ОБ АВИАЦИОННОЙ КОМПОНЕНТЕ 102-Й РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ БАЗЫ В АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Давид ПЕТРОСЯН (Армения) | 21.03.2016 | 11:08
Авиационная составляющая (компонента) 102-й российской военной базы в Армении впервые была создана в 1994 году, когда возникла необходимость обеспечения противовоздушной обороны (ПВО) и поддержки дислоцированных в Армении российских войск.
Данное решение по времени было принято после того, когда Турция, в период острой фазы нагорно-карабахского карабахского конфликта, в 1992 а затем и 1993 году обозначила свое намерение вторгнуться на территорию Армении, однако была остановлена соответствующими предупреждениями не только из Москвы, но и из Вашингтона. В частности, речь идёт о сделанном 20 мая 1992 года заявлении тогдашнего командующего ОВС СНГ маршала авиации Евгения Шапошникова, согласно которому: «…если туда добавится еще одна сторона, то мы можем оказаться на грани третьей мировой войны» (см.: «Красная звезда» от 27 мая 1992 года).
12 июля 1995 года, согласно решению принятому годом ранее, из России в Армению были передислоцированы 6 истребителей МиГ-23.
Следует отметить, что на момент распада СССР, в отличие от Азербайджана и Грузии, в Армении не было военного аэродрома. Что касается авиационной компоненты, то на тот момент она была представлена лишь вертолетной эскадрильей (полк дислоцировался в Цхинвали) в составе 7-й гвардейской армии.
Известно также, что в 1960-е годы на территории Армянской ССР дислоцировалась истребители, но впоследствии они были передислоцированы на территорию соседней Грузии в Марнеули.
Для приема 6 истребителей МиГ-23 в ереванском аэропорту гражданской авиации «Эребуни», были проведены соответствующие работы по подготовке приема авиационной компоненты будущей российской военной базы в Армении.
Напомним, что 102-я российская база находится в Армении на основании двух правовых документов: на первом этапе это был Договор о правовом статусе Вооруженных сил Российской Федерации в Армении (от 21 августа 1992 года), а затем – Договор о российской военной базе на территории Армении от 16 марта 1995 года.
Впоследствии Армения вошла в Объединенную систему ПВО СНГ и подписала ряд двусторонних армяно-российских соглашений. В результате, на базе командного пункта ПВО Армении был создан объединенный командный пункт ПВО (1998 г.). Тогда же возникла необходимость замены МиГ-23 на более современные самолеты и в целом усиления этой авиационной компоненты. Целью усиления ставилось полное обеспечение прикрытия авиацией как границ Армении, так и 102-й российской военной базы. Тогда же, в 1998 году, на аэродром «Эребуни», который стал к тому времени полностью военным, были передислоцированы 18 истребителей МиГ-29.
Сам аэродром «Эребуни» тогда же был переоборудован в авиационную базу, способную принять самолеты и вертолеты других типов авиации Южного военного округа ВС РФ, в том числе в угрожаемый период. В частности, была увеличена взлетно-посадочная полоса, проведены некоторые другие работы.
Тогда же, с ноября 1998 г., к авиагруппе (в июле 2001 года она была переформирована в 3624-ю авиабазу) добавилась часть боевого обеспечения – 520-я авиационная комендатура.
После поступления на вооружение 102-й российской военной базы ЗРК С-300 (1998 г.) была создана Объединенная система ПВО. В ее состав вошли: объединенный командный пункт, авиационная компонента, все силы и средства ПВО Армении и все силы и средства ПВО РФ, находящиеся в стране. Тогда же на российской военной базе было организовано несение боевого дежурства как ЗРК С-300, так и истребителями МиГ-29 (в рамках Объединенной системы ПВО СНГ – с февраля 1999 года). Вся Объединенная система ПВО использовалась в рамках совместного армяно-российского «Плана применения вооруженных сил».
