АРМЕНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП НА 2016 ГОД
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 17.01.2016 | 14:35
2015 год оказался весьма непростым как с точки зрения политической, так и и социально-экономической.
В развитии Армении продолжились тенденции стагнации, а то и отказа назад. Согласно данным центра «Социометр», доходы 80 % домашних хозяйств в Армении в 2015 году были ниже уровня средней потребительской корзины. Только у 10 % хозяйств доходы выше этого показателя, остальные 10 % являются крайне бедными.
Положительных сдвигов не было достигнуто также в сфере внешней политики, и в первую очередь – в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Более того, возросло число потерь в армии, где по официальным данным, боевые потери составили 42, а небоевые – 34 военнослужащих. Сама эта цифра не может не вызывать глубокой озабоченности. Внутриполитические развития в основном были сосредоточены вокруг процесса конституционных реформ. Принятие реформ в целом свидетельствует об отсутствии симптомов в изменении внутриполитической жизни. Одновременно ситуация внутри власти после референдума 6 декабря по конституционным выглядит еще более размытой, нежели раньше.
Референдум и его реальные результаты показали, что внутри власти достаточно много противоречий. Президент Серж Саргсян не пользуется среди членов своей команды тем уровнем поддержки, каким он располагал, например, в 2012 или 2013 годах. Одним из показателей несколько неустойчивой ситуации внутри власти является информационно-пропагандистская кампания, развернутая в подконтрольных властям СМИ. Формула кампании достаточно проста – для формирования новой власти нужна новая оппозиция, ибо существующая себя давно исчерпала.
Главная цель режима – дискредитация оппозиции с целью укрепления и сохранения собственной власти. Правящая элита пытается убедить ведущих внешних игроков в том, что она якобы является единственной силой, способной управлять страной. Разговоры о слабой оппозиции и о ее необходимой замене являются своеобразным завуалированным посланием властей Армении, адресованным Москве, Вашингтону и Брюсселю.
Сегодня аналитики пытаются составить прогнозы на новый, 2016 год. К сожалению, экономическая и социальная ситуация не дают никаких оснований для сколь-нибидь оптимистических прогнозов. Важнейшим вопросом в повестке дня этого года по-прежнему остается обеспечение прорыва в политической ситуации, а следовательно, наличие для этого необходимых и достаточных ресурсов. В этом плане особую роль приобретает оппозиция.
Партия «Процветающая Армения» (ППА)
После событий февраля прошлого года, когда при активном участии президента Сержа Саргсяна ППА была фактически разгромлена, а ее лидер, крупный предприниматель Гагик Царукян был отстранен от участия в политике, эта деидеологизированная структура, по сути, перестала существовать. Сегодня есть лишь парламентская фракция «ППА», которая, по оценке ряда экспертов, стала своеобразным отделением правящей Республиканской партии Армении (РПА).
Однако вопрос о том захочет ли президент вновь допустить представителей ППА к власти, пока остаётся открытым. Возможно, что эта ситуация прояснится ближе к парламентским выборам, которые состоятся весной 2017 года. А до этого наиболее актуальным для ППА останется вопрос о том, сохранится ли эта деидеологизированная сила как политическая, либо же по примеру некоторых других партий с подобными помпезными названиями, просто уйдет в архив, ибо ППА нечего сказать обществу.
АРФ «Дашнакцутюн»
Последовательные сторонники парламентской формы правления, лидеры дашнаков, поддержавшие власти в вопросе конституционных изменений, возможно, уверены в том, что во время очередных парламентских выборов, АРФД получит квоту в 5-6 депутатских мандатов. Однако у наследников исторической партии нет реальной поддержки в обществе. АРФД имела сравнительно небольшой электорат, а после того, как дашнакцаканы поддержали инициированные властью конституционные изменения, доверия к ним в обществе явно не прибавилось.
«Оринац еркир» («ОЕ» - «Страна законности»)
Эта партия присутствовала на политическом поле в двух ипостасях: как часть власти или в как псевдоппозиция. По итогам парламентских выборов 2012 года «ОЕ» оказалась в Национальном Собрании (НС), благодаря резкому развороту в сторону власти «оппозиционера» Артура Багдасаряна, после президентских выборов 2008 года. В целом, «ОЕ» из-за отсутствия идеологии, а еще больше из-за того, что в разной форме всегда была пристёгнута к власти, утеряла доверие общества и исчерпала себя как политическая сила.
Сегодня у «ОЕ» нет ни финансовых ресурсов, ни серьезных партийных структур, ни влияния в обществе. Некоторые эксперты не исключают, что какой-либо инвестор извне (как, например, председатель Союза армян России Ара Абрамян) может вложить финансовые средства в эту партию и оживить ее. Однако вероятность такого варианта невысока. Правда, здесь необходимо учитывать тот факт, что «ОЕ», наряду с фракцией «Армянский национальный конгресс» (АНК), оказалась единственной парламентской фракцией, которая подписала иск в Конституционный суд о признании итогов референдума по конституционным изменениям недействительными.
