«ДЖЕБХАТ АН-НУСРА» В КАРМАНЕ ЖЕНЕВСКИХ ОППОНЕНТОВ ДАМАСКА И МОСКВЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 21.03.2016 | 20:38
«If you're pro-rebel in Syria, you're pro-al Qaeda in Syria...»
Макс Абрамс, профессор Северо-Восточного университета и член Совета по международным отношениям
14 марта президент России Владимир Путин отдал приказ о выводе основных сил РФ из Сирии, отметив, что задачи, поставленные перед российским контингентом, в целом выполнены. На следующий день начался частичный вывод российских сил из Сирии. При этом «пункты базирования – морской в Тартусе и авиационный на аэродроме Хмеймим – будут функционировать в прежнем режиме», а российские системы ПВО продолжат охранять небо страны. Глава государства особо подчеркнул: «все партнеры предупреждены и знают: наши системы ПВО будут применяться по любым целям, которые мы сочтем угрозой для российских военнослужащих».
Одновременно в Женеве стартовали непрямые межсирийские консультации по урегулированию конфликта в стране. От оппозиции в них участвуют сформированный в Саудовской Аравии так называемый «Высший комитет по переговорам» («High Negotiations Committee», «ВКП»), группа «Москва-Каир», а также созданная на минувшей неделе «группа Хмеймим». Симптоматично, что «ВКП» претендует на то, чтобы представлять весь спектр оппозиции, и не намерен приглашать к себе другие прибывшие в Женеву оппозиционные группы для переговоров с официальным Дамаском (что вызывает обоснованные возражения последнего). Стоит также обратить внимание на то, что террористы «Джебхат ан-Нусры» были союзниками большинства из более чем сотни группировок, которые, собственно, и образовали в декабре 2015 года по итогам конференции в Эр-Рияде (под присмотром также США и Турции) зонтичный брэнд «ВКП». В свою очередь, сирийские курды заявили, что оставляют за собой право не выполнять решения женевских переговоров в случае, если они будут проводиться без их участия.
Потерпев неудачу в попытках свержения власти в Сирии путём террористической интервенции, США и их региональные союзники предсказуемо перенесли основные усилия в плоскость закулисных комбинаций. Продолжающаяся, несмотря на частичный вывод российской авиационной группировки, борьба с силами международного терроризма создала предпосылки к началу политического диалога между властями Дамаска и внутренней оппозицией, однако активное вмешательство Вашингтона в женевские переговоры по-прежнему предполагает неприкрытое вмешательство во внутренние дела Сирии, что не сулит ничего хорошего.
Требование смены режима в Сирии в качестве предварительного условия для начала серьёзных переговоров по-прежнему регулярно озвучивается как госсекретарём Керри (одним из богатейших и влиятельнейших представителей американского истеблишмента), так и марионетками, курируемыми его региональными союзниками. К примеру, представитель вышеупомянутого «ВКП», выходец из радикальной группировки «Джейш аль-Ислам», некто Мохаммад Аллюш в интервью AFP заявил: «Мы считаем, что переходный период должен начинаться с падения или смерти Башара аль-Асада».
Это вызывает обеспокоенность Москвы: по словам представителя России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексея Бородавкина, деятелям из «ВКП» необходимо внести в свою позицию серьезные коррективы. В ином случае подход этой группы к переговорам не дает оснований полагать, что она является договороспособной. «Вызывает озабоченность тот факт, что эр-риядская группа продолжает выдвигать фактически в качестве предварительного условия смещение с поста президента САР Башара Асада. Этот подход не дает оснований полагать, что делегация Высшего комитета по переговорам является договороспособной. Уверены, что им просто необходимо внести в свою позицию серьезные коррективы и проявить большую гибкость», –отметил дипломат.
