ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Антон БРЕДИХИН | 25.01.2016 | 20:07
Первые турки-переселенцы в Ростовской области появились в 1989 году. В настоящее время их общая численность на Дону достигает 36 тысяч человек, они проживают в Мартыновском, Сальском, Волгодонском, Багаевском, Веселовском, Семикаракорском, Зимовниковском и Целинском районах. Одним из центров их проживания выступает Азовский район (1). По данным Всероссийской переписи населения в Мартыновском районе численность турок-месхетинцев достигает 22% населения, из 6500 учеников средних школ 1500 турки-месхетинцы, а в отдаленных от райцентра поселениях района их численность достигает 78% населения (2).
Расселение турок-месхетинцев в восточных районах Ростовской области и крайне сложные условия их адаптации в донское сообщество способствует межэтнической и межрелигиозной почве конфликтности.
На фоне данных процессов отмечается возможность увеличения числа инцидентов насильственного характера и проведение масштабных акций протеста. Так доктор философских наук В.А. Авксентьев видит повторение в Ростовской области ставропольского сценария, в рамках которого происходит усиление межнациональной напряженности. «Юго-восточная половина области в значительной мере заселена выходцами с Кавказа. В целом их численность достигает сегодня трёхсот тысяч человек. Приезжие привозят с собой свою культуру, обычаи, нравы, которые порой вызывают недовольство у коренных жителей. Но главное – предприимчивые мигранты занимают земли, начинают вести свой бизнес, вытесняя порой местных. При этом власти, опасаясь «раскачать лодку», а порой имея и собственный интерес, не реагируют на очевидные нарушения со стороны «гостей»», - считает Авксеньтьев (3).
В свою очередь органами ФСБ по Ростовской области у некоторой части турко-месхетинской диаспоры были обнаружены признаки сепаратистских настроений: в частности у активистов движения были изъяты листовки и запрещенная литература, в которых Северный Кавказ, Дон, Кубань и Астрахань обозначены в качестве турецких земель. Кроме того, наметились их связи с турецким экстремистским движением «Нурджулар». Его представители активно пропагандируют идею превращения Кубани и Дона в «жемчужину Османской империи», а также планируют формирование некой турко-месхетинской автономии, призванной форпостом Анкары на Юге России.
Однако решение сложной межэтнической ситуации возможно лишь путем интеграции турок-месхетинцев в донской этнокультурный ландшафт. Так в сельской школе, где в классе много детей турок-месхетинцев, старый казак дядя Ваня Колодкин посмотрел на них и сказал: «Да показачатся они, куда денутся» — потому что тут такое пространство, в котором нельзя не стать казаками. И на то есть веские основания. Департамент по делам казачества Ростовской области, ГКУ «Казаки Дона» совместно с войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» планируют открыть на востоке Ростовской области казачьи кадетские корпуса, где турки-месхетинцы смогут проходить обучение и вырастут настоящими патриотами Дона. Принять их может и недавно открывшийся Орловский казачий кадетский корпус.
В свою очередь, Правительство Ростовской области осуществляет работу по стабилизации системы межнациональных отношений в восточных районах. В частности, в Управлении социально-политических коммуникаций создан отдел по вопросам межнациональных отношений, а в Зимовниковском районе действует сектор мониторинга межнациональных отношений в восточных территориях. С 1992 г. ведет работу Консультативный совет по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области созданный в целях экспертного и информационно-консультативного обеспечения органов власти области по вопросам гармонизации межэтнических отношений, совершенствования методов профилактики межэтнических конфликтов, закрепления сложившейся системы взаимодействия Правительства Ростовской области с региональными и местными общественными этнокультурными объединениями при подготовке решений Правительства области, а также для формирования механизма постоянного диалога власти и общественности. Постановлением Правительства Ростовской области от 16 января 2014 г. № 51 «О плане мероприятий на 2014-2016 годы по реализации в Ростовской области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Напомним, первые турки-месхетинцы в Краснодарском крае появились в 1983-1984 годах по приглашению партийного руководства для работы в совхозах Апшеронского района. После Ферганской резни мигранты прибыли в Абинский, Белореченский и Крымский районы, скупая дома у уезжающих в Крым татар. Но, многие из них оказались подвержены влиянию наших «заокеанских друзей». Благодаря работе североамериканских фондов, с 2004 года в отношении турок-месхетинцев в Краснодарском крае была реализована программа по добровольному переселению их в США. Непосредственное руководство по переселению осуществляет Международная организация по миграции. Многие отправились искать новую родину за океан, в виду чего в ранее считавшейся «столицей» турок-месхетинцев на Кубани станице Варениковской, представителей данного этноса фактически не осталось. Переехало более 11,5 тысяч человек, проживающих ныне в 20 штатах США, с самым большим представительством в городе Дейтон, штат Огайо (4). Связь между теми, кто уехал «за океан» остается и поддерживаются. У многих часть семьи осела в США, а часть так и осталась на Юге России. Поддержкой контактов занимается как североамериканская диаспора турок-месхетинцев, так и ряд НКО на Кубани, ведущих грантовую деятельность.
