Свыше двух месяцев ВКС России проводит операцию в Сирии. Эта операция не была бы столь символична, если бы не происходила на пике обострения глобального мирового кризиса, охватывающего все сферы человеческого бытия, от нравственной составляющей до экономический модели и жизни людей вообще.
Логика обстоятельств приводит к тому, что в сирийский конфликт, по сути, втянуты не только соседние с Сирией страны, но также и Армения как единственный союзник России на Южном Кавказе. И если в военном отношении сирийский кризис пока ещё локализован, то в информационном плане он уже охватил всю планету.
В мире геополитики сегодня происходят тектонические сдвиги, а эпицентр разлома проходит через Сирию – колыбель религий и цивилизаций.
Ликвидация последствий перестройки
В советское перестроченное время был популярен один анекдот - «сейчас у нас перестройка, а после будет ликвидация последствий перестройки, после чего ликвидация последствий ликвидации последствий перестройки». Не прошло и 30 лет, как это анекдот в полной мере можно применить в отношении так называемой западной коалиции из 60 стран. Для начала хотелось бы сослаться на доступную в открытом доступе информацию, озвученную первыми лицами США. По странному стечению обстоятельств эта информация нарочито игнорируется, хотя по существу является «чистосердечным признанием»
В интервью Фокс Ньюс в 2012 Хилари Клинтон открыто признала, что именно её страна создала Аль-Каиду. В интервью VICE NEWS от 16 марта 2015 президент США фактически признал, что т.н. "Исламское государство" – это результат политики США на Ближнем Востоке.
На фоне подобных «чистосердечных признаний» попытки США возглавить коалицию по борьбе с провалом собственной политики на Ближнем Востоке выглядят, по меньшей мере, странными. И хотя официально подобные признания можно считать признанием провала, скорее, мы имеем дело с классическим проявлением геополитической школы западных держав. Терроризм, так же как и экономическая экспансия, всегда был, есть и будет одним из способов поддержки собственных интересов в любой точке мира. И страны, которые ведут свою политику, основываясь на таком подходе, вряд ли могут, при всем желании, с ним бороться.
Без поддержки спецслужб (в лучшем случае – без их молчаливого согласия) так называемый международный терроризм как глобальное организованное явление был бы невозможен в принципе. Существование «ИГ» (запрещённая в России террористическая организация) – яркое тому доказательство.Данная группировка не выжила бы без прямой поддержки со стороны Турции и ряда других игроков. В то же время, по меньшей мере странным выглядит тот факт, что турецкая поддержка «ИГ» долгие годы оставалась вне поля видимости западных спецслужб и той же коалиции, куда входит Турция. И здесь либо придется признать несостоятельность ведущих мировых разведок, либо же речь идёт об очередном сценарии управляемого хаоса, имя которому «ИГ».
Количество нефти, поступающей в Турцию с захваченных боевиками территорий Сирии, является незначительным, заявили в Госдепартаменте США. Ранее российские власти обвинили руководство Турции в закупках нефти у террористов. И всё же Госдеп признал, что нефть поставляется в Турцию, остающуюся союзником США по так называемой «борьбе с ИГ». Таким образом, факт прямой или косвенной поддержки терроризма со стороны коалиции признан самой этой коалицией, участники которой по-прежнему декларируют бесконечную борьбу с «мировым злом».
Все это было бы смешно, если бы не оплачивалось кровью сотен тысяч людей, а также новым геноцидом христиан и армян в частности.
Российская операция в Сирии
Пока ряд СМИ с пеной у рта пытаются доказать неэффективность действий России, «империя ватников» одерживает не только военные, но и дипломатические победы. И здесь особо следует отметить, что дипломатические победы были бы невозможны без реальных военных успехов в Сирии. Операция в Сирии, хотя часто озвучивается, что она воздушная и её осуществляют Воздушно-космические силы РФ, на самом деле является комплексной. Речь идёт и о воздушной, и о сухопутной операции, включая и обучение российскими специалистами сирийских военных работе с военной техникой. В качестве сухопутных сил выступает сирийская армия и поддерживающие её силы. Таким образом, повторимся, речь идёт о комплексной операции, и с учетом вовлечения в неё России победа там неизбежна. Это понимают как на Западе, так и на Востоке.
