АРМЕНИЯ ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 15.03.2016 | 00:00
В Армении активно производятся кадровые перестановки, последовавшие почти сразу после принятия на референдуме 6 декабря конституционных изменений, обеспечивших переход страны к парламенсткой форме государственного управления. Представляется что вовсе не напрасно многие наблюдатели охарактеризовали речь президента Сержа Саргсяна 12 февраля, посвященную вопросам реализации внесенных в Конституцию изменений, как программную.
«Февральские тезисы» - в жизнь!
Напомним, что в этот день президент в своем выступлении заявил: «...Разочарую тех, кто доволен статус-кво. Изменения, причем существенные, будут продолжаться. Постепенно, обдуманно, поэтапно, но стабильно и последовательно».
Отслеживая процессы переформатирования структуры правительства и новые кадровые назначения, можно сделать вывод о том, что этот тезис весьма последовательно претворяется в жизнь. Кроме того, в своей речи Серж Саргсян отметил актуальность работы Комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц и указал на необходимость возможного расширения полномочий этого органа. По оценке ряда наблюдателей, заявление Саргсяна о расширении полномочий Комиссии по этике, занимающейся раскрытием фактов «столкновения интересов», является мессиджем, адресованным депутатам-бизнесменам, ибо Конституция запрещает законодателям заниматься предпринимательской деятельностью.
В этом же контексте некоторые СМИ пишут о том, что власти намерены создать такие условия, а возможно и законы, чтобы олигархи не принудительно, а добровольно отказались от депутатских мандатов. Речь при этом идёт о парламенстких выборах 2017 года.
Проблемы с депутатами-бизнесменами начались еще в период парламентских выборов 2012 года. Тогда оппозиция и международные организации подвергли правящую Республиканскую партию Армении (РПА) резкой критике за стремление включить в пропорциональный список предпринимателей. РПА, во избежание возможных проблем, пошла на то, чтобы кандидаты-бизнесмены баллотировались в мажоритарных округах, формально как беспартийные. Как известно, в ходе выборов именно эти люди являются одной из основных движущих сил по обеспечению нужных результатов.
Возможно, что проблема депутатов-предпринимателей вновь актуализировалась накануне выборов 2017 года. Однако эта проблема имеет две стороны. Во-первых, получается, что глаа государства планирует ослабить один из основных оплотов своей власти, а с другой стороны, по утверждению ряда экспертов, президент намерен построить «экономику одного олигарха» и наличие конкурентов, естественно, его не устраивает. Не надо исключать того, что Серж Саргсян может попытаться «отодвинуть» от себя некоторых крупных бизнесменов – тем более, что логика последних кадровых назначений вполне укладывается в рамки построения «экономики одного олигарха».
Кадры решают все!
Последние кадровые назначения, вызвавшие большой ажиотаж в политических, экспертных и журналистских кругах, безусловно, также связаны с конституционными изменениями. В частности, парламентские выборы 2017 года и период в 7-8 месяцев после них и до окончания президентского срока, имеет для С.Саргсяна очень большое значение. Последнему в этот сложный период необходимо иметь на многих постах лично преданных президенту людей. Исходя из этого, началось активное продвижение новых кадров. Многие из них – это сотрудники его администрации, находившиеся до поры до времени «в резерве». Фамилии и имена новых назначенцев неизвестны не только широкой общественности, но и подчас экспертному сообществу. Сегодня во власти действующему главе государства нужны люди, которые в первую очередь зависели бы от него, а не от своих денег. Возвращаясь к разговору о намеренном ослаблении позиций олигархов во власти, отметим, что Серж Саргсян, возможно, стремится сократить число людей в своем окружении, которые больше зависят не от него, а от своих денег.
В середине февраля, вместо вышедшего на пенсию руководителя Службы национальной безопасности (СНБ) Горика Акопяна, на эту должность был назначен заместитель генерального прокурора Георгий Кутоян, проработавший по прокурорской линии… всего 10 дней. Ранее с 2011 по 2016 годы Кутоян занимал должность помощника президента Республики Армения. Таким образом, С.Саргсян назначил на должность главы СНБ человека, не имеющего никакого отношения к этой системе. Согласно требованию первой части статьи 19 закона «О службе в органах национальной безопасности», руководителем СНБ может быть назначен служащий органов национальной безопасности, который представляет группу высших должностных лиц СНБ или проработавший в течение последних трех лет на главных должностях в органах национальной безопасности, а также имеющий звание не ниже полковника. Получается, что Г.Кутоян не соответствует ни одному из перечисленных требований. Однако это обстоятельство не помешало ему быть назначенным на столь ответственный пост – и мы видим, как ситуация была в срочном порядке подогнана под законодательство Армении. В частности, в период краткого пребывания на посту заместителя Генерального прокурора Кутояну было присвоено звание советника юстиции первого класса, что соответствует званию полковника. Таким образом, формально это назначение, хотя бы частично, произведено в рамках закона. Вся эта цепочка событий лишний раз подтверждает, что для армянской власти нет ничего невозможного!
