ПАРКЕВ МАРТИРОСЯН: «ПРОБЛЕМ С МУСУЛЬМАНАМИ У НАС НЕТ»
ИНТЕРВЬЮ | Паркев МАРТИРОСЯН | 16.11.2015 | 18:14
1 комментариев
Впервые в Москве прошли «Дни Арцаха в Москве» - непризнанного независимого государства, отмечающего свое 25-летие. В рамках дней прошла пресс-конференция президента НКР Бако Саакяна в информационном агентстве «Регнум», круглые столы, посвященные проблеме урегулирования конфликта, концерты, литературные вечера, знакомство со вкусной кухней Арцаха. В последнее время участились столкновения между азербайджанскими военными и армией обороны Нагорного Карабаха. Представители оборонного ведомства НКР утверждают, что в случае начала широкомасштабных военных действий против НКР ответ будет адекватным. Характерно, что как отмечают специалисты, боевой дух карабахской армии на самом высоком уровне, чего не скажешь о его противнике. Один из тех, кто пестует и постоянно поддерживает этот дух - Архиепископ Паркев Мартиросян, предводитель Арцахской епархии армянской святой апостольской церкви, который в рамках дней Арцаха в Москве презентовал в агентстве «Регнум» свою книгу «Армяне и эсхатология», которая, по мнению некоторых специалистов, содержит сенсационные открытия. Предлагаем эксклюзивное интервью владыки нашему корреспонденту.
- Владыка, в каком состоянии сегодня Карабахская епархия армянской апостольской церкви?
Паркев: Слава богу, развиваемся. Могли бы, конечно, более высокими темпами. Но постоянная угроза войны, попытки изолировать нас, экономическая блокада сильно тормозят движение вперед. Мы вновь открыли нашу епархию в 1989 году, спустя 60 лет после того, как в 1930 году Азербайджан полностью очистил епархию и сразу же после провозглашения выхода из состава Азербайджана. Сегодня у нас уже построено и восстановлено 70 монастырей и церквей. Реставрируются еще 10-12 храмов. Потихонечку продвигаемся вперед. Наша епархия за эти годы напечатала и издала 85 книг, несмотря на военное положение. Еще в 1998 году сумели ввести церковное образование в школах, именно в Карабахе с первого по 10-й класс. Потом этот опыт переняла Армения. Институт капелланов мы ввели в Карабахе с 1991 года. И сейчас по всей Армении этот институт работает, благодаря благословению Святого Эчмиадзинского Первопрестола. Работают воскресные школы, культурные центры. Уже есть несколько церковных библиотек, 3 официальных библиотеки уже действуют.
- Чем вы объясняете широкое признание Карабахской епархии? В какой-то мере она опережает признание Нагорно-Карабахской республики, как независимого государства.
Паркев: Карабахская епархия прежде всего – составная часть Армянской апостольской церкви, в подчинении которой более 50 епархий по всему миру. И наша епархия одна из этих 50.
- Речь о том, что она более известна...
Паркев: Возможно потому, что у нас была тяжелая ситуация, шла война. И армяне по всему миру выходили на контакт через церковь, изъявляли желание помогать нам. Естественно, большинство стремились отдать дань уважения своей церкви и особенно карабахской епархии, которая переживала тяжелые времена.
- Какое участие принимает Карабахская епархия в становлении независимого карабахского государства?
Паркев: Наша церковь всегда была с государством, со своим народом. И мы тоже не исключение. Мы пытались помочь во всем. В становлении государства, нашего общества, нашей армии. Это же наши духовные чада. Где дети, там и родители. Так что, это закономерно.
- О ваших священнослужителях в народе ходят легенды за их неординарность, отвагу и удивительные способности, многие из них принимали участие в военных действиях...
Паркев: Это нормально. Мы же защищали свою родину. Это наша земля, мы ее граждане. Несем ответственность за нашу землю и жизнь своих граждан. Так что все мы обязаны защищать свою родину. Независимо от своего статуса, ранга и возраста.
- То есть, в случае начала военных действий смените крест на автомат?
Паркев: Если дойдет до этого, то придется. Почему нет? Когда уже деваться некуда, что еще делать?
- Иногда карабахский конфликт трактуется как борьба между исламом и христианством. Так ли это?
Паркев: Никакого христианско-мусульманского конфликта не существует. У нас вообще нет никаких проблем с мусульманами. Ни с мусульманами, ни с буддистами, ни иудеями. Кто-то специально хочет, чтобы так было, хочет посеять мировой пожар… Не надо экстраполировать радикальных исламистов на весь исламский мир.
Когда начинался карабахский конфликт, в нем не было религиозной составляющей, но некоторые силы пытаются использовать его и представить, как религиозный конфликт. Если бы мы конфликтовали бы с мусульманами, разве мы стали бы восстанавливать и реставрировать персидскую шиитскую мечеть в Шуше? Даже привлекли к работам иранских специалистов, чтобы избежать каких-либо обвинений. Армяне не воюют с памятниками и святынями других народов.
Мы люди нормальные, мы с памятниками не воюем. Если это их святыня, пусть останется их святыней. Что, мы должны разрушать чьи-то святыни? С какой стати? Мы должны уважать мусульман. У них своя вера, у нас с вами своя.
При этом, некие силы, в частности мировые СМИ, пытаются искусственно создать исламо-христианский конфликт. В этой связи вспомните, как активно распространяли мировые СМИ роман Салмана Рушди «Сатанинские стихи», карикатуры с изображением пророка Мухаммеда в датской газете и французском журнале CharlieHebdo.
Как можно издеваться над религией другого человека? - я это просто не понимаю.
- Как обстоят дела с реставрацией старинных церковных памятников, которых в Карабахе множество?
