестное движение также отличала его широкая география, выходящая далеко за рамки столицы. Наибольшую активность проявила гражданская инициатива «Я – против». Совместные протестные действия этой инициативы и четырех парламентских, тогда ещё внекоалиционных партий («Процветающая Армения», АРФ-Дашнакцутюн, «Армянский национальный конгресс» и «Наследие») ознаменовались многотысячными митингами. Протестная волна нашла свое непосредственное отражение во внутриполитических процессах.
Так, 2 апреля 2014 года Конституционный суд вынес вердикт о признании не соответствующими Конституции и недействительными ряда положений закона «О накопительных пенсиях». Данное решение дало старт таким важным политическим изменениям, как отставка 3 апреля премьер-министра Тиграна Саркисяна, что для Армении последних 15-18 лет является беспрецедентным событием. По мнению многих оппозиционных политиков и экспертов, решающую роль в решении КС и в отставке Тиграна Саркисяна сыграло заявление оппозиции о намерении организовать круглосуточные митинги на площади Свободы в Ереване с требованием отменить решение о введении ОНПС.
Несмотря на многочисленные протесты, власти не отказались от идеи о накопительных пенсиях. Вначале, в мае 2014 года, правительство, скорее всего, во избежание дальнейшей конфронтации с обществом, предложило поправки в закон, временно освобождающие граждан и работодателей от штрафов за неуплату взносов в пенсионные фонды.
Уже через месяц на внеочередной сессии Национального Собрания был наспех рассмотрен и одобрен парламентским большинством большой пакет законопроектов, включая переработанный вариант закона о накопительных пенсиях. Согласно его новой редакции, обязательный накопительный компонент был заменен на целевые социальные выплаты в размере 5 % от зарплаты. Социальные выплаты, в отличие от взносов в пенсионные накопительные фонды, должны были поступать вначале в бюджет и уже только потом в накопительные фонды. Фактическая трансформация накопительных пенсий в обязательные социальные выплаты, которая ввела в общую цепочку, государственный бюджет, позволила формально соблюсти требование Конституционного суда.
Дело в том, что решение Конституционного суда от 2 апреля было основано на правовой норме, которая исключает какое-либо ограничение прав граждан на собственность, в том числе и выплаты помимо воли граждан. Между тем, этот запрет не распространяется на отчисления в бюджет (налоги и социальные выплаты).
Таким образом, правительство, благодаря умелому преобразованию пенсионных отчислений в социальные выплаты, реализовало свою изначальную идею о введении ещё одного дополнительного налога. Подобную последовательность правительства в проталкивании инициативы, крайне непопулярной у подавляющего большинства населения, можно объяснить рядом серьезных проблем.
По мнению некоторых экспертов, эта мера явилась своеобразным ответом на демографические проблемы страны. Согласно официальным данным, за последние 20 лет рождаемость в Армении сократилась более чем в два раза. Нынешнее поколение воспроизводит себя в лучшем случае на 70 %. Сегодня число пенсионеров неуклонно растет, в то время как люди трудоспособного возраста, ввиду сложной социальной ситуации, нередко вынуждены уезжать из Армении в поисках лучшей жизни. Второй причиной принудительного внедрения накопительных пенсий уже в виде обязательных социальных выплат явились обязательства Армении по погашению внешнего долга, который в 2014 году превысил 4 млрд долларов США. Сегодня этот долг составляет уже 5 млрд 122 млн долларов. Страна вынуждена выполнять свои долговые обязательства на фоне резкого сокращения инвестиций, отсутствия внешних кредитов и демографических проблем. Вместе с тем, необходимо решать также вопросы, как выплаты пенсий, зарплат и иные меры, призванные хотя бы частично засасить растущее социальное недовольство.
Таким образом, в основе реализации закона «О накопительных пенсиях» лежат серьезные социально-экономические проблемы. Вся история внедрения новых социальных выплат характеризуется крайней неуступчивостью властей. В таком случае, чем вызвано стремление смягчить столь твердую позицию и сделать определенные послабления для граждан? И стоит ли доверять туманным объяснениям правительства относительно причин отсрочки на год обязательных социальных выплат для представителей сферы малого бизнеса?