Другой выдвиженец Сержа Саргсяна – Ованнес Овсепян, проработавший 8 лет на высоком и ответственном посту руководителя Контрольной службы президента, был назначен на должность председателя Комитета по государственным доходам (КГД). Предварительно, согласно указу Сержа Саргсяна, КГД был отделен от Министерства финансов. Бывший руководитель этого суперведомства Гагик Хачатрян остался в должности министра финансов. Напомним, что КГД был присоединен к Минфину в мае 2014 года. Указ президента от 1 марта сего года о разделении этих ведомств никоим образом не соотносится с многократными заявлениями премьер-министра Овика Абрамяна о необходимости оптимизации структур исполнительной власти. Кроме того, получается, что Серж Саргсян в условиях тяжелейшей социально-экономической ситуации в стране идёт по пути расширения государственного аппарата. Важно и то, что главой КГД назначен вновь, как и в случае с СНБ, бывший сотрудник администрации президента.
Отметим, что О.Овсепян накануне конституционного референдума был назначен заместителем председателя агитационного штаба «Да» правящей РПА.
Согласно сведениям интернет-издания «7or.am», резкие скачки в карьере Ованнеса Овсепяна, как правило, совпадали по времени с выборами. Накануне президентских выборов 2008 года Овсепян был назначен заместителем министра территориального управления. По утверждению оппозиции, именно это министерство имеет заметные рычаги влияния в сферах, необходимых для задействования административного ресурса в пользу властей. Всего спустя два месяца после поствыборных процессов 2008 года Овсепян получил повышение, будучи назначенным на должность руководителя Контрольной службы президента. Издание отмечает, что Овсепян никогда не предоставлял в Комиссию по этике высокопоставленных должностных лиц декларацию об имуществе своей жены. Издание называет Овсепяна «любителем дорогих автомобилей». Согласно декларации за 2015 год, чиновник продал один автомобиль марки «Мерседес-Бенц» за 150 тысяч долларов и приобрел «Рендж ровер» за 120 тысяч долларов, а об автомобиле «Мерседес-Бенц» последней модели, на котором он приехал в первый день своего назначения в КГД, в декларации ничего не сказано.
Новоназначенный министр энергетики и природных ресурсов Левон Йолян, также как и О.Овсепян, накануне конституционного референдума был назначен заместителем председателя агитационного штаба «Да» правящей РПА. Некоторые наблюдатели считают, что эти назначения Овсепяна и Йоляна являются вознаграждением за их работу в штабе РПА. Йолян, ранее занимавший пост заместителя руководителя Контрольной Палаты, также как и новый глава СНБ, ранее не имел никакого отношения к сфере энергетики. Отметим, что с 2004 года Йолян также занимает пост вице-президента Шахматной федерации Армении (возглавляет федерацию президент), он является мастером спорта международного класса по шахматам.
В настоящее время продолжаются кадровые перестановки, в том числе в областях, в полиции, в СНБ и прочих ведомствах. Внимание читателя было сосредоточено на этих трех кадровых назначениях, как ярком проявлении той философии, которой сегодня в своих личных интересах руководствуется Серж Саргсян. Выше уже было сказано, что сегодня ему крайне необходимо иметь на многих должностях лично преданных людей. В этом плане, КГД и Министерство энергетики являются теми структурами, через которые проходят большие финансовые потоки. Не исключено, что Серж Саргсян стремится взять под контроль как можно большее их количество. Эти шаги президента, также как и разделение некоторых министерств с последующими кадровыми назначениями, конечно же, ослабляют позиции премьер-министра Овика Абрамяна, который, по оценке некоторых экспертов, перестаёт быть самостоятельным игроком. Президенту в свете конституционных изменений выгодно ослабление позиций премьера. Видимо, Саргсян или стремится назначить на этот пост другое лицо, или же намерен держать нынешнего премьер-министра в ослабленном, с аппаратной точки зрения, состоянии. При этом у самого Овика Абрамяна есть определенные ресурсы для поддержания своих позиций во власти. Например, он может установить контроль над частью депутатов от партии «Процветающая Армения»; также он располагает достаточно сильными позициями в ряде областей. Однако насколько премьеру удастся задействовать эти и другие ресурсы, пока говорить преждевременно.
Таким образом, судя по кадровым назначениям, некоторым перестановкам и шагам по изменению структуры правительства, Серж Саргсян начал активно готовиться к предстоящим в 2017 году выборам в Национальное Собрание. Однако эти, казалось бы, уверенные шаги, на деле являются во многом рискованными. Во-первых – потому что во имя воспроизводства своей власти, Саргсян пошел на столь ответственный шаг, как изменение формы государственного правления. А во-вторых – его нынешние действия во многом затрагивают интересы тех, на кого он до сих пор опирался. Время для анализа возможных последствий этой стратегии еще не настало. Ну, а пока... кадры решают все!
По материалам: russia-armenia
Армения политика и право