«БЫЛО БЫ НЕВЕРНЫМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ АРМЕНИЮ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩЕЙ ИГРУШКОЙ В РУКАХ ВНЕШНИХ СИЛ…»
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 12.02.2016 | 17:55
Господин Крылов, на днях стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным после того, как МИД Турции обвинил российский военный самолёт в нарушении своего воздушного пространства. Но видно Путин не встречается. В России уже существенны антитурецкие настроения, обсуждаются договора с Турцией. Начались внезапные проверки боевой готовности в военных базах Южного округа, в том числе в 102-й военной базе в Гюмри. О чем говорят все эти информации, к чему ведет эта ситуация?
Российские условия возврата к нормальным отношениям с Турцией известны. Это принесение официальных извинений за сбитый самолет и убийство двух российских военнослужащих, выплата компенсаций семьям погибших и за сбитый самолет. Президент Турции этого не делает. На фоне все новых антироссийских заявлений он выражает сожаление по поводу своих неудачных попыток дозвониться до российского президента. Все это происходит на фоне успешного наступления сирийской армии и освобождения все новых территорий.
Развитие событий в Сирии не устраивает Турцию и те державы, которые использовали ИГ и другие террористические группировки для свержения президента Асада с последующим установлением своего контроля над сирийской территорией. В последнее время представители ряда приграничных с Сирией государств заявили о намерении ввести войска на сирийскую территорию под общим командованием США. Против этого выступает сирийское руководство, РФ и Иран, которые требуют уважать территориальную целостность и суверенитет Сирии.
На таком напряженном военно-политическом фоне перемещения войск и другие действия в рамках проверки боеготовности российской армии призваны оказать сдерживающее влияние на те силы в регионе, которые могут пойти на военные авантюры на сирийской территории. Будем надеяться, что такой демонстрации окажется достаточно, чтобы не допустить дальнейшего обострения ситуации вокруг Сирии.
В Армении многие эксперты говорят, что в очередной раз, как это исторически сложилось, Армения будет использована. Очевидно, что конфликт интересов двух сверхдержав будет сказаться на Армению, по Вашему, каким образом?
Было бы неверным представлять Армению как ничего не значащую игрушку в руках внешних сил. Парадоксально, что ее внешняя политика резко критикуется в самой Армении, но получает высокую оценку в многих других странах. Особенно символичной была оценка руководителей Грузии, которая долгое время была "маяком демократии" на постсоветском пространстве и которую в самой Армении многие считают образцом для подражания. К примеру, Бидзина Иванишвили (тогда премьер-министр Грузии) в 2013 г. высказался так: "хороший пример для грузин - Армения, которая отлично ладит с Россией и состоит в дружеских отношениях с Америкой и с остальными странами-членами НАТО. Соответственно, все это возможно, и я считаю, что мы обязаны, и я очень надеюсь, что мы сможем все это совместить".
Очевидно, что в той геополитической реальности и враждебном окружении, в котором оказалась Армения после распада СССР, армянской дипломатии приходилось решать чрезвычайно сложные задачи. В последние годы многие страны мира фактически утратили свой суверенитет, распались на части, там царят междоусобицы, анархия и хаос. Такая же судьба могла постичь Армению, но этого не произошло именно потому, что в рамках ОДКБ страна имеет надежные гарантии от внешнего вооруженного вторжения. Если Армении удастся и дальше следовать своей основанной на собственных национальных интересах внешней политике - она сохранит свою роль влиятельного регионального государства и не превратится в разменную фигуру в чужих геополитических играх.
Господин Крылов, геополитическое положение России значительно изменяется в связи с нарастающим отставанием в российской экономике. Ожидаются центробежные тенденции в Евразийском союзе и в этом регионе?
В условиях всемирного экономического кризиса сложные времена переживают все государства. Особенно драматично вкладывается ситуация внутри Европейского союза, который переживает наиболее сложный период за всю историю своего существования. На фоне общего кризиса нет никаких оснований нет никаких оснований выделять в этом плане Россию или ЕАЭС и впадать по этому поводу в депрессию. За каждым кризисом следует период экономического подъема, будем надеяться, что он уже не за горами и все государства пройдут нынешний сложный период без катастрофических для себя последствий.
Господин Крылов, экономическая, валютная ситуация сложная в Азербайджане тоже. Но в эти дни азербайджанские деятели много обвиняют Минскую группу и Армению. В очередной раз президент Азербайджана сказал, что минская группа ОБСЕ стремится к замораживанию карабахского конфликта. Почему Азербайджан ужесточает риторику?
В Баку сознают невозможность решения карабахской проблемы путем военного реванша в условиях членства Армении в ОДКБ. Поэтому продолжается политика всемерного давления на Армению с целью ее измотать и вынудить принять азербайджанские условия урегулирования. Одновременно Баку пытается давить на Минскую группу в надежде что она окажет давление на Армению и вынудит ее возвратить все «оккупированные территории» Азербайджану. Пока нет признаков, что Армения может пойти на капитуляцию или что МГ откажется от своей роли посредника и начнет давить на Армению в интересах Баку. Да и в будущем вряд ли реалистично рассчитывать на осуществление подобных сценариев.
Видно, что влияние Минской группы для Азербайджана уменьшается. К чему это приведет?
Несмотря на всю свою воинственную риторику в адрес МГ, Баку вряд ли решится на полное прекращение переговорного процесса. В нынешней сложной ситуации позиции Азербайджана весьма уязвимы, авантюристическая политика Эрдогана чревата новыми проблемами не только для самой Турции, но и для союзного ей Азербайджана. Поэтому наиболее вероятно, что несмотря на громкое негодование и критику в адрес МГ Баку не выйдет из мирного процесса, который с разной степенью интенсивности продолжится и далее.
По Вашему, у МГ есть рычаги воздействовать на Азербайджан и в будущем? Что Вы думаете ситуация выходит из под контроля МГ?
В нынешней ситуации для Баку было бы слишком большой авантюрой всерьез ссориться с МГ ОБСЕ. Это означало бы осложнение отношений с Россией, США и Францией (и Евросоюзом в целом) в ситуации, когда турецкий союзник увяз во множестве собственных проблем. Поэтому наиболее вероятно, что ситуация на линии разграничения и за столом переговоров не претерпит значительных изменений ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Радикальное изменение ситуации может стать реальным не из-за воинственных заявлений Баку, а после появления в регионе новых влиятельных игроков. Если наступление сирийской армии будет и дальше успешно развиваться, таким игроком может стать ИГ и другие террористические группировки. Они будут вынуждены искать новые земли для построения своего Всемирного халифата, и это может оказать самое негативное влияние на Кавказ и соседние с ним регионы.
По материалам: 168.am
Азербайджан Армения безопасность дипломатия Россия Турция