В 2015 году было принято решение об усилении авиационной компоненты 102-й российской военной базы в Армении, в связи с тем, что возникает необходимость обеспечения более высокого уровня мобильности объединения (соединения) вооруженных сил, для переброски войск, в том числе с целью проведения специальных операций, а также непосредственной поддержки войск с воздуха.
В частности, в Армению были передислоцированы ударные вертолеты Ми-24 и Ми-8. Всего на базе 16 вертолетов (по 8 различной модификации Ми-24 и Ми-8). Численность истребителей МиГ-29 не изменилась, но они поэтапно заменяются на модернизированные версии. В феврале 2016 года на аэродром «Эребуни» прибыли четыре модернизированных истребителя МиГ-29С. Данное усиление было запланировано еще в 2015 году и было ускоренно реализовано на фоне обострения российско-турецких отношений с конца ноября, когда турецким истребителем в небе Сирии был сбит российский фронтовой бомбардировщик Су-24.
Наиболее известным эпизодом, связанным с работой Объединенной системы ПВО и ее авиационной компоненты, стал инцидент с незаконным пересечением воздушной границы Армении со стороны турецких военно-транспортных вертолетов (в ряде источников они были обозначены как военно-пассажирские) 6 и 7 октября 2015 года, имевший место в Армавирском марзе (области) Армении.
Напомним, турецкие вертолеты совершавшие полёт по маршруту Игдир – Карс, по сообщению армянских СМИ, нарушили воздушное пространство Армении, при этом не углубляясь на её территорию, достаточно быстро вернулись в Турцию. Турецкий диспетчер в Анкаре, в ответ на запрос армянской стороны, который был осуществлен согласно специальному регламенту, сообщил что подобный маршрут был выбран исходя из погодных условий и, якобы, таким образом вертолеты попытались «обойти неблагоприятный погодный фронт».
По словам бывшего министра обороны Армении (1999-2000 гг.) генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна, для нейтрализации этой потенциальной опасности на Объединенном командном пункте ПВО были предприняты следующие действия:
— средства раннего обнаружения засекли турецкие вертолеты еще над территорией сопредельной страны, т.к. РЛС, действующие на территории Армении, просматривают и часть турецкой сопредельной территории,
— на основании степени реальной угрозы было принято решение. Обычно в таких случаях цель либо уничтожается, либо принуждается к посадке. Гражданские самолеты и вертолеты обычно принуждают к посадке. Если самолет либо вертолет военный, то учитывается ряд факторов, среди которых: двусторонние отношения, нахождение целей в соответствующем районе (секторе). В конкретном вышеупомянутом случае было определено, что это низкоскоростные цели. Несмотря на наличие ЗРК, способных без проблем уничтожить данные цели, было принято решение поднять в воздух один дежурный истребитель МиГ-29. После того как самолет взлетел и подлетел к границе, турецкие вертолеты вернулись на свою территорию. После инцидента Миг-29 патрулировали несколько дней границу Армении и Турции.
В целом, присутствие 102-ой российской военной базы в Армении, в составе которой есть и авиационная военная компонента, свидетельствует о том, что воздушные границы Армении надежно защищены. Авиационная компонента действует в рамках совместного армяно-российского «Плана применения применения вооруженных сил».
Немаловажно также подчеркнуть, что организационно авиационная компонента действует в составе Южного военного округа ВС РФ.
Очевидно, что в случае угрожаемого периода все компоненты 102-ой российской военной базы в Армении, в том числе и авиационная, могут быть усилены за счет сил и средств Южного военного округа.
Таким образом, 102-я российская военная база и ее авиационная составляющая с использованием имеющихся сил и средств успешно решает задачи по обеспечению обороноспособности и ПВО Армении в мирное время. На случай же наступления угрожаемого периода имеются действенные планы по ее усилению.
Давид Петросян, независимый журналист
Фото: Sputnik/Асатур Есаянц
По материалам: Военно-политическая аналитика
Армения безопасность воинское искусство / вооружения Россия