Маловероятно, чтобы столь изобретательное правительство, которое сумело трансформировать накопительные пенсии в обязательные социальные выплаты, обойдя, тем самым, возможные противоречия с решением Конституционного суда, вдруг, из-за какой-то дисгармонии с новым Налоговым кодексом, решило пролонгировать действие закона «О накопительных пенсиях» в отношении частного сектора. Такую мотивацию вряд ли можно считать серьезно обоснованной.
Более того, правительство не сделало никакой попытки доказать целесообразность функционирования накопительных пенсионных фондов. Ничего не было сказано и об успешных примерах работы таких фондов за рубежом. Правительство просто предоставило информацию о существовании двух таких фондов – французского и совместного австро-германского, в ведении которых в общей сложности находится 36 млрд драмов (при курсе 490 драм за 1 доллар). Однако ни депутаты, ни общество так и не получили более подробных сведений об этих двух фондах. Скорее всего, решение об отсрочке под видом приведения в соответствие друг с другом этих двух законов, является прикрытием для более серьезных причин.
«Как может новый Налоговый кодекс быть связан с пенсионной системой? Если они действительно связаны друг с другом, то как могли в срочном порядке внедрить накопительную систему раньше, без учета этих нюансов?», – спрашивает внефракционный депутат Эдмон Марукян. По его мнению, существует дискриминация, так как социальные выплаты отчисляются только только с работников государственного сектора. Депутат также считает, что «беспокойство правительства, скорее связано с предстоящими в 2017 году парламентскими выборами, нежели с внедрением нового Налогового кодекса».
Руководитель (воздержавшейся при голосовании 11 мая) фракции «Армянский национальный конгресс» (АНК) Левон Зурабян заявил, что проект об изменениях в закон «О накопительных пенсиях» показывает, что власти сами не знают по какой стратегии они желают двигаться в вопросе реформы. Следовательно, «АНК» не будет нести ответственность за необоснованные действия властей, которые, по сути, запутались.
По словам Зурабяна, фракция «АНК» была всегда против накопительной пенсионной системы и казалось бы должна приветствовать эту инициативу властей, однако в условиях господства монополий и наличия преступных оффшорных схем, в которых задействованы некоторые представители власти, будет невозможно обеспечить прозрачную и эффективную деятельность накопительных пенсионных фондов. Все это приведет к компрометации этих фондов, что может крайне негативно отразиться на перспективе их использования в будущем, но уже в ином формате, основанном на интересах граждан.
«В действительности все в том числе и власти понимают нереальность работы подобных накопительных схем в Армении, где социальное положенние очень тяжелое. Власти также понимают то, какую волну протеста поднимет данная пенсионная реформа. Было бы куда более честно, вместо смешных объяснений, прямо сказать народу о необходимости оттянуть реформу, исходя из условий социального недовольства», – заявил Зурабян.
Скорее всего, за решением правительства об отсрочке социальных выплат для работников частного сектора стоит обеспокоенность властей вызвать народное недовольство. Градус общественного напряжения значительно повысился после апрельской войны вокруг Нагорного Карабаха, высветилвшей многочисленные проблемы, находившееся до этого вне орбиты внимания общества. Общее социальное недовольство, на которое наложилась ещё и огромная эмоциональная волна, вызванная апрельской войной, ставят власти Армении в довольно сложное положение, при котором один неосторожный шаг может привести к взрыву в обществе. Подобную осмотрительность и осторожность власти Армении проявляют не в первый раз. В преддверии выборов неоднократно были «заморожены» планируемые повышения цен на энергоносители. Вот и сейчас власти боятся, что частный сектор может своими многотысячными протестами помешать избирательному процессу.
Возможно, что нынешний шаг и принесет желанную паузу, но для лечения столь затяжной и глубокой болезни, как социально-экономический кризис, необходимо применять не симптоматическое, а комплексное лечение.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
Армения грант-2016 социальная сфера экономика