Но есть среди кубанских турок-месхетинцев немало тех, кто ненавидит Америку и считает, что именно Краснодарский край является новым домом. Махаддин Ревазошвили из станицы Нижнебаканской категорически против переселения в США: «У меня четыре сына, все отслужили в российской армии, отец Кубань защищал в войну, победу встретил в Берлине. Я терпеть не могу американский образ жизни, а также и саму Америку». По мнению Махаддина, он честно работал в поле, выращивая помидоры и кабачки, и приносит только пользу России. Со своей стороны, власти края уделяют внимание туркам. Местное телевидение сделало несколько репортажей об этом народе, особый интерес представляют фильмы «Турецкая автономная область», «Пока гром не грянет», «Турецкий марш по Кубанской земле» (5).
Существуют и программы финансовой поддержки развития в которых могут принять участие национально-культурных автономий турок-месхетинцев. В частности, это федеральная целевая программа «Укрепление единства и российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718, федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 186, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1493.
Одним из путей к улучшению интеграции турок-месхетинцев в российское общество выступает принятие закона о реабилитации данного народа. В настоящее время в рамках российского законодательства реализуется закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов»; кроме того, принят Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В связи с этим 7 февраля 2015 года представители национально-культурной организации турок-месхетинцев «Ватан» (что в переводе означает «Родина» и намекает на позицию турок относительно российского Юга) обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой принять соответствующий закон в отношении них.
Немаловажным выступает сохранение и укрепление межпоколенческих связей в семьях турок-месхетинцев. Старшее поколение способно удержать молодежь от увлечения так называемым «истинным исламом» (6), распространителем которого выступают вербовщики «ИГ» (запрещённая в России террористическая организация) на Северном Кавказе. Важна историческая память старшего поколения о событиях Великой Отечественной войны: «В годы войны сыны этой малой нации, как и других народов страны, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, среди них есть Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, тысячи месхетинцев погибли на фронтах сражений» (7). Интеграция старшего поколения в советское и российское общество может оказать влияние на молодежь в плане её российской гражданской самоидентификации. Находясь в течение многих лет под открытым влиянием Турции, молодые турки-месхетинцы обучаясь в турецких университетах и, находясь под влиянием пантюркистской идеологии, считают ее своей «полноценной родиной» (8).
Таким образом, в процессе интеграции турок-месхетинцев в российское общество следует помнить о том, что Грузия не выступает единственным центром притяжения данного народа. Как было указано выше, Анкара заинтересована в использовании турок в качестве инструмента своей «мягкой силы». В декабре 2008 года в Анкаре прошел съезд 42 объединений турок-месхетинцев из различных стран мира, объявивших о создании единой конференции, естественно – под патронажем Турции. В рамках реализации программ конференции, многие представители молодежи проходили обучение в турецких университетах. А лидеры национального движения неоднократно выступали против налаживания диалога между правительствами Турции и Армении, которые по их словам могли бы «разрушить единство тюркского мира» и создать камень преткновения в отношениях между Анкарой и Баку.
Анкара рассматривает варианты переселения турок-месхетинцев на территорию исторической Западной Армении. 2 июля 1992 года турецким парламентом был принят Закон № 3835 «Об иммиграции и расселении турок-месхетинцев в Турцию», который гарантировал их переезд в Турцию как самостоятельно, так и по переселенческим программам при условии, что их численность не превышает ежегодного лимита. А согласно последним договоренностям с украинскими властями, в провинции Эрзинджан и Карс будут переселены три тысячи турок-месхетинцев с Донбасса. Соответствующее решение Тайип Эрдоган принял (http://www.mk.ru/politics/2015/10/20/erdogan-reshil-vyvezti-turokmeskhetincev-s-ukrainy.html) после встречи с председателем Всемирной ассоциации турок-месхетинцев Зиятдином Кассановым, который представил бедственное положение народа на территории Украины. Как отмечают эксперты, подобными действиями Эрдоган пытается повлиять на демографическую ситуацию в восточных регионах страны, большую часть из которых населяют курды.
Автор - политолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Примечания
(1) Полонский И. Интернационал-на-Дону// Свободная Пресса. – Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/86806/
(2) Бредихин А.В. Многонациональная карта Дона: конфликты в «восточных территориях»// Этносоциум и межнациональная культура, 2015. № 10. С. 95-98
(3) Ростовской области грозят межнациональные конфликты// Аргументы и факты, Режим доступа: http://www.rostov.aif.ru/society/details/125136 Дата обращения 07.10.2015
(4) Савва М.В. Турки-месхетинцы в Краснодарском крае. Исследования. Сборник информационно-методических материалов. – Краснодар: ЮРРЦ, 2007. – 32 с.
(5) Симоненко В.А. Месхетинские турки: историческая судьба и проблемы культурной адаптации. Дисс… канд. ист. наук. Краснодар, 2002.
(6) Ордынский В. Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом // kavkazoved.info
(7) Мамаев М.И. Турки-месхетинцы в этнополитической ситуации Северного Кавказа: выход из кризисного состояния// Вестник Дагестанского государственного университета, 2009. № 4. С. 75-85
(8) Мейлахс П.А. Отдавая «родине» должное// Нева, 2011. № 3. С. 104-122.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
грант-2016 диаспоры ислам политика и право Россия турки-месхетинцы этничность / этнополитика