К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЧЕЧЕНСКОГО СОЦИУМА
ИНТЕРВЬЮ | Вахит АКАЕВ | 22.12.2015 | 18:45
«Почему такое количество молодых чеченцев попадает на «джихад» в Сирию? Для меня, как исследователя особенностей региональных форм духовной культуры, очень важно найти адекватный ответ на этот вопрос». О поисках адекватных ответов и необходимости прорыва в чеченском обществе - интервью политолога Вахита Акаева.
Справка: Вахит Хумидович Акаев - главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН, доктор философских наук, профессор отделения кафедры ЮНЕСКО по корпоративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межнационального диалога по Северному Кавказу (Санкт-Петербург).
«В СМИ республики отсутствует многообразие мнений»
- Вахит Хумидович, картина чеченского социума вызывает интерес в России и за её пределами. Какова Ваша эмпирическая оценка послевоенного чеченского общества, что изменилось в характере чеченского народа, в культуре чеченцев, в жизненных ориентирах?
- Действительно, нынешнее состояние чеченского социума вызывает значительный интерес у разных экспертов от журналистов, политиков до ученых. Мне и моим коллегам часто задают вопросы: как у вас дела, что происходит в республике, каково социокультурное состояние чеченцев и т.д.? Иногда они носят праздный характер, иногда их авторы хотели бы услышать мнение специалистов, осмысливающих то, что ныне происходит в Чеченской Республике. Отвечая на них, хотелось бы выделить несколько тенденций развития чеченского этноса.
Во-первых, в республике практически покончено со следами военных разрушений, постепенно восстанавливаются экономика, социальная сфера как основа бытия жителей. Создаются, хотя с трудом, новые рабочие места, но при этом их не хватает на всех, ограничены возможности заработать средства для нормальной жизни. Отсюда – низкий уровень жизни людей, не видны перспективы ее улучшения.
Во-вторых, общество нуждается в переходе на новый уровень более качественного развития экономических и гражданских отношений. Явно ощутима необходимость серьезно продуманной программы развития среднего и малого бизнеса, без которой невозможно улучшить благосостояние людей. Цены на товары растут ежедневно, продукты на рынке в ЧР дороже, чем на всем Северном Кавказе, происходят странные кульбиты с коммунальными услугами и т. д.
Для определенной категории людей «отсутствуют» законы, хотя они имеют в собственности разные виды производства, здания, сооружения, но при этом умудряются не платить государству налоги.
В-третьих, в СМИ республики отсутствует многообразие мнений, они не отличаются выражением свободы в освещении событий, происходящих в республике и вокруг нее.
Сложные экономические, социальные проблемы психологически угнетают население, у людей нет оптимизма, который наблюдался несколько лет назад, когда республика бурно развивалась. Сейчас нужны иные подходы и решения и, если хотите, креативно ориентированные силы.
«Многоженство в истории чеченцев не было явлением распространенным»
- Новостные агентства и телеканалы бурно освещали «свадьбу века» и связанный с ним вопрос многоженства в Чечне. Рамзан Кадыров и первая леди подтвердили, что многожёнство является сунной (поощряемо), и нормой шариата в институте семьи и брака. Однако Чеченская республика – субъект светского государства. Проводились ли социологические исследования по теме полигамии в ЧР?
- Чеченцы – кавказцы со своими древними культурными кодами, установками, и одновременно россияне, живущие в общей стране. Они и мусульмане, а по шариату мужчина имеет право иметь до четырёх жён, но при условии, если он их может содержать и оказывать каждой равное внимание. Мусульманину запрещено иметь одновременно более четырёх жен. Однако далеко не всегда такое требование шариата выполняется.
Надо признать, что многоженство в истории чеченцев не было явлением распространенным. Не было распространено многоженство в царское время, по понятным причинам оно было редким и в советское время. Но после двух войн в Чечне сложилась ситуация, когда десятками тысяч погибли мужчины, юноши. Много женщин осталось без мужей. В этой ситуации, следуя обычаям и традициям, нормам шариата, некоторые мужчины стали создавать вторые, третьи семьи, а иногда и четвертые.
