На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

СОВЕТСКОСТЬ И РОССИЙСКОСТЬ: ФОРМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОКОЛЕНИЙ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Антон БРЕДИХИН | 09.02.2016 | 00:00

Этническое многообразие и поликонфессиональность обогащают культуру нашей страны, делает ее более устойчивой к вызовам современности, таким как разрушение традиционных семейных ценностей в странах Европейского Союза либо формирование радикальных исламистских группировок, воюющих в рядах ИГИЛ (ДАИШ) (1) на Ближнем Востоке. При этом политика руководства Российской Федерации не способствует ассимиляции и исчезновению народов ее населяющих. Как отмечает экс-министр по делам национальностей и научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, д.и.н. Валерий Тишков, «ещё в XIX веке наши путешественники, которые первые посещали северные народы, в своих книгах, в своих отчетах писали: «Ну вот еще 10-20 лет тунгусы, или самоеды вымрут, их не будет, языки их тоже исчезнут...» Прошел ХХ век, и с территории нашей страны фактически не исчезла ни одна этническая группа. Ни один народ». 

Этническое богатство России сохраняется и в процессе становления и развития российской нации. В частности, для этого предусмотрена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики. При этом координаторами программы выступали Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а в настоящее время Федеральное агентство по делам национальностей. Поддержка этнокультурного многообразия народов вошедшего в 2014 году в состав России Крыма осуществляется за счет средств, предусмотренных на реабилитацию репрессированных народов полуострова (Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»), в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», координируемой Министерством экономического развития Российской Федерации. 

Кроме того, консультативную деятельность при руководстве страны по вопросу укрепления межнационального единства осуществляют Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, Правительственная комиссия по миграционной политике. Приняты Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. 

Формирование современной российской идентичности происходит под влиянием процессов, начатых гораздо раньше: концепция «россиянин» берет свою правопреемственность от понятий «советский человек» и «советский народ». Она, как и советская идентичность, противостоит ельцинской политике «берите суверенитета сколько хотите» и ленинскому «праву наций на самоопределение» и видит одной из своих целей предотвращение возникновения межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, подобных чеченским войнам, осетино-ингушскому конфликту, конфликтам в соседних Абхазии и Южной Осетии, где кстати большая часть населения является гражданами России. Некоторые ученые, в частности научно-педагогическая кавказоведческая школа академика В.Б. Виноградова видят в «российскости» «генеральный фактор русско-кавказского сближения и единства» (2). А известный кубанский историк Ф.А. Щербина воспринимал «российскость» как «совместничество», способствующее единству в системе сложных и порой противоречивых отношении России с горскими народами (3). 

Заметим, что введенный в 90-е годы XX века ельцинский термин «Дорогие россияне!» был встречен в штыки и до сих пор не пользуется популярностью среди представителей различных национальных движений. Это было связано в первую очередь с ассоциированием термина с личностью первого российского Президента Б.Н. Ельцина и антипатией, которую он вызывал у граждан, выросших в рамках советской идентичности и любви к СССР. Поэтому сегодня ставится задача формирования российской идентичности, основанной в лучших традициях «дружбы народов» и во многом пересекающейся с «советскостью». Экс-министр по делам национальностей России и глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов видит выход  в том, что «если различные этносы, их представители столетиями живут в одном государстве, в общей социально-экономической и культурной среде, то формирование их общности как народа, как граждан, как соотечественников объективно неизбежно; но в полной мере необратимость этого процесса формирования межэтнической нации возможна на основе свободного развития каждого этноса в своей самобытности и в равноправной его подключенности через представителей конкретных национальностей в развитие всей страны» (4). 

И здесь просто необходимо использовать советский опыт. Ряд исследователей, определяя понятие «советскость», видят в нем гражданскую идентичность, не привязанную к этничности, и в тоже время советский человек должен владеть русским языком и быть приобщенным к русской культуре. Как итог подобного подхода – использование в странах Европы и США термина «русский» по отношению ко всем жителям республик бывшего СССР. Здесь же можно провести историко-филологическую параллель с использованием в современном украинском языке слова «росіянин» в качестве обозначения русского, при том как жителя России, так и жителя Украины. Кстати, используемое в Конституции Российской Федерации понятие «многонациональный народ Российской Федерации», по мнению ряда экспертов, фактически тождественно понятию «советский народ».