Турецкий гамбит
Вблизи границ Армении развёрнуты соединения 9-го армейского корпуса 3-й полевой армии Сухопутных войск Турции, способной в сравнительно короткие сроки (5-7 суток) развернуть на операционном направлении Гюмри – Ереван мощную наступательную группировку. Военной составляющей политики Турции (реальная военная доктрина, а не декларативная) никогда не скрывались планы захвата Армении и даже Грузии, которая по странному стечению обстоятельств стремится в НАТО, попадая в полную зависимость от Турции. При вступлении Грузии в НАТО возможно развёртывание группировки турецкой армии на территории Грузии.
Учитывая все эти обстоятельства, создание противовеса Турции вокруг ее границ является важнейшей задачей, решить которую способна Россия и её союзники. И данная задача решается не только в рамках борьбы с ИГИЛ, но и в рамках обеспечения безопасности стран ОДКБ, в частности – усилением российском военной базы в Армении.
Справедливости ради стоит отметить, что в результате расширения присутствия РФ на Ближнем Востоке российские военные базы становятся фактором сдерживания турецкой экспансии. И если вспомнить о недавнем возвращении Крыма в Россию, то этот фактор - тоже часть нейтрализации влияния весьма опасного представителя НАТО – Турции.
Таким образом, в отношении Турции Россия изначально решает военную задачу создания баланса сил в регионе, и это обстоятельство никак не связано с уничтожением самолета Су 24. Уничтожение 24 ноября российского самолета лишь показало, что изначально поставленная задача решается успешно, потому и вызывает попытку Турции и ее союзников выдавить Россию из Ближнего Востока. Впрочем, трагический инцидент позволил российским официальным лицам открыто озвучить цели и задачи военной составляющей сирийской операции. Усиление ПВО в Сирии, использование дальней авиации, испытание в реальных боевых условиях новейших технологий и вооружений – лишь видимая часть айсберга.
При этом заинтересованные силы пытаются представить инцидент с Турцией в СМИ едва ли не как поражение Москвы; на самом же деле дипломатический успех, о котором речь пойдёт ниже, стал возможен именно благодаря военным успехам. Ибо «право сильного» сдвинулось немного на восток.
Дипломатические итоги войны
Напомним, что 17 и 19 декабря СБ ООН принял две важнейшие резолюции, и хотя СМИ обращают внимание больше на документ от 19 декабря, на самом деле было принято две важных резолюции, что стало возможным благодаря именно военным успехам Росси в регионе.
Резолюция 2253 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7587-м заседании 17 декабря 2015 года, де-факто запрещает торговлю с «ИГ» и финансирование этой запрещенной в РФ террористической группировки. Не секрет, что международное право давно перестало соблюдаться, ибо действия правовых институтов были возможны в условиях биполярного мира, когда в лице СССР имелся противовес западному силовому блоку. В случае конфликта интересов позиции двух игроков «первого плана» упиралось в так называемое международное право. Сегодня ситуация складывается несколько по-другому. Россия использует силовое превосходство на Ближнем Востоке для того, чтобы иметь возможность опираться на международное право, где она и так де-юре имеет преимущество (только присутствие России в Сирии является законным, всех остальных «борцов с терроризмом» международное право классифицирует как инициаторов вторжения или оккупантов)
В тоже время, другая резолюция от 19 декабря, по сути, признает «право народа Сирии определять свое будущее и выбирать своего президента». Сам Асад не упоминается в резолюции и, таким образом, вопрос о будущем сирийского президента остаётся камнем преткновения. Согласно резолюции, в шестимесячный срок должен быть определен «график и процедура разработки проекта новой конституции» и в течение 18 месяцев должны состояться свободные и справедливые выборы в соответствии с новой конституцией, организованные под надзором со стороны ООН.