Между тем, входящие в «сирийскую свободную армию» вооруженные группы в ходе встреч в Турции под эгидой всё того же «ВКП»рассматривают возможность объединения в единую военную структуру. Напомним, ранее в феврале к этой «армии» присоединился конгломерат из 58 групп боевиков, образовавших так называемый «южный фронт». Группа, сформированная при поддержке Запада, в 2015 году была включена список структур, находящихся под защитой Международной группы поддержки Сирии. При этом она в разное время сотрудничала с «Джабхат ан-Нусра» в борьбе против сирийской правительственной армии (например, в провинции Кунейтра). Конечно, попытки легализации боевиков, якобы присоединившихся к режиму прекращения огня, под прикрытием переговорного процесса вряд ли будут способствовать его успеху. Ожидать из Женевы каких-либо сенсационных новостей не приходится и по причине поступающих из Сирии тревожных сообщений об активизации турецкой стороной поставок террористическим группировкам на севере Сирии всего необходимого, включая химическое оружие, которое с высокой вероятностью будет использовано заинтересованными силами для очередных провокаций.
Несмотря на непрекращающиеся обстрелы Сирии с турецкой территории, Джон Керри продолжает обвинять сирийское правительство во всех смертных грехах, утверждая, что именно официальный Дамаск якобы нарушает режим перемирия и тем самым «явно пытается сорвать» ещё толком не начавшиеся мирные переговоры. По сообщению МИД России, урегулирование сирийского кризиса станет одной из ключевых тем начинающегося 23 марта двухдневного визита Джона Керри в Москву.
Между тем, остаётся мало сомнений в том, что цели влиятельного американского политика вряд ли будут отличаться от того, что он пытался продавить в Москве, к примеру, в мае 2013 года, когда Сирия также была одной из основных тем его переговоров в российской столице. «В сирийском кризисе у Москвы и Вашингтона общие интересы, – уверялтогда российскую сторону улыбчивый собеседник, – борьба с экстремизмом и исполнение положений Женевского коммюнике о необходимости политического выхода из конфликта через переговоры между президентом Башаром Асадом и повстанцами».
Напомним, что тогда, чуть менее трёх лет назад, было объявлено о проведении в развитие Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года «в ближайшее время» международной конференции по сирийскому урегулированию с выходом на формирование переходного правительства. Соответствующие договорённости были расценены не в меру оптимистичными комментаторами не только как победа российской дипломатии, но и как прорыв в деле прекращения кровавого конфликта в Сирии, длившегося к тому времени более двух лет.
В 2013 году в Москве господин Керри даже лицемерно выражал обеспокоенность Белого дома превращением Сирии в «магнит для экстремистов». В то время запрещённое в России «Исламское государство» ещё не было у всех на устах, а до взятия боевиками «ИГ» иракского Мосула оставалось более года. Впрочем, первые боевики, составившие впоследствии костяк вышеупомянутой террористической группировки, уже более годакак прибыли в Сирию из Ирака с ведома ЦРУ. Полтора года прошло со времени посещения американским послом в Сирии Робертом Фордом антиправительственных митингов в Хаме, совпавшего по времени соткрытием базы для подготовки боевиков для Сирии в Искендеруне. Наёмники со всего света уже в полной мере использовали турецкую территорию для проникновения в Сирию, равно как и направляемую правительством Эрдогана «гуманитарную помощь».
Впрочем, несмотря на все эти усилия, свалить сирийское правительство не удавалось, в немалой степени – благодаря политической поддержке со стороны Москвы и Пекина. И вот, видя пробуксовку «ливийского сценария» в Сирии, в 2013 году США для вида согласились обсуждать российскую инициативу о проведении в Женеве международной конференции по вопросам политического урегулирования в этой стране, в реальности попытавшись добиться реализации своих неизменных целей в отношении Дамаска иными средствами.
В последующий период поддержка боевиков американцами и их союзниками, факты которой мы приводили в наших предыдущих публикациях, приняла качественно новые формы, что привело к ряду тяжёлых поражений сирийской армии весной и летом 2015 года. Казалось бы, падение Дамаска под натиском террористических банд стало неизбежным, и лишь начало антитеррористической операции ВСК России позволило качественно изменить ситуацию, о чём мы неоднократно писали. Вероятно, и сегодня Вашингтон намерен провернуть старый трюк и добиться своего, только теперь уже через Международную группу поддержки Сирии. Можно предположить, что роль Москвы в этом сценарии (полностью противоречащем Резолюции 2254, согласно которой политическое будущее Сирии должно определяться только её народом) сводится к вытягиванию из сирийского руководства односторонних уступок по модели «урегулирования балканского кризиса» в 1990-х годах.
