СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ СЕВЕР ТРЕБУЕТ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей БАЛИЕВ | 28.04.2016 | 13:46
Колоссальным по занимаемой площади шести юго-восточным районам Ростовской области (1) и соседним четырём на западе сопредельной Республики Калмыкия (2) (общая территория этих районов свыше 32 тысяч кв. км) реального угрожают полное опустынивание, как следствие – и «обзелюдивание». Кроме того, продолжается наступление пустынных и других эродированных земель на основные зерновые районы и соседнего северного Ставрополья – с теми же предстоящими социальными последствиями, если все указанные тенденции вовремя не предотвратить.
Ещё в сентябре 2010 г. заслуженный метеоролог России Наталья Самолётова заявила, что «в Ростовской области площадь, охваченная опустыниванием, превышает 4,5 млн. га, что составляет добрую половину сельскохозяйственных угодий. В средней и сильной степени подвержены опустыниванию более 1 млн. га, преимущественно в восточной части области. Скорость надвигающегося опустынивания очень высока: так в Ремонтненском районе со стороны района Яшкуль республики Калмыкия песок ежегодно продвигается на 10 км».
Государственное финансирование соответствующих работ постоянно сокращается; современной отечественной техники для их проведения почти нет: с середины 1980-х до 90 % её закупалось в дальнем зарубежье. Теперь, в связи с известным валютным курсом и введёнными против России незаконными западными санкциями, эти закупки невозможны. Между тем, доля этих районов в территории Ростовской области – не меньше 30 %, в Калмыкии – около 25 %.
Отток трудоспособного населения из этого «межрайонного» региона по своим темпам – один из максимальных в Южном Федеральном округе. К настоящему временим здесь до 80 % населения составляют граждане старше 50 лет (против 40 % в 1984 году). Многие из них работали (частично – и в постпенсионном возрасте) в земледелии и животноводстве тех же районов, когда тому способствовали местные природные, технологические и социальные условия...
В этих районах уже в 2011 году доля лиц в возрасте 25-40 лет общей численности населения была меньше 20%. Потому что основное занятие местного населения – животноводство и земледелие – стали невозможны. Ещё в первой половине 1960-х годов районы стали лишаться вследствие миграционных процессов, жителей основного трудоспособного возраста Причиной наступления опустынивания и суховеев, с «целинного» Западного Казахстана стало почти полное прекращение в 1970-х годах финансирования работ по благоустройству почв и восстановлению лесопосадок. Так, в создании почвозащитных лесополос в тех же районах в 1949-1957 гг. участвовали лица практически всех «традиционных» возрастов – от 20 до 70 лет. Впоследствии регулярное создание этих полос прекратилось, а в 1960-1965 гг. их вообще не осуществлялось. Понятно, что такая ситуация, в сочетании с всё более активным опустыниванием, лишь ухудшала социально-экономическую обстановку, в частности, в Ремонтненском (Ростовская область) и Яшкульском (Калмыкия) районах.
В советский период – до середины 1980-х годов – на рассматриваемой территории производилось около 10% пшеницы и почти 8 % животноводческого сырья в СССР. Но уже в середине 1980-х годов – как следствие природоущербных методов освоения Целины и массовой вырубки нижневолжских лесоугодий – на этот район стали активно наступать с соседних целинных районов западного и северо-западного Казахстана пыльные бури, всевозможные виды эрозии почв; пришли в негодность созданные там в 1950-х – начале 1970-х почвозащитные лесополосы и мелиоративные сети. Добавим к этому и недопустимые экстенсивное животноводство, севы зерна по зерну, что недопустимо в плане сохранения качественного плодородия земель, и т.п. Должных предотвращающих мер не принималось, что и привело к нынешнему результату...
Эти и смежные оценки звучали в кулуарах состоявшегося 31 марта 2016 года инвестиционного форума Ростовской области. Подчеркнём, именно в кулуарах, неофициально – потому как на самом форуме рапортовалось сугубо о беспрецедентных социально-экономических успехах региона.
Районы Ростовской области и Калмыкии, о которых идёт речь в настоящей статье, усугубляют свою дотационность, а средний возраст местного населения (в целом – свыше 100 тыс. чел.), естественно, повышается. Местные власти не единожды ставили соответствующие вопросы перед вышестоящими инстанциями. Однако кроме обещаний и значительно меньших, в сравнении с обещанными, объемов выделяемых «сверху» средств – по сути, ничего не меняется...
В своё время, в 1950-х – начале 1960-х годов, существовал проект устойчивого водоснабжения этих районов посредством объединения мелиоративных систем с Нижнего Дона, Средней Кубани и / или с Нижней Волги в сочетании с расширением местных почвозащитных лесополос. Планировалось даже «впустить» туда же обессоленную черноморскую воду (через города Славянск-на-Кубани – Тихорецк). Но освоение целины, в «сопровождении» повсеместной ликвидации, по указанию Хрущева, чистых паров, травопольных севооборотов и повсеместными насаждениями кукурузы, вконец истощили почвенные возможности столь обширного региона. Как было отмечено выше, опустынивание и засоление почв стало наступать и в сопредельное северное Ставрополье.
В результате, постоянной работы в том же регионе (6 районов Ростовской области и сопредельных 4 в Калмыкии) лишилось до 40 % местного населения, особенно трудоспособного возраста. Соответственно, возросла заболеваемость местного населения всех возрастов и особенно представителей среднего и пожилого поколения от 40 до 70 лет. Уровень смертности здесь же с середины 1980-х – реже на уровне рождаемости: второй зачастую меньше первого. Понижается и уровень медицинского обслуживания населения.
Люди любых возрастов вынуждены чуть ли не массово уезжать в другие районные центры, как и в Ростов-на-Дону, Элисту. Социально-экономическая ситуация здесь усложняется «рекордным» дефицитом кадров, особенно среднего трудоспособного возраста. По сути, речь вполне может идти об усилении экономической, да и социальной деградации большинства соседних районов Ростовской области и Калмыкии.
Согласно имеющимся экспертным проработкам (2015-2016 гг.), комплексная реабилитация этих районов потребует свыше 1,2 млрд. руб. (в ценах февраля 2016 г.), в том числе на задействование имеющихся кадров (от 50 до 65 лет) и на обеспечение новыми кадрами основного трудоспособного возраста – не меньше 350 млн. руб. И если соответствующие меры не будут приняты, все эти районы почти полностью лишатся населения (наподобие узбекистанского Приаралья), а соответственно – и экономики, не говоря уже о социальной сфере.
Заметим, этот жёстко негативный «сценарий» негативно скажется и на импортозамещении продовольствия в стране, ибо тот же регион многие десятилетия был одним из основных производиетелей сельскохозяйственной продукции в РСФСР – особенно по пшенице, кормовым травам и животноводству мясного направления (остающегося дефицитным в РФ). А возможности для восстановления этого «статуса» у данного региона имеются.
Примечания
(1) Ремонтненский, Заветинский, Дубовский, Цимлянский, Песчанокопский, Орловский.
(2) Яшкульский, Приютненский, Целинный, Ики-Бурульский.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 Кавказ экология экономика