ЧЕЧЕНСКАЯ НАУЧНАЯ ЭЛИТА – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Светлана МАМИЙ | 16.03.2016 | 00:00
Биографическая справка. Шахрудин Айдиевич Гапуров родился в Средней Азии, в г. Таш-Кумыр Киргизской ССР, куда незаконно были депортированы чеченцы и другие кавказские народы. На чужбине, в возрасте двух лет Шахрудин потерял отца, круглым сиротой окончил школу на золотую медаль на родине, в Чечне.
В 1972 г. с отличием окончил исторический факультет Чеченского педагогического института. В 1978 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию в ИСАА при МГУ им. Ломоносова по теме «Идейно-политическая борьба по аграрному вопросу в Индии в 1959-1969 гг.» и стал первым индоведом на Северном Кавказе. Докторская диссертация защищена им в апреле 2004 г. на тему: «Политика России на Северном Кавказе в первой четверти ХГХ в. (Дагестан, Кабарда, Чечня)».
В 1989 г. издана первая монография в области кавказоведения: «Антифеодальные, антиколониальные движения в странах Востока и на Северном Кавказе в XIX веке (сравнительный анализ)». Шахрудин Айдиевич Гапуров – доктор исторических наук, профессор, президент Академии наук ЧР, автор более 200 научных работ. Электронный каталог Российской государственной библиотеки содержит 20 научно-исторических изданий Ш.А. Гапурова
О развитии науки в Чеченской Республике
Вопрос: Шахрудин Айдиевич, какова предыстория и мотивы создания автономной Академии наук в Чечне, и кто на тот момент стоял во главе Чеченской Республики?
Ш. Гапуров: Академия наук Чеченской Республики была создана в 1992 году, во многом благодаря усилиям профессора Х.И. Ибрагимова. Это было время полной дезинтеграции науки и научных связей в России. Даже Российская академия наук стояла на грани развала. Ученые Чечни, после провозглашения в 1991 году «Чеченской Республики Ичкерия», оказались практически полностью отрезанными от российских коллег и российских научных центров, в условиях полного отсутствия финансирования. И в сложившихся обстоятельствах (создание национальной Академии наук по примеру Татарстана и Башкирии), на наш взгляд, было формой самоорганизации, самозащиты ученых республики. Ведь в условиях полного хаоса и анархии, которые тогда, в 90-е годы, существовали в регионе, властям было не до науки и ученых: во главе «Республики Ичкерия» тогда стоял Джохар Дудаев.
Однако все 1990-е годы Академия наук Чеченской Республики существовала больше на бумаге, формально. Не было никакого финансирования, было невозможным издание каких-либо научных трудов.
Фактически нормальное функционирование Академии наук Чеченской Республики началось с 2000 года, после восстановления в Республике российского конституционного строя, когда первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, после обращения к нему чеченских ученых, своим Указом объявил Академию наук ЧР государственным научным учреждением с соответствующим финансированием. Для Академии наук ЧР в центре Грозного было построено красивое современное здание. Ахмат-Хаджи Кадыров постоянно уделял большое внимание восстановлению научного потенциала Чеченской Республики. Его политика была продолжена и его сыном, нынешним Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым.
Вопрос: Как сказался отток научных кадров в период военных конфликтов на территории Чечни? Сохранилась ли преемственность научных школ, которая являющаяся важным залогом успеха любого исследовательского направления?
Ш. Гапуров: В 1990-е годы из Чечни уехало очень много ученых, в том числе и чеченцев. В ходе военных действий была полностью уничтожена вся материальная база науки (здания НИИ и вузов, научные лаборатории). Все это нанесло огромный урон научному потенциалу Республики. Однако костяк научной интеллектуальной элиты сохранился. К началу 2000-х годов, по призыву Ахмат-Хаджи Кадырова, многие чеченские ученые вернулись в Республику. Благодаря этому сохранились и преемственность научных школ, и связь поколений.
Так, деятельность научной школы доктора химических наук, профессора Х.И. Ибрагимова (первого президента АН ЧР, умер в 2006 г.) была продолжена под руководством профессора, академика АН ЧР Р.Х. Дадашева.
Следует отметить огромную помощь возрождению и развитию науки в Чечне со стороны научных центров и вузов всего Северного Кавказа и Москвы.
Вопрос: Какие перемены произошли в научной сфере с возрождением Чеченской Республики и какие проблемы испытывает сегодня наука в Чечне?
Ш. Гапуров: Как уже отмечалось выше, с начала 2000-х годов, благодаря огромной всесторонней помощи со стороны Ахмат-Хаджи Кадырова и Р.А. Кадырова научный потенциал республики был быстро восстановлен. Сегодня Академия наук ЧР широко известна своими научными трудами в России и за рубежом. Труды наших ученых издаются по всему миру (в Китае, Англии, Германии, США, Норвегии).
К сожалению, нам сегодня не хватает современных лабораторий по естественным наукам. Их создание требует огромных средств. И тут для нас очень необходима помощь федерального центра. Выходом было бы создание Грозненского научного центра РАН. Работа в этом направлении велась, но была прервана реформой РАН и начавшимся в стране кризисом.
Из изданий чеченской Академии наук. Полный список см. на сайте АН ЧР
Вопрос: В каком формате работает чеченская Академия наук со структурой Российской академии наук в г. Грозном – Комплексным научно-исследовательским институтом имени Х.А. Ибрагимова? Ваши цели совпадают?
Ш. Гапуров: Академия наук Чеченской Республики достаточно активно сотрудничает с КНИИ РАН. Цели и стратегические задачи в обоих научных учреждениях, естественно, совпадают – это развитие фундаментальных и прикладных и научных исследований. В то же время научные проекты у нас разные.
