АРМЕНИЯ: ОБЩЕСТВО - ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСНОВНОЙ ОППОНЕНТ ВЛАСТИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 07.05.2016 | 11:28
Несмотря на всю сложность нынешней ситуации, которая, казалось бы, требует консолидации всех сил общества и оптимального подхода к решению многих проблем, власти Армении, как это ни парадоксально, активно занимаются протаскиванием проекта нового Избирательного кодекса (ИК). По некоторым данным, данный проект будут пытаться протолкнуть через Национальное Собрание в кратчайшие сроки. Окончательное принятие документа запланировано на следующей четырехдневке – 16-19 мая.
28 апреля НС Армении приняло проект нового ИК в первом чтении. Его одобрили 98 голосами при 9 «против» и 5 воздержавшихся. «За» проголосовали парламентарии от правящей Республиканской партии Армении (РПА), коалиционной АРФ «Дашнакцутюн», часть депутатов от фракции «Процветающая Армения». Фракция «Оринац еркир» («Страна законности») в голосовании не участвовала. «Против» проголосовал внефракционный депутат Эдмон Марукян, от фракции «Наследие» Заруи Постнаджян, двое депутатов от «Процветающей Армении», а также вся фракция «Армянский национальный конгресс» («АНК»), кроме Людмилы Саркисян.
По словам депутата-республиканца, председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованнеса Саакяна, результаты голосования свидетельствуют о наличии консенсуса среди политических сил: «Принятие Избирательного кдекса с таким количеством голосов является довольно многообещающим и обязывающим явлением».
Между тем, всего за несколько дней до голосования по проекту нового ИК оппозиционная партия «АНК» приняла решение приостановить свое участие в обсуждении документа в рамках формата «4+4+4» до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Ещё раньше представители «АНК» и ряда НПО, которые принимают участие в обсуждении документа, заявили о том, что переговоры вокруг проекта считают неудавшимися. По утверждению представителей «АНК» и НПО, власти не идут ни на какие уступки и всячески препятствуют осуществлению условий оппозиции. Напомним, что в переговорах в формате «4+4+4» принимали участие по четыре представителя от парламентской оппозиции, от НПО и от власти.
Оппозиция заранее выдвинула требования из 5 пунктов. Речь идет о борьбе с повторным голосованием посредством видеосъемок и замазывания пальцев чернилами, об особых отметках перед именами отсутствующих в Армении граждан в избирательных списках. Также оппозиция предлагала обсудить вопрос о публикации списков участников выборов и отказа от рейтингового голосования.
Расклад политических сил при голосовании, также как и сам процесс принятия документа в первом чтении, включая отказ спикера парламента Галуста Саакяна дать слово перед голосованием депутатам от оппозиции, лишний раз продемонстрировал «незыблемость» правящего режима в его стремлении продолжить курс, взятый на воспроизводство власти.
С одной стороны, поспешность властей в вопросе принятия нового ИК объяснима, ибо вполне логично иметь новый избирательный закон за 9-10 месяцев до парламентских выборов. Напомним, что после референдума 6 декабря 2015 года по конституционным изменениям президент Серж Саргсян издал указ, согласно которому необходимо привести в соответствие с новой Конституций ряд законов, в том числе и Избирательный кодекс. В указе отмечается, что новый ИК должен быть принят до 1 июня текущего года.
С другой стороны, имеется одно важное обстоятельство. Международные организации, в частности Совет Европы в лице Венецианской комиссии и БДИПЧ / ОБСЕ, требуют принятия нового ИК на основе консенсуса. Несмотря на заверения властей, консенсус с политическими силами, в частности партиями «АНК» и «Страна законности», а также с гражданским обществом, так и не достигнут. Это обстоятельство, конечно, при определенной последовательности международных институтов, может стать серьезным препятствием для реализации планов власти. Ведь важно не только выполнение указа президента, но и выполнение своих международных обязательств. В этом плане, не надо исключать того, что проект ИК может быть отправлен на доработку в правительство.
Сегодня на фоне возросшей опасности возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта некоторые эксперты задаются вопросом о том, насколько было целесообразно Армении, находящейся в состоянии войны с Азербайджаном, принимать конституционные изменения, направленные на смену формы государственного правления с президентской на парламентскую республику.