О деструктивном характере намерений и действия США свидетельствует и отсутствие реакции на предложенный Российской Федерацией план по контролю за режимом прекращения огня в Сирии. По словам начальника российского Центра по примирению Сергея Кураленко, предложения по контролю за перемирием были отправлены американским коллегам еще 25 февраля, однако до сих пор от них не последовало никакого ответа на эти инициативы. Между тем, данные меры не терпят отлагательств, поскольку затягивание с их реализацией неизбежно повлечёт новые жертвы среди мирного населения. С 27 февраля в одном только Алеппо от атак боевиков погибли 67 человек, ранения получили не менее 65, включая женщин и детей. На минувшей неделе российские военные выразили обеспокоенность нарушениями режима перемирия отрядами оппозиции, включенными в американские списки группировок, якобы поддерживающих прекращение огня, в районе населенного пункта Кафер-Нбуда провинции Хама. При этом ни качественный состав этих группировок (таких, как спешно переименованный в «Джаиш Халаб» «Ахрар аш-Шам»), ни провозглашаемые ими цели не претерпели ни малейших изменений.
Помимо атак на мирных жителей, на подконтрольных боевикам территориях не прекращаются разборки между их различными фракциями, и в этой связи возникает ещё одна дилемма. Получается, чтогруппы «свободной сирийской армии», финансируемые, обучаемые и снабжаемые американскими спецслужбами, в свою очередь, подвергаются безнаказанным нападениям со стороны тех, кто является клиентами Саудовской Аравии и Турции – двух традиционных союзников США в регионе.
Без ответа остается также и вопрос: по какой причине США терпят ситуацию, при которой её союзник по НАТО обеспечивает оружием и материально-техническими ресурсами вооружённые группы, против которых, казалось бы, американцы ведут в течение двух десятилетий «глобальную войну с терроризмом»? Версию о военно-политической беспомощности мировой сверхдержавы можно, думается, исключить, равно как и наличие непреодолимых разногласий с Анкарой. Следовательно, запрещённая в России террористическая группировка«Джебхат ан-Нусра» и иже с ней по-прежнему будут действовать, исходя из геополитических интересов в равной степени и Америки, и её региональных сателлитов.
Несмотря на регулярные «реквизиции», глава центрального командования США, генерал Ллойд Остин, наряду с другими высокопоставленными военными, чиновниками и экспертами, предлагал перезапустить тренировки так называемых «умеренных» сирийских боевиков, даже несмотря на более ранние признания Госдепа в том, что по крайней мере некоторые из них были перевербованы «Джебхат ан-Нусрой».
Согласно The Wall Street Journal, США намерены использовать военную помощь так называемым «повстанцам» для давления на Россию. 12 марта в провинции Хама предположительно боевиками группировки «Ахрар аш-Шам» с использованием ПЗРК «Стингер» американского производств был сбит МиГ-21 сирийских ВВС. О том, сколько подобных комплексов находится сейчас в распоряжении террористов и как они к ним попали, можно делать самые разные предположения. Во всяком случае, россияне располагают в Сирии всем необходимым для фиксации реальных действий (а не декларативных намерений) американцев и их де-факто союзников, включая наиболее непримиримых.
«Террористы не оставляют попыток сорвать мирный процесс в Сирии. По информации, поступившей в российский Центр по примирению от жителей провинции Хама, в северо-западной части этой провинции в настоящее время сосредотачиваются вооруженные формирования, подчиненные «Джебхат ан-Нусре». Значительная концентрация этих сил свидетельствует о возможной подготовке боевиков к наступлению», – говорится в сообщении российского Минобороны. Да и сами террористы своих намерений особо не скрывают. Так, после объявления о частичном выводе российских самолетов из Сирии 15 марта боевики «Джебхат ан-Нусра» объявили о намерении начать в течение двух суток широкомасштабное наступление. По утверждению главарей группировки, «русские уходят, поскольку поняли, что режим неспособен удержать ранее отвоеванные территории… если бы не удары русских, мы бы сегодня были в Латакии». Надо сказать, что слова боевиков не разошлись с делами: 16 и 17 марта они предприняли ряд атак на посты сирийской армии в провинции Хама, однако были выбиты из них совместными усилиями 4-й армейской дивизии, милиции «Аль-Баас» и ополченцев из Сил национальной обороны. Боевые действия продолжались и в ряде других провинций страны.