Паркев: У нас много древних объектов, что на языке искусствоведов и ценителей старины принято называть «жемчужинами». Мы стараемся, чтобы они сверкали во всей своей красе. Отреставрировали Ганзасарский монастырь, Амарасский монастырь, Дадиванк, Титернаванк и ряд храмов, которым по 800-900 лет. Так что в этом направлении работаем. Но их очень много, средств на все не хватает.
- Кстати, откуда изыскиваете средства?
Паркев: Наши соотечественники из-за рубежа помогают, из Армении, в самом Карабахе государство помогает, есть даже при правительстве управление по реставрации старинных памятников. Так что, из госбюджета тоже перечисляются деньги. Отдельные личности помогают. К нам приезжает очень много потомков карабахцев, выходцев из Карабаха, которые пытаются восстановить в селах, где жили их родители или предки, религиозные памятники. И таких очень много.
- Какова численность общины епархии? Сколько людей примерно она насчитывает?
Паркев: Население Карабаха сегодня составляет 150 тысяч человек, не считая тех, кто живет за его пределами. Все они относятся к нашей епархии. Таковыми во всяком случае, они себя считают.
- Что побудило Вас написать книгу?
Паркев: Я 30 лет искал темные места в Библии, еще со студенческих лет. Мне удалось найти кто такой Антихрист, где родился, где будет воспитываться, куда его переведут. Что это за племена «гог-магог», 22 племени. Из этого количества 2 племени я знаю, а вот с остальными не могу ни в одной энциклопедии, словаре найти кому они соответствуют. Предполагаю, но нужны научные обоснования.
В этой книге, согласно этим пророчествам конец мира, эсхаталогия- учение о конце мира, все начинается с движения арабов с дельты реки Нил и Саудовской Аравии. Они врываются на территорию Израиля, начинается исход израильтян, они разрушают юг Европы, Сицилию превращают в пустыню, весь Ближний Восток, разрушают, Персидскую империю. Это третья империя по видению пророка Даниила. Первая- это Вавилон, вторая Мидия, третья - Персия. Ну а четвертую - Римскую, разрушает сам антихрист. Но что интересно. Когда в июне прошлого года напечатал книгу, я тогда не предполагал, что появится такое понятие как «ИГИЛ». Оно появилось в ноябре. Мне пришлось делать второе издание и внести кое-какие добавки. Я сюда включил семнадцатую главу пророка Исаи и исламские пророчества, где черным по белому написано, что к концу времен начнется межисламская смута между Ираком и Сирией. То, что нам напоминает сегодняшний день. Там упоминается город Шама. Это старое название Дамаска. У пророка Исаи в этой же главе написано: «в конце концов Дамаск будет превращен в руины и будет пастбищем для скота». В исламских пророчествах в Хадисах есть два пророчества, они говорят: «будет великая битва за город Дебик - это недалеко от сирийского города Ракка, сегодняшняя столица «ИГИЛ»-а - там говорится, что в начале там победят христиане, а во второй битве ислам одолеет христиан. И оттуда пойдет их нашествие.
- Кстати, что скажете об исходе христиан из Сирии? Это же прародина христианства...
Паркев: Не только из Сирии, уже 20-30 лет, как начался исход христиан из Ближнего Востока. Это, конечно, большая и нехорошая политика по исходу христиан с их истоков.
- Недавно еще одну армянскую церковь разбомбили... 160 христианских церквей уничтожили.
Паркев: Не только армянскую, но и другие христианские церкви. Это очень плохо. Натуральный вандализм. Мы с вами наблюдали, как крайние радикальные исламисты разрушили 60-метровую статую Будды. Пальмиру разрушили. Уникальные памятники человеческой циаилизации разрушают.
- Не пора ли объединиться христианским конфессиям, присутствующих на Ближнем Востоке? Православной, католической, армянской, греческой, ассирийской...
Паркев: Я считаю, что это вызов для всего мира, а не только для христианских конфессий. Это вызов прежде всего для самих мусульман, ортодоксальных мусульман. они же режут, убивают своих же мусульман. Из-за своих радикальных взглядов своих же муфтиев убивают. Не смотрят на то, что это духовное лицо. Это вызов Европе, всему миру, Америке, для мусульман, христиан, буддистов, синтоистов, ламаистов. Для всех. Это международный терроризм, который получил финансы, благодаря своей пропаганде зазывает молодежь в свои ряды со всего мира. Это очень опасно.
- Часть беженцев-армян из Сирии нашли убежище в Карабахе...
Паркев: Да, это так. Часть приехавших в Армению беженцев из Сирии, приехала в Карабах. Мы их обустраиваем, пытаемся дать им кров, обеспечить работой, даем земельные наделы. Пытаемся помочь, чтобы обустроились на своей исторической родине. Были бы защищены.
- Каково реальное количество верующих в Карабахе?
Паркев: Конечно, количество 100% верующих одному Богу известно. Считайте, что 99% населения - это наша епархия. Есть люди, которые примыкают к иным религиозным течениям, ну есть там 500 человек такого толка, 200 человек иного толка. Но это небольшой процент. У нас проблем в верующими нет. Есть проблема нехватки священнослужителей. Только нашей епархии сегодня не хватает как минимум 15 священнослужителей.
- Часть сирийских армян представляют армянскую католическую церковь...
Паркев: Есть, но их мало. Но это же наши же армяне. Поэтому проблем нет. Для них мы все готовы сделать.
- Каковы отношения карабахской епархии с Русской Православной Церковью?
Паркев: У нас самые прекрасные отношения. Какими высокими и чистыми были, такими и будут всегда. Это однозначно.
Подготовил Эдварод САХИНОВ
Ближний Восток ислам Нагорный Карабах христианство