Апрельская война продемонстрировала всю рискованность этих изменений. В частности, речь идет о ряде весьма скользких и малопредсказуемых пунктов – таких, как возможное проведение второго тура голосования на парламентских выборах, что может привести к искусственному формированию парламенсткого большинства, а значит и к перекройке внутриполитического поля. Кроме того, в центре внимания находится и круг вопросов, относящихся к нечёткой системе управления Вооруженными силами. В частности, по новой Конституции в невоенное время должность Верховного главнокомандующего не предусмотрена. В случае войны или военного положения, правительство возлагает обязанности Верховного главнокомандующего на премьер-министра, который назначает руководить военными действиями профессионального военнослужащего.
Отметим, что термин «Верховный главнокомандующий» предполагает, что ему подчиняются, помимо армии, также внутрение войска, полиция, погранвойска, различные специальные подразделения. Во-вторых, при наличии нагорно-карабахского конфликта, в ситуации, когда противник перманентно нарушает режим прекращения огня, что означает «мирные» и «военные» условия? И, наконец, в-третьх, насколько целесообразно в этих условиях Нагорно-Карабахской Республике следовать примеру Армении и переходить на парламентскую форму правления?
Важно и то удастся ли правящему режиму на фоне обострения в регионе карабахского конфликта и соответственно, на фоне резкого изменения настроений в обществе, претворить в жизнь свой ключевой проект по воспроизводству власти. Президент все еще обладает достаточно большим влиянием на пирамиду власти и в целом контролирует свою команду. Однако объективные обстоятельства, сформировавшиеся после апрельской войны, складываются далеко не в пользу правящей элиты. Перед властями стоит задача провести проект нового ИК, привести в соответствие с конституционными изменениями также ряд других законов, и самое главное – позаботиться о формировании нужного парламентского большинства. Хватит ли у власти ресурсов для этого?
После апрельской войны и на фоне продолжающегося обострения ситуации на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе для общества стала очевидной слабость власти не только в вопросах экономического управления, внешней политики, но главное – в вопросах обеспечения безопасности Армении и Арцаха.
Для того, чтобы ответить на вопрос о возможностях власти реализовать свои планы, необходимо понять, насколько соотносятся задачи властей с сегодняшними настроениями населения. Ведь главная задача режима состоит в удержании власти с целью дальнейшего обогащения за счет страны и граждан. Проблемы страны интересуют правящую элиту лишь настолько, насколько они пересекаются с ее интересами. Для граждан же, как было уже сказано, в полной мере актуализировались задачи обеспечения безопасности.
Депрессивная атмосфера в обществе, при которой обычно и совершались фальсификации на выборах, сегодня, в связи неспокойной обстановкой в зоне конфликта, уступает место активной гражданской позиции. Ранее, при относительно спокойной военной обстановке, власти полностью игнорировали реакцию общества на творимый ими беспредел и беззакония, включая фальсификации итогов выборов. Сейчас же, когда ситуация столь резко изменилась, игнорировать настроениями граждан стало значительно труднее. Интересы властей вошли в фазу резкого противоречия с интересами и задачами общества. Таким образом, с одной стороны, власти, по-прежнему стремятся реализовать свои проекты, но, с другой – они опасаются общества.
Безусловно, президенту и его команде, благодаря определенной гибкости, умелому использованию противоречий внутри оппозиции, задействованию административных рычагов давления, а то и просто подкупу, удалось отколоть от лагеря оппозиции некоторых политических деятелей, которые 1 марта 2008 года находись на другой стороне баррикад. Кроме того, правящему режиму удалось размыть оппозиционное поле, практически уничтожить оппозицию: ныне на этом поле последовательно играет, похоже, лишь партия «Армянский национальный конгресс». Все эти годы, власть в целях формирования нужного ей общественного мнения, использовала и продолжает активно использовать СМИ, подавляющее большинство из которых контролируется из президентского дворца. Однако, несмотря на столь большую работу, сегодня руководство Армении и обслуживающие его политтехнологи столкнулись с возросшим уровнем сопротивлением общества.
Всё это началось с референдума по конституционным изменениям, когда власти не смогли противостоять негативным настроениям общества, которое сказало «нет» не только референдуму, а в первую очередь нацелившейся на свое воспроизводство правящей элите, во главе с президентом Сержем Саргсяном. Апрельская война только еще больше укрепила и углубила негативные настроения в обществе, которые не появляются открыто исключительно вследствие нынешней крайне сложной внешнеполитической ситуации. И это внушает крайнюю обеспокоенность.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право