НАУЧНАЯ БОМБА – НА «ИГ»: ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДА КАВКАЗСКОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КЛУБА В МОСКВЕ И МАХАЧКАЛЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Эдвард САХИНОВ | 16.11.2015 | 18:45
Вряд ли будет ошибкой или преувеличением утверждать, что военная операция российских ВКС в Сирии стала в мировых СМИ новостью номер один. Участие России в установлении порядка в Сирии вызвало невиданные и неожиданные тектонические сдвиги в мировой геополитике, обнажила неприглядную сущность западной политики во главе с США. Из разряда «региональной державы», как выразился президент Обама, Россия неожиданно для мирового сообщества, ставшего было привыкать к ее второстепенной, несущественной роли на мировой арене после развала Советского Союза, неожиданно для всех вдруг позиционировала себя как мощная и великая сверхдержава.
Однако очень важно, что на головы боевиков «ИГ» (запрещённая в России террористическая организация) сегодня падают не только сверхсовременные высокоточные бомбы и ракеты, разрушают их подземные хранилища и склады боеприпасов новейшие бетонобойные бомбы российского производства, но и задействовано не менее мощное оружие – научное, информационное, идеологическое. По утверждению высокопоставленных политиков, по своему значению оно не менее разрушительно и эффективно, чем реальные бомбы.
Уже много лет научное сообщество пытается разгадать секрет «притягательности» «ИГ». Не секрет, что в его рядах много образованных, профессионально подготовленных, прошедших обучение в лучших университетах Европы людей, прекрасно владеющих современными технологиями, обладающими знаниями в области информационных технологий. В рядах «ИГ» можно встретить и сыновей знаменитых американских режиссеров, и выпускников Гарварда и, к сожалению, выходцев из бывших постсоветских республик и России. Есть мнение, что уход «ИГ» – своего рода протест против актуальной западноцентричной идеологии, констатация того, что она не в состоянии обеспечить ясные и понятные перспективы, будущее для развития личности. Идеология общества массового потребления изжила себя, а новой и привлекательной пока нет.
Однако пока боевики «ИГ», террористический сброд из разных стран, под знаменем ислама попирают достижения цивилизации, дискредитируют настоящий ислам, зверствуют и проявляют невиданную жестокость. Издревле при ведении военных действий, в противостоянии с врагом, очень важно было иметь как можно больше информации о нем, понимать мотивы его поведения, его коммуникативные возможности. Как показывает практика, знания об «ИГ» в обществе, в том числе и российском, крайне поверхностны, не полны и не отражают его сущностных характеристик. Знания о противнике, его природе и характере не менее важны, а порою и решающие в разработке стратегии и тактики по его уничтожению.
30 сентября Россия вступила в борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» на территории Сирии по просьбе ее легитимного президента. Российская военно-воздушная операция является превентивной мерой, предпринятой, чтобы не допустить проникновения на территорию РФ и ее союзников боевиков «ИГ» и дестабилизации ситуации в Центральной Азии. Ранее Президент РФ с трибуны ООН призвал создать международную коалицию по борьбе с терроризмом, но этот призыв не был услышан, а против России началась настоящая информационная война.
Что ждет регион, если не остановить террористов «ИГ»? Почему ярые критики России привыкли делить террористов на «своих» и «чужих»? Насколько адекватно оцениваются угрозы от «ИГ»? Почему мировое сообщество не спешит объединиться? Как минимизировать угрозу терроризма для регионов постсоветского пространства и ШОС? 6 ноября в РИА «Россия сегодня» был представлен аналитический доклад «Исламское государство: сущность и противостояние», подготовленный Кавказским геополитическим клубом, в котором рассматриваются угрозы, которые несет в себе террористическое квазигосударственное образование для Евразии, анализируются возможные направления дальнейшей экспансии «ИГ» и предлагаются практические рекомендации по нейтрализации его деструктивного влияния.