Члены сирийской оппозиции скептически отнеслись к одобренной Советом Безопасности ООН резолюции по урегулированию ситуации в Сирии, сообщает AFP. Так, по словам главы Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Халеда Ходжи, «резолюция подрывает результат переговоров сирийских оппозиционеров в Эр-Рияде и уменьшает значимость предыдущих резолюций ООН по поиску политического решения проблемы Сирии». По мнению ещё одного члена коалиции, соглашение невозможно осуществить, поскольку вопрос о судьбе Башара Асада остается невыясненным. Он также отметил, что не видит возможности добиться прекращения огня в Сирии до тех пор, пока сирийские ВВС и российские ВКС наносят авиаудары. Примечательно, что собравшиеся в Эр-Рияде так называемые «умеренные» сирийские оппозиционеры потребовали вывода из Сирии всех иностранных вооруженных формирований, включая российские войска, иранский КСИР, ливанскую «Хизбаллу» и «ИГ». При этом они почему-то умолчали о многочисленных бандах с участием иностранных джихадистов, сражающихся против сирийского правительства и мало чем отличающихся от террористов «ИГ».
Лидеры сирийских партий и групп, не получивших приглашение в Эр-Рияд, в середине сентября объявили в контролируемой курдскими силами местности Маликия провинции Хасеке о создании Сирийского демократического союза, в состав которого вошли представители курдов, ассирийцев, некоторых фрагментов де-факто распавшейся Сирийской свободной армии.
Всё это, а также действия многочисленных вооружённых формирований (действующих самостоятельно или подпитываемых из-за рубежа) не сулят переговорному процессу в Сирии успехов без качественного военного перелома «на земле» в пользу правительственных сил и их союзников.
Вероятные последствия для Кавказа
В ответ на действия России её геополитические оппоненты в обязательном порядке попробуют создать на Кавказе, и, в частности, в Армении, элементы управляемого хаоса. Это будет выражается в попытках размораживания карабахского конфликта и шагах, направленных на дестабилизацию ситуации внутри страны. Все признаки ввязывания Армении в войну уже видны невооруженным глазом: речь не только о постоянных диверсиях со стороны Азербайджана, но и о постоянных вялотекущих и перманентно активизирующихся сценариях подрыва внутриполитической стабильности в стране.
Война в Сирии имеет судьбоносное значение для Армении. Помимо защиты армян от нового витка англо-турецкого геноцида, для нас победа в Сирии – это вопрос региональной и национальной безопасности в будущем.
Противодействие
Противодействие ожидаемым сценариям использования «ИГ» для «демократизации региона» также должно быть комплексным и включать, по крайней мере, следующие составляющие:
1. Организованное противодействие информационному терроризму со стороны всех стран ОДКБ;
2. Военное сопротивление, включая различные форматы поддержки со стороны ОДКБ российской операции против «ИГ»;
3. Достижение политического единства стран-членов ОДКБ и ЕАЭС в отношении не только операции в Сирии, но и применительно к так называемой «антитеррористической коалиции» во главе с США, созданной для борьбы с порождением их же собственной политики на Ближнем Востоке.
* * *
В рамках состоявшегося накануне в Москве заседания Совета глав государств ОДКБ было принято заявление о противодействие международному терроризму. В документе, в честности, отмечается: «мы приветствуем принятие Советом Безопасности ООН Резолюции 2253 от 17 декабря 2015 года по борьбе с финансированием терроризма и содержащийся в ней призыв ко всем государствам принять необходимые меры в отношении ИГИЛ, Аль-Каиды и других связанных с ними лиц, групп и организаций. Подтверждаем ответственность всех государств предпринимать усилия, направленные на выявление организаций, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические связи с ИГИЛ и другими террористическими группами, и надежное блокирование каналов финансовой подпитки терроризма».
Государства ОДКБ выступили за формирование широкой коалиции на основе положений устава ООН, а также выразили намерение «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам».
Арман Бошян - глава Ереванского геополитического клуба
По материалам: Кавказский геополитический клуб