В 2017 ГОДУ РЕСПУБЛИКАНЦАМ ПРИДЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ ВЛАСТЬЮ С «ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ АРМЕНИЕЙ» И АРФ «ДАШНАКЦУТЮН»
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 08.12.2015 | 20:23
“Да”, сказанное если не большинством армянского общества, то большинством властным, окончательно расставило точки над i относительно ближайших намерений и планов в Армении власть предержащих. Удастся, ли на Ваш взгляд, республиканцам в очередной раз стать большинством в парламенте созыва 2017-го года?
Более вероятен вариант, что РПА не получит большинства и ей придется поделиться властью с “Процветающей Арменией” и АРФ “Дашнакцутюн”, которые могут стать ее «младшими партнерами». В пользу этой версии говорит поддержка этими партиями идеи конституционного референдума и однозначное признание ими законности результатов этого референдума. Теперь логично ожидать, что они имеют шансы претендовать на определенные посты в парламенте и будущем правительстве. Однако главенствующая роль, конечно, останется за правящей РПА.
Существует версия, согласно которой конституционные преобразования в Армении, в том числе были обусловлены и “западным заказом”, имеющим далеко идущие цели, естественно, противоречащие российским. Оцените степень ее состоятельности?
Очевидно, что посольство США не стало активно противодействовать проведению конституционного референдума, его позиция скорее нейтральная. Речи явно не идет о намерении решительно вмешаться с целью свергнуть третьего президента Армении, как это имело место с Шеварднадзе, Януковичем или нынешним сирийским президентом Башаром Асадом. Но и той поддержки, которую имели от США Саакашвили или Ющенко-Порошенко речи тоже не идет. Такое нейтральное отношение может измениться в ту или другую сторону, однако явно не в самое ближайшее время. После референдума США и их союзники постараются использовать ситуацию для того, чтобы содействовать продвижению в парламент Армении на выборах 2017 года наиболее симпатичных для них армянских политиков. В отличие от США Москва предпочитает не вести собственной игры на армянском внутриполитическом поле, она сосредоточена в первую очередь на международном аспекте наших двусторонних отношений и общих проблемах безопасности. Именно здесь на Армению может повлиять внешний фактор: проблема терроризма и все происходящее в Ираке, Сирии и соседних странах может оказать сильное влияние на весь регион Южного Кавказа. Очевидно, что это влияние скорее принесет Армении и всему региону новые проблемы, а не будет способствовать решению уже имеющихся.
Новая Конституция предполагает предельное “размазывание” властных полномочий и, соответственно, ответственности между правительством, парламентом и президентом. Соответствует ли подобная ситуация интересам партнеров Армении, в частности, России?
Это вызывает большие опасения по поводу эффективности нового механизма власти. Однако оправдаются ли эти опасения покажет будущее.
Создается впечатление, смена Конституции с полупрезидентской на парламентскую форму правления в странах, подобных Армении - ни что иное как путь в направлении коллективной безответственности. Какими Вам представляются его перспективы, учитывая наличие неурегулированного карабахского конфликта и бесчинствующих в 500 километрах террористов ИГ?
Коллективная безответственность – это путь самоубийства для всей правящей элиты. Вряд ли кто-то из армянских политиков захочет отдать предпочтение этому пути. Более вероятно, что решаются другие политические задачи, связанные с проблемой воспроизводства власти в контексте окончания второго президентского срока Сержа Саргсяна и перспективы будущих парламентских и президентских выборов. Вряд ли у авторов нынешней конституционной реформы есть заранее проработанная программа действий на далекую перспективу. Для них важно решить проблему выборов 2017 и 2018 годов, дальнейшее будет зависеть от полученных результатов и новых политических раскладов.
Новая Конституция отводит президенту довольно туманное право назначать командующих Вооруженными силами и присуждать воинские звания, исключительно из числа кандидатов, предложенных премьер-министром. В случае же объявления войны главнокомандующим ВС должен стать премьер-министр. При этом практически во всем премьер будет зависеть от, представляющей в парламенте абсолютное большинство, Республиканской партии. Не приведет ли подобная размытость управления армией к новым угрозам и рискам национальной безопасности Армении и Арцаха?
Такая опасность появится в том случае, если премьер не будет контролировать ситуацию в парламенте и в правящей партии. Если же ему удастся все контролировать – то жесткая вертикаль власти будет сохранена и никакой размытости в управлении армией и т.п. не возникнет. В этом случае ситуация будет зависеть от того, станет ли парламентская модель более эффективной в решении острых социально-экономических проблем Армении. Многое для Армении и всего региона будет зависеть от внешних факторов, от того, как будет развиваться ситуация в Ираке, Сирии и соседних странах. И, конечно, от того, сохранит ли посольство США свое нейтральное отношение лично к третьему президенту и вероятному будущему премьер-министру Армении Сержу Саргсяну.
Вопросы задавал Давид Степанян, по материалам: АрмИнфо
Армения безопасность Ближний Восток Нагорный Карабах политика и право