По словам одного из авторов, секретаря-координатора Геополитического клуба Яны Амелиной, было довольно сложно написать аналитический доклад коллективом авторов из 9 человек. Необходимо было найти общий стержень. «ИГ» – сегодня одна из важнейших тем, ставшая в разы более актуальной после начала военной операции российских ВКС в Сирии. «Авторы и составители доклада постарались охватить все имеющиеся на тот момент материалы. По поводу «ИГ» написано очень много. Но если проанализировать, окажется, что информации не так уж и много. Готовя этот доклад, мы постарались, чтобы в его подготовке приняли участие люди, которые знают ситуацию не по интернету, а изнутри, владеют языками тех регионов, о которых пишут. И эта задача нами была реализована. Основные части были написаны людьми, которые имеют информацию из первых рук, сами побывали в «ИГ». И прочитать их наблюдения нельзя больше нигде. Андрей Григорьевич изучил огромный массив данных на английском языке, к содержанию которого надо было относиться очень и очень осторожно и критически. И только потом были сделаны выводы, которые позднее подтвердились». Яна Амелина подчеркнула, что сегодня ситуация с угрозой «ИГ» России в целом контролируется правоохранительными органами, боевики, просочившиеся на территорию России выслеживаются и уничтожаются. Нет никакого сравнения с тем, что было еще несколько лет назад, когда вооруженные бандиты переходили границы без особых проблем. Сегодня это просто невозможно.
В свою очередь, Андрей Арешев отметил, что сегодня очень большое внимание уделяется теме угрозы экспансии «ИГ» в страны постсоветского пространства. Состоялось немало встреч с участием глав государств, руководителей правоохранительных органов, спецслужб. Вызовы, стоящие перед государствами Центральной Азии в связи с возможной инфильтрацией различного рода террористических групп, как никогда актуальны. Представляется, что эта опасность была побудительным мотивом к развертыванию российской операции в Сирии, обусловленной необходимостью противостояния угрозам распространения терроризма на постсоветском пространстве.
Авторы аналитического доклада составили достаточно подробную хронологию событий, связанных с появлением «Исламского государства» и его экспансией, проанализировали десятки сообщений зарубежных изданий и информационных агентств, привели факты и выдержки, цитаты из выступлений и интервью высокопоставленных западных политиков, в которых четко прослеживается их помощь и заинтересованность в создании этого монстра XXI века. В отдельном разделе описана деятельность этой террористической организации в России, странах СНГ и Европе. У читателей вызовет несомненный интерес описание деятельности резидентов «ИГ» в российском Поволжье, Крыму, Грузии, Азербайджане (там, по оценкам авторов, «халифат уже внутри»), Армении, Турции, которая продолжает свою двойную игру.
Особое место в ряду российских регионов, находящихся в фокусе внимания как «ИГ», так и различных западных структур, занимает Северный Кавказ, где доклад также был представлен в ходе ряда научных мероприятий и экспертных совещаний. Так, 12 ноября в Махачкале, в Дагестанском государственном университете состоялась научно-практическая конференция «ИГИЛ. Информационно-психологическое противодействие терроризму на Северном Кавказе». Организатором конференции является министерство печати и информации республики в партнерстве с Центром стратегической конъюнктуры, ДГУ, Лигой безопасного интернета.
Секретарь-координатор КГК Яна Амелина выступила с кратким обзором аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Исламское государство: сущность и противостояние». Она отметила, что «ИГ» создано не так давно – чуть более года назад, однако ему предшествовало несколько других террористических группировок, деятельность которых затрагивала в том числе и Северный Кавказ. «Свидетельств, что за так называемым международным терроризмом во многом стоят западные структуры, причем стоят очень давно, становится все больше. Это абсолютно очевидно и нет никакой необходимости углубляться в эту тему», – подчеркнула она. Конечной целью подобных группировок является ослабление России и в конечном итоге – исчезновение ее с карты мира.
Более подробно Яна Амелина коснулась ситуации на Северном Кавказе. «Всем известно, что с самого начала планировалось, что деятельность «ИГ» будет осуществляться на Северном Кавказе. Об этом не раз заявлялось, причем с угрозами Владимиру Путину «пошатнуть его трон». В июне этого года главари так называемых «вилаятов» так называемого «Имарата Кавказ» принесли присягу «ИГ». Однако сейчас уже вполне очевидно, что эта угроза носит больше пропагандистcкий характер, нежели реальный. «Пошатнуть трон» президента Путина исламскому государству за время своего существования отнюдь не удалось.
