РОССИЯ В СИРИИ И «АРМЯНСКИЙ ФАКТОР»
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Олег ФОМИН | 23.11.2015 | 00:00
Более полутора месяцев прошло с начала проводимой по просьбе сирийского президента военно-воздушной операции России силами ВКС. Российские войска ежедневно наносят удары по командным пунктам, складам с вооружением и боеприпасами, сосредоточениям боевой техники запрещённой в России террористической организации "Исламское государство", оказывает поддержку ведущей наступление на боевиков сирийской армии. Параллельно с действиями военных, которые меняют расстановку сил в регионе, российские дипломаты активизировали усилия, направленные на достижение политического урегулирования сирийского кризиса. В Вене прошла вторая встреча по Сирии. Впервые в переговорах участвовал представитель Ирана. Появилась надежда на то, что конфликт будет урегулирован. К решению этой задачи подключились и российские общественные организации, оказывающие моральную и гуманитарную помощь сирийцам. Среди тех, с кем поддерживаются постоянные контакты – сирийские армяне, которых до начала военных действий насчитывалось более 150 тысяч человек. Многие из них объединились в отряды самообороны и оказывают сопротивление игиловским боевикам. По имеющимся сведениям боевики стараются не вступать с ними в бой, поскольку воюют они мастерски и отчаянно. О ситуации в Сирии и участии армян в борьбе с игиловскими боевиками мы попросили рассказать Олега Ивановича Фомина, сопредседателя Комитета солидарности с народами Сирии.
- Олег Иванович, вы недавно вернулись из Сирии. Поделитесь впечатлениями...
В Сирию на этот раз поехала достаточно представительная делегация, состоящая из депутатов Госдумы, представителей министерств и ведомств, политических партий и общественных организаций. На встречах мы говорили и о роли армян. Сирийские представители, руководители Сирии приводили в пример патриотическую позицию армян, которую они занимают в Кесабе, Аллепо. Они сражаются и в сирийской армии, и в отрядах самообороны, народном ополчении. Они рассматривают Сирию, будучи армянами, как свою родину, всячески ее защищают. Они выступают в поддержку режима нынешнего президента Башара Асада, пока идут военные действия. А когда военные действия прекратятся, тогда можно говорить о политических реформах, об изменениях в конституции. У сирийцев, даже на высоком уровне очень позитивное отношение и мнение об армянах.
- Говорят, игиловцы стараются не входить в бой с армянскими ополченцами...
Действительно, армяне хорошо воюют. Мне, к сожалению, не довелось быть этому свидетелем, но я знаю, что они очень грамотные, быстро усваивают военную технику. Несомненно, что они очень эффективные военные.
- Есть какие-то данные о количестве воюющих в Сирии армян?
Многим из них пришлось эмигрировать в Ливан, небольшая часть уехала в Армению, в Европу, Америку. Те, кто уехал в Ливан, после военных действий собираются вернуться в Сирию, к своим родным домам и очагам. По нашим сведениям, несколько десятков тысяч армян продолжают оставаться в Сирии. Их всегда было мало, в основном в Алеппо, вокруг него. Между Латакией и турецкой границей. Сегодня они есть в Хасаде.
- Какую роль они играют в защите христианства? Ведь в Сирии идет исход христиан из колыбели христианства...
Удары террористов направлены не только против христиан, за всем этим стоят геополитические интересы разных стран. Конечно же, армяне воспринимают себя как часть христианской общины Сирии, выступают вместе с православной церковью, с сирийской ортодоксальной, сиро-яковитской церковью, греко-католической. Они считают себя неотъемлемой частью христианского населения Сирии.
- Какие меры предпринимаются по защите и сохранению христианских памятников, святынь?