Сегодня многоженство позволяют себе и очень состоятельные люди, мотивируя свои позиции нормами шариата. Сказать, что с этим всегда согласны родственники, дети, было бы неверно. Подобная ситуация в некоторых семьях вызывает ссоры, обиды. Хотя имеет место и относительно спокойные ситуации. Российское законодательство многоженство запрещает, хотя помнится и выступление Владимира Жириновского в Госдуме с предложением об узаконивании многоженства в стране.
В России немало случаев гражданских браков, наличие разных «любовных треугольников». То есть реальная ситуация с брачными отношениями значительно сложнее, чем конституционные и законодательные нормы. Можно ли это законодательно отрегулировать?
Социологических исследований на эту тему не проводились, поэтому однозначного ответа, основанного на обобщении опросов, количественных показателей, у нас нет. В целом, с моей точки зрения, чеченское общество не склонно к признанию многоженства, оно в своей основе имеет свои этнокультурные ценности, сопряженные с регулированием брачных отношений, не позволяющих развивать многоженство. Безусловно, эта тема требует серьезного научного исследования, что позволит дать более ясную конкретную картину.
- Аспирант из Ингушетии собирался посвятить полигамии кандидатскую диссертацию, но престижный московский вуз отклонил предложенную тему. Есть ли предпосылки распространения полигамии на Северном Кавказе - в Ингушетии, Дагестане? Насколько актуально научное исследование по данной теме для кавказского региона, по Вашей оценке?
- Вряд ли престижный московский вуз решает более основательные научные этнокультурные задачи, нежели проблемы изучения полигамии в Ингушетии, Чечне или Дагестане. С моей точки зрения, эта интересная задача, напрасно не дали молодому человеку её исследовать. На Северном Кавказе явление полигамия все-таки не распространено, как, например, на мусульманском востоке. Видимо, и там многоженство могут себе позволить очень состоятельные люди, но бедные, экономически стесненные - не могут.
У чеченцев имеется классическая поговорка: мужчина, имеющий двух жен, не нуждается в собаке во дворе. С моей точки зрения, только 3% мужчин в Чечне, возможно, являются многоженцами. Такая ситуация и в Дагестане, Ингушетии. Иной перспективы в развитии многоженства в Чечне в ближайшие 20 лет я не вижу.
- Какие функции выполняет сегодня чеченский институт тайпов? Насколько социальное пространство Чечни подвержено расслоению и от чего этот фактор зависит?
- В последние 20 лет много говорят о чеченских тайпах, появились соответствующие эксперты, раздающие свои комментарии. В целом, объяснение ситуации с институтом тайпов в Чечне неоднозначно. Этот социальный институт давно подвергся модернизации, перестал выполнять свои первоначальные функции. Социальное устройство чеченцев давно перестало основываться на родовых, тайповых отношениях (хотя они имеют некоторые сходные черты, но имеют и существенные различия). Чеченское общество, как и многие другие этнические сообщества, как в годы СССР, так и сегодня, подверглось урбанизации, модернизируется.
На основе тайповых отношений не решаются серьезные экономические, социальные, политические задачи внутри самого чеченского общества, хотя они оказывают определенное влияние при формировании клановых систем.
Социальное расслоение чеченцев подчинено законом дикого рынка, наблюдаемого на всем пространстве нашей общей страны. Расслоение огромное, условно его можно выразить в пропорциях: 2% - очень богатые, средний класс – 10 %, 82 % - бедные и нищие. По моим прикидкам – такова специфика стратификации, экономического благополучия населения республики, а точнее, его неблагополучия. У большего количества семей зарплат и других доходов едва хватает на еду. У них сегодня нет никаких шансов изменить нищенский образ жизни, улучшить свое благосостояние. И эта ситуация накапливает серьезный политический заряд.
Необходима иная тенденция экономического, социального развития, нужно такое развитие экономики, чтобы массы людей могли бы заняться малым и средним бизнесом, жить достойно, обеспеченно. Этого пытается достичь руководство республики, но ситуация меняется крайне медленно. Что-то препятствует развитию… Видимо, решение этой задачи находится не в Чечне, а в федеральной экономической и социальной политике.