Для обсуждения научно-организационных вопросов мы регулярно проводим совместные заседания Президиума АН ЧР и Ученого совета КНИИ РАН. Проводятся совместные научные исследования по ряду проектов. По результатам этих исследований ежегодно публикуются совместные статьи и монографии. АН ЧР и КНИИ РАН практикуют проведение объединённых научных семинаров, симпозиумов и конференций.
С 2016 г. АН ЧР и КНИИ РАН выступили учредителями научно-технического журнала «Грозненский естественнонаучный журнал» с периодичностью 4 номера в год.
Вопрос: Насколько востребована прикладная наука и по каким научным направлениям ведутся исследования в вашей Республике? Интересно было бы узнать какие темы и проблемы исследует «Отдел наук о Земле» Академии наук Чечни?
Ш. Гапуров: Прикладные научные исследования в области физики, математики, геологии, техники, строительства, экологии, археологии и других отраслей, проводимые научными организациями Грозного, достаточно востребованы предприятиями и организациями Чеченской Республики. Ученые республики входят практически во все общественные советы республиканских министерств, а ряде случаев возглавляют их. Это позволяет сократить путь от разработки до их внедрения, хотя некоторые проблемы остаются.
Особенно хочу выделить Отдел наук о Земле Академии наук Чеченской Республики, который возглавляет д.ф.-м.н., профессор, вице-президент АН ЧР И.А. Керимов. Научные сотрудники этого отдела проводят исследования по изучению геологии и минерального сырья Чеченской Республики. По результатам исследований ими совместно с сотрудниками ЦНИИгеолнеруд (г. Казань) впервые в истории региона подготовлен справочник «Минерально-сырьевые ресурсы Чеченской Республики». В 2015 г. сотрудниками отдела была подготовлена Программа изучения и рационального использования минерально-сырьевой базы (нерудных полезных ископаемых) Чеченской Республики, которая была рассмотрена и утверждена на заседании Министерства экономического развития ЧР с приглашением широкого круга специалистов. Отдел наук о Земле также активно занимается изучением природной и техногенной сейсмичности, что весьма актуально для нашего высокосейсмичного региона, где разрушительные землетрясения не редкость.
Презентация томов Чеченского фольклора в Академии наук Чечни
Реформы и постреформы
Вопрос: Российская академическая наука и высшая школа продолжительное время работают на «теорию модернизации». Что положительного дала модернизация науки и вузов в Чечне?
Ш. Гапуров: Действительно, российская академическая и вузовская наука сейчас находится на этапе модернизации. Что это дало нам? Ученые республики активнее начали участвовать в различных грантах, проводимых РФФИ, РГНФ, РНФ и др. организациями. Расширились межрегиональные научные связи. Есть еще ряд положительных моментов. В тоже время остается много нерешенных проблем, к числу которых относится развитие материально-технической и лабораторной базы научных исследований, низкая оплата труда научных сотрудников, жилищные проблемы для молодых ученых и др.
Что мы ждем от модернизации?
В первую очередь создание Грозненского научного центра РАН, в составе которого будут ряд научных учреждений (Институт геологии и минерального сырья, Центр этнополитических исследований и др.)
Вопрос: Известное изречение: «Образование это то, что остается, когда все выученное забыто», :уважаемый профессор, не могли бы назвать элементы из той базы, что должны оставаться с образованным навсегда, на Ваш взгляд,?
Ш. Гапуров: Три элемента: Любовь к науке. Благодарность к своим Учителям. Стремление принести пользу своей Родине.
Школа чеченоведения
Вопрос: Какие принимаются в чеченском сообществе меры для сохранения чеченской идентичности в многочисленных зарубежных диаспорах? Угрожает ли зарубежным чеченцам культурная ассимиляция? Есть ли численные данные о чеченских диаспорах в США, Европе, на Ближнем Востоке, связи с ними?
Ш. Гапуров: Естественно, руководство Республики волнует проблема культурной ассимиляции чеченцев в зарубежных странах. С целью сохранения национальной идентичности чеченцев в Иордании (до начала гражданской войны в Сирии), в ряде стран Европы по инициативе Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова созданы чеченские культурные центры.
Вопрос: В Чечне, на родине всех чеченцев, ваши зарубежные соплеменники являются объектами этносоциологических исследований? Сколько чеченцев проживает в США, странах Европы, Ближнего Востока?
Ш. Гапуров: К сожалению, точных данных о зарубежной чеченской диаспоре у нас нет. О каких-либо этносоциологических исследованиях среди зарубежных чеченцев нам не известно.
Вопрос: В контексте этнической разобщенности, что Вы думаете о создании научной Школы чеченоведения (имея такого учёного как Вахит Акаев)? На Ваш взгляд, насколько перспективны системные исследования по чеченской тематике в рамках Школы чеченоведения?
Ш. Гапуров: Идея создания Школы чеченоведения (в общем русле кавказоведения) нам представляется чрезвычайно интересной. Чеченские ученые (В.Х. Акаев, А.И. Халидов, Я.З. Ахмадов, Л.М. Гарсаев и др.) занимают ведущие места в кавказоведении.
НОК: Проект Академии наук Чечни «Энциклопедии Чеченской Республики» - что предполагается включить в фундаментальное издание, энциклопедия выйдет на двух языках, - русском и чеченском?
Ш. Гапуров: В "Чеченскую энциклопедию" будут включены практически все сведения о Чечне: география, история, природа, население, религия и т. д. В том числе персоналии. Предполагается, что она выйдет на двух языках - чеченском и русском.
Чеченское научное сообщество - в гуще событий
Интервью подготовила Светлана Мамий, Москва
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 Россия Чечня