«Наследие»
Эта небольшая партия с весьма ограниченными ресурсами при проведении четкой политической линии могла бы стать влиятельной политической силой. В 2007 году для партии, которая впервые приняла участие в выборах в НС, «Наследие» добилось очень хороших результатов. Оказавшись в НС, состоящая из пяти человек оппозиционная фракция «Наследие», отличилась большой активностью и последовательностью в вопросах развития демократии и защиты прав человека. Однако в дальнейшем поведение некоторых представителей партии, включая её лидера Раффи Ованнисяна, нередко отличалось непоследовательностью и невнятностью.
Так, после президентских выборов 2013 года Раффи Ованнисян, за которого по официальным данным проголосовало свыше 37 % избирателей, не смог выстроить цельной политической линии в поствыборной борьбе. До сих пор непонятно, исходя из чего Р. Ованнисян, который в день инагурации привёл к президентскому дворцу десятки тысяч людей, вдруг оставил своих сторонников, отправившись с относительно небольшой частью демонстрантов к памятнику жертвам Геноцида армян, где вместе с первым полицейским В.Гаспаряном прочел молитву... Непонятно также, почему после выборов лидер «Наследия» вдруг решил поехать в Москву?
Демонстрацией политического бесплодия этой структуры стала деятельность в Совете старейшин Еревана депутатов блока «Здравствуй, Ереван», созданного партией «Наследие». Представители блока за 2 года работы в столичном парламенте могли развить активную деятельность и использовать это обстоятельство в своих политических целях, но ничего подобного не произошло и чем занята эта фракция в Совете старейшин никому неизвестно. Неэффективной оказалась также деятельность партии и ее лидера в рамках объединения «Новая Армения», представители которого пытались организовать серию акций протеста против конституционных изменений и добиться на этой волне смены власти. Движение не нашло поддержки в обществе и более того, своими плохо продуманными действиями дискредитировало уличную форму борьбы.
Партия «Армянский национальный конгресс» (АНК)
Партия АНК оказалась единственной до конца принципиальной и последовательной оппозиционной силой, апеллировавший к интересам общества. В мае прошлого года активная позиция АНК сыграла важную роль в том, что жители нескольких областей отвегли во время референдума предложение правительства об укрупнении общин. И, хотя впоследствии по этому вопросу было принято решение, которое устраивало власть, тем не менее, партия АНК сумела продемонстрировать наличие хорошо организованных территориальных структур, а также свою способность к активной работе с населением.
АНК также оказалась единственным принципиальным противником конституционных реформ. Несмотря на крайне ограниченные финансовые ресурсы, эта сила сумела (в основном с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей), провести достаточно эффективную агитационную кампанию против принятия конституционных реформ. Получилось так, что власть, имеющая по сравнению с АНК несопоставимо большие информационные и финансовые ресурсы, проиграла борьбу за общественное мнение. Другое дело, что итоги референдума были впоследствии сфальсифицированы властями, однако борьбу за общественное мнение они проиграли немногочисленной и финансово стеснённой организации, которая сумела правильно и эффективно организовать агитационный процесс.
АНК, имея четкую идеологию, большой опыт политической борьбы, хорошо организованные структуры, испытывает очевидные проблемы с финансовыми ресурсами. Вопрос о том найдутся ли инвесторы для этой последовательно радикальной и хорошо организованной партии, по-прежнему остается актуальным.
Рассмотрим также ситуацию, царящую в так называемом «предбаннике» Национального Собрания.
Из тех сил, которые заявили о намерении участвовать в паламентских выборах, следует выделить три новые партии, две из которых целиком ориентированы на Запад: партиия «Гражданский договор» во главе с депутатом НС Николом Пашиняном и партия «Светлая Армения», также возглавляемая депутатом парламента Эдмоном Марукяном. Скорее всего, эти партии будут иметь серьзные финансовые источники. Третья сила, которая заявила о своих планах принять участие в выборах – это партия «Альянс», возглавляемая бывшим членом ППА, депутатом Тиграном Уриханяном. Скорее всего, «Альянс» также не будет испытывать недостатка в финансовых средствах. Согласно сведениям некоторых СМИ, за Уриханяном маячит фигура второго президента Роберта Кочаряна.
Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что на настоящий момент в стране нет серьезных внутренних ресурсов, достаточных для изменения внутриполитической ситуации. Некоторые эксперты указывают на очевидную перспективу внешнего фактора стать важной составляющей возможных политических трансформаций.
Узвимая армянская власть продолжает устраивать как американцев, так и россиян. Однако реальные итоги референдума 6 декабря, отразившие истинное отношение общества к властям, не могут быть проигнорированы ведущими внешними игроками. Кроме того, возникает естественный вопрос о том, насколько целесообразно и дальше поддерживать правящий в Армении режим. Здесь есть опасность и того, что в конце концов один из внешних игроков может повернуть неприязнь общества к режиму против своего конкурента в регионе – как это произошло, например, в случае с Януковичем на Украине, когда поддержка Москвы непопулярной политической фигуры обернулась отторжением украинского общества к России.
По данным «гороскопа-2016», внешние игроки еще не сказали своего решающего слова.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право