- В Москве существует квартал валютных миллионеров, представляющий собой параллельный социум, живущий своей жизнью в столице РФ. В Чечне богатые также живут изолировано от общества, или этого не позволяет национальный менталитет? Небоскрёбы в Грозном заселены простыми чеченцами?
- То, что небоскребы не заселены простыми людьми, скажет любой житель Грозного. Чиновничество всегда создает компактные места для своей прослойки, богатые изолируются в селах, городских кварталах от простых людей по разным соображениям. Подобным образом создается некая каста, которая порою ведет себя высокомерно, вызывающе, некоторые их дети, родственники, часто совершают безнаказанные преступления, от которых страдают и сами чиновники. У таких чиновников - специфическая жизнь, но, как говорится, и богатые плачут.
Ставка «ИГ» на Чечню
- В Чечне ислам получил стремительное развитие. Такого количества мечетей мирового уровня в сельской местности, школ хафизов нет ни в одном регионе России, Поддержка хаджа руководством Чечни также на порядок выше. И при таком внимании к религиозным потребностям общества в ряды запрещенной в РФ террористической группировки «ИГ» вступили почти 500 человек из Чеченской Республики, около двухсот из которых уже уничтожены. Как сложилась подобная социально-политическая ситуация?
- Ислам и православие в Чечне поддерживаются руководством республики. При поддержке федерального центра, отдельных состоятельных людей, разных фондов, в том числе и зарубежных, строятся прекрасные мечети, исламские учебные заведения, школы хафизов. Поддерживаются мусульмане, совершающие хадж. Это происходит и в соседнем Дагестане, где также много делается для утверждения ислама, духовности верующих. Ведь было время, когда преследовали верующих, не позволяли им совершать соответствующие обряды, уничтожали мечети, церкви, людей лишали культовых сооружений, где они могли молиться, сажали и расстреливали представителей духовенства, глубоко верующих людей. Слава Всевышнему, это преодолели. Сейчас много делают, чтобы верующие не были ущемлены, создаются соответствующие условия. Подобная политика находит поддержку у населения, она поддерживается.
Как и у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, у многих также возникает вопрос: почему такое количество молодых чеченцев попадают на «джихад» в Сирию? Для меня, как исследователя особенностей региональных форм духовной культуры, очень важно найти на него адекватный ответ.
Глава Чечни Рамзан Кадыров лично беседует с молодежью, попавшей под влияние "ИГ"
Уход сотен молодых чеченцев на войну, где гибнут мусульмане и немусульмане – это тревожный симптом, требующий тщательного анализа явления, причин его возникновения и определение путей блокирования. Прежде всего, хотелось отметить, что молодежь обрабатывается через социальные сети, где сирийских ополченцев изображают в качестве борцов за ислам, а президента Сирии Башара Асада - как врага ислама суннитского направления. Фанатичная молодежь попадается на эту агитацию. Такую работу проводят и вербовщики на местах или находящиеся где-то за рубежом. Молодежь поддается и на финансовые выгоды, которые им сулят сторонники «ИГ». Определенная часть убегает и от жизненных проблем, а иные - и от совершенных преступлений. Недавно в Сирии погиб чеченец 36 лет, у него остались там жена с четырьмя детьми. Разве он сражался за ислам? Ведь он отправился на «джихад» без согласия своей матери, он - не борец за ислам, а обыкновенный наемник.
Через несколько месяцев его женщину по «законам ИГ» вопреки ее воли выдадут замуж за «брата-мусульманина». Родственники в трауре, более того - в шоке, они не знают, как ее с детьми вернуть на родину. Это пример для серьезных размышлений для молодежи, поступки которой разрушают самые дорогие ценности чеченского народа: жить, работать, умереть на родине своих отцов и дедов, совершая добрые дела. В этом и заключается джихад для чеченцев.