Это оказалось таким же блефом, как и угрозы «Имарата Кавказ» сорвать Олимпиаду в Сочи в 2014 году. Да, для этого предпринимались определенные действия, которые были пресечены совместными усилиями российских правоохранительных и силовых структур. Эти угрозы не остались незамеченными. Силовики провели ряд достаточно серьезных зачисток, и ситуация в регионе в последние два-три года значительно стабилизировалась. Это не говорит о том, что проблем больше нет или не будет, но констатировать, что ситуация сегодня намного лучше, просто необходимо. Конечно, этому способствовал в первую очередь упор на силовую составляющую. Два года назад вступили в силу поправки к УК РФ, которые ужесточают наказание за участие в незаконных вооруженных формированиях, что тоже сыграло свою роль. Правоохранители очень внимательно следят за ситуацией. Люди, которые проявляют интерес к «Исламскому государству», берутся под контроль, к ним применяются достаточно жесткие санкции, при попытке возвращения они проходят через судебные разбирательства. Жестко работают эти службы и с людьми, которые пытаются оказать финансовую поддержку исламскому государству. На данный момент возбуждено в общей сложности около 500 уголовных дел по всем подобным эпизодам», – сообщила докладчица.
Было отмечено, что, согласно последним опубликованным данным, на стороне «ИГ» воюет свыше 5 тысяч граждан России и государств Средней Азии, порядка половины из них составляют граждане РФ. Однако 2,5 тысячи боевиков «ИГ» российского происхождения составляют ничтожную долю в сравнении с 20 млн. проживающих в России мусульман. «При этом отрицать наличие проблемы «симпатизантов» «ИГ» в российском мусульманском обществе, безусловно, не приходится, - подчеркнула Амелина. – Хотя идеология и практика «ИГ» многократно осуждена и запрещена российским и международным законодательством, а также известными мусульманскими богословами, тем не менее, туда продолжают отправляться».
Коснулась она и мотивов того, почему российские мусульмане едут воевать на стороне «ИГ». По ее мнению, российское государство проигрывает в самом главном – идеологическом противостоянии радикальному исламизму. «Россия не дает никакого идеологического ответа на вызовы радикального ислама, - считает секретарь-координатор КГК. - Очевидно, что массово поднять российских мусульман на так называемый джихад в рядах «ИГ» совершенно невозможно, но формирование объединяющей подавляющее большинство россиян идеологической альтернативы является первоочередной задачей.
Как относиться к тем, кто уходит в «Исламское государство»? К сожалению, в последнее время часто можно услышать достаточно странные слова о том, что это, мол, наша беда, наши обманутые, запутавшиеся дети и т.д. Никакие они не дети - они преступники, которые осознанно сделали свой выбор в пользу человеконенавистнического террористического образования, и относиться к ним нужно соответствующе. Ситуация с Варварой Карауловой говорит, что государство движется именно в этом направлении».
Третья часть аналитического доклада посвящена противостоянию «ИГ», которое должно заключаться во всемерной поддержке традиционного ислама, проведении активной разъяснительно-пропагандистcкой кампании, разоблачающей заблуждения сторонников «ИГ» и других радикально-исламских группировок, развитии и укреплении соработничества Русской православной церкви и лидеров Духовных управлений мусульман.
Как упоминалось выше, не меньшую опасность представляет «ИГ» для стран Средней Азии, традиционно входящих в сферу интересов России. И хотя аналитический доклад имеет свою целевую аудиторию, рекомендуется политологам, религиоведам, исламоведам, преподавателем соответствующих дисциплин, он, несомненно, будет интересен всем, кто интересуется проблематикой радикального исламизма и политической ситуацией на Ближнем Востоке и Большом Кавказе. А поскольку сегодня этот регион находится в сфере пристального внимания всего мирового сообщества и особенно российского общества, можно уверенно сказать, что подготовленная российскими политологами под редакцией Яны Амелиной и Андрея Арешева «научная бомба» попадет точно в цель, как и реальные высокоточные российские бомбы и ракеты, сбрасываемые сегодня на позиции «ИГ» российскими ВКС.
При подготовке статьи использованы материалы РИА Дагестан.
По материалам: Кавказский Геополитический клуб
Ближний Восток Дагестан ислам Россия терроризм традиционализм