Немаловажным позитивным следствием российской операции в Сирии стала более чёткая координация всех сил, выступающих против сил международного терроризма, а также качественное усиление боеспособности сирийской арабской армии и союзных её формирований. При этом российская авиация продолжает наносить удары по позициям боевиков в Сирии. Самолеты Воздушно-космических сил совершают ежедневно 20-25 боевых вылетов для поддержки правительственных войск, ведущих бои за Пальмиру. По словам начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Сергея Рудского, «созданы условия для окружения и окончательного разгрома вооруженных формирований ИГ». Российские военные участвуют в доставке гуманитарной помощи в ряд населенных пунктов Сирии. «Российским центром по примирению сторон в более чем сто населенных пунктов доставлена гуманитарная помощь, а это сотни тонн. Это продовольствие, питьевая вода, предметы первой необходимости и медикаменты», – отметил представитель Генштаба.
А по данным аналитического центра Stratfor, «русские не только расширяют инфраструктуру и объекты на авиабазе, но также разместили дополнительные силы за несколько последних дней. Они включают боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52, которые могут использоваться для разных целей: помимо защиты объектов, они могут проводить боевые операции по поиску и спасению и оказывать поддержку с воздуха наземным силам». Оставшиеся в Сирии самолеты Су-30 и Су-35 и после объявления о частичном выводе группировки продолжают вылеты для бомбардировок в поддержку проводимых сирийской арабской армией наземных операций.
Россия и сирийское правительство предпринимают активные и комплексные усилия для поддержки более широкого внутреннего сирийского диалога. Наряду с переговорами в Женеве, с непременным участием курдских партий и сформированной в Хмеймиме переговорной группы внутренней сирийской оппозиции, их неотъемлемой частью является и дальнейшая антитеррористическая борьба в Сирии, включая максимальное пресечение внешней поддержки радикальных вооружённых группировок, откуда бы оно ни исходило.
Дальнейшее присутствие России в Сирии позволит, с одной стороны, избежать «афганского сценария» от коллег господина Керри, а с другой – реагировать на возникающие угрозы адекватно и в полном объеме (в том числе путём наращивания, при необходимости, как авиационной группировки, так и сил поддержки). «Обращаю внимание, если мы будем фиксировать случаи нарушения перемирия со стороны каких бы то ни было группировок, они будут автоматически исключаться нами из предоставленного Соединенными Штатами списка, разумеется, со всеми вытекающими отсюда для них последствиями», – подчеркнул президент России, выразив уверенность в освобождении древней Пальмиры, где накануне была уничтожена штаб-квартира «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры».
«Достигнуты определенные положительные результаты, – заявил замминистра обороны РФ Николай Панков. – Появился реальный шанс положить конец многолетнему противостоянию и насилию. Однако о победе над терроризмом говорить пока рано. Российская авиагруппа имеет задачу продолжить нанесение ударов по объектам террористов». По словам Сергея Рудского, «военная сила будет применяться только после получения достоверных доказательств систематического нарушения вооруженными формированиями обязательств, взятых в рамках реализации совместного российско-американского заявления о прекращении боевых действий в Сирии от 22 февраля 2016 года».
Комплекс взаимоувязанных мер военно-политического и организационно-технического характера позволит не только запустить переговорный процесс в интересах сирийского народа и мира в регионе, но и, что не менее важно, не даст террористическим бандам получить очередную передышку для зализывания ран и подготовки к новым нападениям, как это уже бывало в 2012-2015 годах.
Несмотря на имеющиеся сильные сомнения, выразим всё же надежду, что в ходе своего предстоящего визита в Москву господин Керри это осознает в полной мере.
На фото: боевики с флагами экстремистских террористических группировок «Ахрар Аш-Шам», «Свободной сирийской армии» «Джебхат ан-Нусра» в Идлибе 29 марта 2015 года. Источник: ibtimes.com
Андрей Арешев, по материалам: Кавказский геополитический клуб
безопасность Ближний Восток Россия США терроризм Турция