Между тем, против чеченской молодежи ведется война, направленная на ее дезориентацию, лишение традиционных патриотических ценностей, уважения обычаев и традиций народной культуры. Ее пытаются переориентировать ее на ценности «всемирного халифата». Кому-то очень хочется превратить чеченскую молодёжь в наемников и использовать ее как топливо в мировых пожарищах.
Другая Чечня
- Практически во всех престижных вузах Москвы обучаются выходцы из Чечни (есть и преподаватели). Творчество чеченских художников и поэтов вызывает восхищение и восторг. Насколько влиятельна научная и творческая интеллигенция республики, поддерживаются ли научный сектор и культура на том же уровне, что и сфера исламской религии в Чечне?
- Искусство, спорт, культура, образование в республике поддерживаются - это наши приоритеты - а лучшие представители поощряются. Руководство республики не меньше внимания, чем религии, уделяет данным областям социальной и духовной сферы. Это факт. Однако, с моей точки зрения, число молодых людей, занимающихся этими формами деятельности, по сравнению с представителями соседних республик значительно ниже. Поэтому важно изменить ситуацию в лучшую сторону как в количественном, так и качественном отношении.
"Ты не один". Картина чеченской художницы Аси Умаровой
Развитие науки и технологий требуют государственной поддержки, соответствующего финансирования, на одной инициативе далеко не уедешь. Чеченское общество нуждается в основательном освоении современных научных знаний и технологий. Здесь необходим прорыв. В противном случае, оно будет долго находиться в плену мифов и иллюзий.
- В субъектах Северного Кавказа социальная среда где-то имеет регулятора в виде министерства или комитета по делам молодёжи, национальной политике, по делам религий, где-то такие ведомства не созданы. С Вашей точки зрения, государство должно заниматься идеологическим воспитанием молодежи, проводить политику культурного развития кавказского сообщества?
- Указанные Вами властные структуры призваны осуществлять культурную, молодежную политику в стране, различных ее регионах. Разумное управление этими процессами необходимо, но при этом нельзя лишать молодежь, людей инициативы, реализации своих естественных потребностей в искусстве, религии, культуре, образовании.
- На каком уровне находится предпринимательская активность населения, модернизация экономики Чечни?
На рынке
- В республике немало сделано для восстановления экономики и социальной сферы. Но остался не восстановленным нефтеперерабатывающий комплекс, очевиден застой в развитии промышленности, ощущается снижение темпов строительства. Помнится, как в Грозном высокопоставленный российский чиновник в ответ на озвученные министром промышленности республики планы развития этой отрасли, спросил: а зачем Чечне промышленность?..
Промышленная отсталость республики очевидна, а с этим сопряжены интеллектуальная, экономическая, техническая и технологическая грамотность населения. Бизнес-инкубаторы, бизнес-парки реально отсутствуют, о них иногда говорят, присутствует имитация, но конкретных дел слишком мало. Нет научно выверенной системы развития и малого и среднего бизнеса.
- Общая для России тенденция и проблема - падение авторитета чиновников практически всех уровней. В моём представлении, в Чечне отношение власти к своему народу имеет другие «оттенки», отличные от общероссийских, так ли это?
- Чечня – составная часть России, где эти тенденции имеют свою местную специфику, колорит. Конечно же, имеются чиновники, работающие честно, стремящиеся улучшить управленческую ситуацию. Но в целом чиновничество давно потеряло свой авторитет в народе. Причины очевидны: оно «жиреет, а народ хиреет». Чиновников не донимают, как простых людей, проблемы, они не считает рубли на еду, одежду детям, на улучшение здоровья и пр.
- По Вашей оценке, что более всего ценят в современном чеченском обществе, помимо мира и спокойствия в республике?
- Высоко ценят честность, порядочность, милосердие, заботу о родителях, детях, образованность... Хотя в условиях капитализации общества эти качества подвергаются коррозии. Но семейные и социальные институты противостоят диким рыночным отношениям, пока еще сохраняя глубинные этнокультурные ценности.
Беседовала Светлана Мамий, Москва
По материалам: Кавказский геополитический клуб
диаспоры ислам модернизация Россия традиционализм Чечня этничность / этнополитика