Там где возможно они защищаются и сохраняются. Но нам называли количество разрушенных христианских церквей, где-то около полутора сотен. Полностью уничтоженных нет, но исковерканных и изуродованных множество. Просто недостаточно сил, возможностей по недопущению подобного варварства. На 70% территории Сирии сегодня хозяйничают игиловцы. Оскверняют и надругаются и над христианскими святынями, и древнеримскими уникальными сооружениями, языческими памятниками. Разрушают алтари, сносят кресты, и вообще, убивают христиан. Лозунг игиловцев - "алавитов в могилу", "христиан в Ливан". Но к сожалению, христиан больше уничтожают, головы отрубают, распинают, христианских женщин продают в рабство, в наложницы берут...
- Ваше общество не раз организовывало доставку гуманитарной помощи сирийцам. С какими трудностями сопровождается эта акция?
У нас только одна трудность. Гуманитарную помощь мы можем доставлять или рейсом сирийских авиалиний, который совершает рейс раз в неделю и больше двух тонн взять не может, потому что самолет небольшой, или при помощи МЧС России. А поскольку в интересах безопасности наших граждан полеты наших авиакомпаний запрещены, то мы можем доставлять гуманитарную помощь с помощью МЧС только в Латакию. Из Латакии доставлем в Хасати, где оказываем помощь христианским общинам - ассирийцам, армянам, которые там живут. Дальше уже невозможно. Если бы небо было открыто, можно было бы доставить помощь непосредственно в Хасад, Алеппо.
- В сборе, комплектации гуманитарной помощи в России принимают ли участие армянские организации? Оказывает ли помощь сирийским армянам Армения?
Такой координации у нас нет. Но насколько я знаю, некоторые армянские организации самостоятельно оказывают помощь через свои каналы. Хоть и сами по себе, но работаем в одном направлении. Наверняка армянские организации имеют возможность через родственников, близких оказывать помощь.
- Можно сказать, что российский Комитет солидарности с народами Сирии помог российскому государству в определении правильной политики в отношении Сирии?
Императорское Православное Палестинское общество – сегодня в Сирии у всех на устах. И пресса о нас писала, 12 крупных партий гуманитарной помощи самолетами МЧС доставила. Скоро состоится официальная регистрация отделения общества – Сирийского Православного императорского Палестинского общества. Они вспоминают те времена, до 1914 года, когда на территории Сирии действовало 77 общеобразовательных школ, принадлежащих нашему обществу. А сейчас речь идет о закладке камня для строительства русской школы. Через 100 лет мы как бы возобновляем свою культурную-просветительскую деятельность в Сирии.
- Недавно в Москве побывал президент Сирии Башар Асад. Уже намечены какие-то перспективы экономического сотрудничества?
Об этом речь тоже шла. Скоро туда выезжает Д.Рогозин, он возглавляет российскую часть сирийско-российской правительственной комиссии. Это говорит о том, что есть конкретные проекты, разговор будет идти о масштабных проектах. Недавно мы поставили в Сирию 100 тысяч тонн пшеницы, хотя раньше они сами экспортировали, а сейчас импортируют. Пшеницу выращивали в районах, которые сейчас оккупированы.
- Башар Асад пригласил к сотрудничеству и крупные российские нефтегазовые компании...
Там большие перспективы. Наша РЖД там имеет перспективы для развития. Так что будем сотрудничать. Они хотят, чтобы основными инвесторами в восстановлении экономики были российские компании. Затем китайские.
- Чем, на ваш взгляд могла бы помочь Сирии Армения? Хотя бы армянской общине?
Армения могла бы послать какой-нибудь передвижной госпиталь, помочь продуктами питания, лекарствами. Хотя у Сирии была мощная фармацевтическая промышленность, где, кстати, работало много армян, она сегодня в основном разрушена. Армения могла бы принять детей на отдых в летние лагеря. Насколько я знаю, это делается. Возможностей множество.
- Как вы сами оцениваете перспективы мира и сотрудничества в Сирии?
Оптимистично. Потому что правда на нашей стороне, наш бог, Аллах, Христос, который и у сирийских христиан называется Аллах, некоторые думают, что только у мусульман, Бог с нами. Мы победим.
Подготовил Эдвард Сахинов
Армения Ближний Восток диаспоры Россия терроризм христианство