«Советскость» способствовала снижению межнационального напряжения, исчерпывала межнациональные конфликты. «Советский человек» вызывал меньшее число проблем, нежели этнические радикалы. Оттого и партийная карьера чиновников зависела в первую очередь от их «советской» идентичности и знания русского языка и культуры (5). А в жизни обычных граждан «советская» идентичность становилась залогом получения высшего образования, построения карьеры, успешного устройства детей в детский сад и школу, стабильной пенсии. Их этническая принадлежность никуда не исчезала, а наоборот традиции и культура народов поддерживалась как местными партийными организациями, так и непосредственно руководством КПСС, которое было мультинациональным (грузины И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Л.П. Берия, армянин А.О. Микоян, осетин А.С. Дзасохов, латыши А.Я. Пельше, Я.Э. Рудзутак, литовец М.М. Бурокявичюс, поляк С.В. Косиор, финн О.В. Куусинен, казах Д.А. Кунаев, узбек Н.А. Мухитдинов, евреи Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Л.М. Каганович и другие). Здесь советское руководство наследовало логику национального вопроса Российской империи, в правительстве которой также находилось немало представителей народов ее населявших: армянин М.Т. Лорис-Меликов, поляк А.И. Чарторыйский, грек И. Каподистрия, немцы С.Ю. Витте, Н.Х. Бунге, Б.Б. Кампенгаузен и другие. 

Подобный этнический плюрализм гарантировал участие элит национальных меньшинств в управлении государством и отстаивании ими интересов своих народов. Правда были и перегибы, так князь Адам Ежи Чарторыйский, «негласный король Польши», хотя и был министром иностранных дел Российской империи, но впоследствии возглавил польскую эмиграцию и открыто поддерживал антироссийскую политику стран Запада. В тоже время Иоанн Каподистрия, после ухода с поста министра иностранных дел империи возглавил правительство Греции и придерживался вполне пророссийских взглядов. По аналогии с империей советские власти также способствовали политическому участию членов Политбюро из числа национальных меньшинств СССР в деле «мировой революции». Работавший в Коминтерне, и впоследствии ставший членом Президиума ЦК КПСС Отто Вильгельмович Куусинен в период советско-финской войны являлся премьер-министром и министром иностранных дел просоветского правительства Финляндской демократической республики. Таким образом, участие представителей тех или иных народов в управлении Российской империи и СССР, можно рассматривать и с точки зрения формирования единой наднациональной идентичности и с точки зрения сохранения этнокультурного многообразия народов нашей страны. 

Среди основных приоритетов формирования российской нации с учетом опыта накопленного в рамках советской нации следует отметить:

1) Усиление межпоколенческих связей как залог передачи традиционных ценностей и противостояния западному влиянию;

2) Проведение комплексного анализа советского опыта работы в сфере урегулирования межнациональных отношений, решения конфликтных ситуаций;

3) Дополнительная экспертиза по вопросам реабилитации репрессированных народов и возможностей возрождения их традиций и уклада жизни;

4) Определение на законодательном уровне роли русского народа, в качестве ядра российской нации, способствующего ее укреплению и развитию. 

Автор - политолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Примечания
 
(1) ИГИЛ (ДАИШ) – запрещенная в России экстремистская террористическая организация
(2) Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе: Материалы Шестой международной научно-педагогической конференции, посвященной 35-летию научно-педагогической Школы В.Б. Виноградова. Ч. 1-2. – Армавир, Славянск-на-Кубани, 1999.
(3) Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. II. Репринтное воспроизведение. – Краснодар, 1992. 
(4) Абдулатипов, Р.Г. Создание российской нации (проект для XXI века)// Российская газета. Федеральный выпуск, 2003. № 3284.
(5) Барбашин М.Ю. «Советскость» в этносоциальном пространстве: этнические и институциональные процессы // Политика и общество, 2013. № 3 (99). С. 368-372.

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России» 

грант-2016 политика и право Россия этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info