СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛ МЕСТНОГО АПК
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Алексей ЧИЧКИН | 31.01.2016 | 18:25
Доля агропромышленного комплекса в совокупном ВВП территорий Северо-Кавказского федерального округа превышает 25 %, однако удельный вес пищевой промышленности в этом показателе – максимум 40 %. Вследствие дефицита современных перерабатывающих мощностей в это регионе портится или теряется, по экспертным оценкам Минсельхоза РФ, до четверти, а то и трети совокупного урожая (производства) сельскохозяйственного сырья.
В то же время удельный вес занятых в АПК региона превышает 40 %, причем доля старших возрастных категорий в этой группе занятых – не менее 60 %. Представители данных возрастных групп в основном заняты в животноводстве и плодоовощном растениеводстве.
В социальном контексте этих экономических вопросов весьма важны более высокие темпы развития промыслово-сбытовой кооперации во всех подотраслях сельхозхпроизводства региона. Например, в 1951 и в 1966 гг. для этой кооперации в числе занятых в сельхозпроизводстве Северного Кавказа (исключая Ростовскую область) превышала 35%. По сути, для старших возрастных категорий были весьма привлекательными возделывание и сбыт разнообразных даров природы через систему потребительских / промысловых кооперативов: это дополнительный, причем стабильный доход; льготные условия приобретения малогабаритной сельхозтехники, удобрений, средств защиты растений, а также доставки продукции в торговую сеть и т.п. При этом возможности двух и, в ряде случаев, сбора трёх урожаев в год, благодаря природно-климатическим условиям в регионе, повышали привлекательность для людей старших возрастов именно кооперационных форм производства и сбыта сельхозпродукции.
По имеющимся данным, наиболее активно эти формы ныне развиваются (точнее – восстанавливаются) в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Карачаво-Черкесии. И, кстати, консервированные плодоовощи, изготовленные в регионе СКФО и доставленные в рамках потребкооперации в 2013-2015 гг., всё чаще появляются в торговых сетях Москвы, Санкт-Петербурга, ряда других крупных городов европейского региона РФ. Таким образом частично решается проблема продовольственного импортозамещения, хотя темпы вряд ли можно признать удовлетворительными.
Вышеупомянутые формы производства и сбыта сельхозпродукции, напомним, сохранялись и после НЭПа, и стали они активно развиваться с 1942 года, с целью большего продовольственного обеспечения фронта и особенно тыла. К середине 1950-х в СССР до трети совокупного производства плодов, овощей, картофеля, ягод, продовольственных (включая животноводство, дары леса и лекарственные травы) производилось и выпускалось именно через кооперативные структуры. Это соответствовало тогдашней политики стимулирования конкуренции между госсектором в АПК и кооперированными сельхозпроизводителями и сбытовиками. И, кстати, в числе последних доля лиц старших возрастных категорий превышала 40 %.
Упомянутая политика, означавшая восстановление ряда элементов НЭПа, продолжалась на основе фактической директивы И.В. Сталина в его последней книге «Экономические проблемы социализма в СССР» (сентябрь 1952 г.): «...Передача негосударственных предприятий в собственность государства есть не единственная и не обязательная, а лишь первоначальная форма национализации». В той же книге Сталин высказался категорически против «огосударствления» колхозов, приусадебных (личных) хозяйств, других предприятий потребительского сектора. Однако...
В середине 1950-х годов хрущёвское руководство взяло курс на ускоренное «огосударствление» в АПК, а также в сфере внутренней торговли. Наиболее последовательно данный неоднозначный курс осуществлялся в РСФСР и Белоруссии. Кроме того, личные подсобные хозяйства были обложены высокими налогами на домашнюю птицу, крупный рогатый скот, свиное поголовье и... чуть ли не на каждое фруктовое или ягодное растение. Это, в сочетании с «разгромом» промысловой и потребкоопперации в 1955-1964 годах, не могло не привести, помимо иных негативных последствий, к серьёзным социальным проблемам в стране (в том числе и на Северном Кавказе). На локальном уровне эти меры были приостановлены в конце 1960-х годов, но восстановления данной сферы производства и сбыта не произошло. Последствия же сложившейся тогда ситуации, включая социальные, ощущаются по сей день. Включая, например, растущий уровень фактической безработицы в сельских районах и социальной «малообустроенности» проживающего там старшего поколения.
По имеющимся экспертным оценкам (2013-2015 гг.), комплексное восстановление кооперационных форм в производстве сельхозпродукции в СКФО, в сочетании с развитием здесь пищевых подотраслей, позволит увеличить производство продовольствия минимум вдвое. Кроме того, удастся существенно повысить уровень жизни людей старшего поколения в сельских районах, на 25-40 % понизить там уровень безработицы и более чем наполовину сократить потери в том же регионе разнообразного сельхозсырья, пока остающиеся весьма значительными. Причем социальные факторы в этих потенциальных трендах особенно важны в районах, примыкающих к административным столицам и крупным городам региона. Ибо в этих районах численность жителей старших возрастов относительно высока – в сочетании с потенциально крупными объемами производства различного сельскохозяйственного сырья. Согласно данным некоторых исследователей, за минувшие 20 лет в города и городские агломерации Северного Кавказа окончательно переселилось до половины сельского населения. Не только молодёжь, но и люди старшего поколения всё чаще предпочитают жить в городе, что приводит к превращению некоторых селений в подобие дачных посёлков….
В конце 2015 года в Минсельхозе РФ состоялось заседание межведомственной рабочей группы по развитию АПК в Северно-Кавказском федеральном округе. Как отметил министр сельского хозяйства РФ Александлр Ткачёв, «СКФО играет важную роль в вопросах импортозамещения, особенно в потенциале по линии экологически чистого продукта. Необходимо обеспечить бесперебойное, качественное и конкурентоспособное производство, в частности, шерсти и развитие мясо-молочного животноводства. Это позволит не только увеличить производство готовой продукции, но и создать новые стабильные рабочие места в регионе».
В ходе данного форума также отмечалось, что субъекты СКФО являются наиболее перспективными в стране по развитию промышленного семеноводства, а с учетом климатических особенностей, округ должен стать еще и общероссийским центром по импортозамещению овощей, фруктов, ягод, как и продуктов их переработки. Эти и смежные направления развития АПК в регионе будут реализовываться, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства, включающее и кооперационные формы производства и сбыта сельхозпродукции.
На Северном Кавказе пока сохраняется дефицит мощностей пищепрома (карта 2014 г.)
Агропромышленный комплекс Северного Кавказа
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 Кавказ Россия сельское хозяйство СССР экономика